Доклад «Приобщение к иностранной культуре на внеклассных мероприятиях по английскому языку (о реализации познавательного аспекта на внеклассных мероприятиях по английскому языку)»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лобазовская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
«Приобщение к иностранной культуре на внеклассных мероприятиях по английскому языку (о реализации познавательного аспекта на внеклассных мероприятиях по английскому языку)»
Выступление на педагогическом совете школы
Подготовила:
Житникова Валентина Александровна,
учитель 1 квалификационной категории
Март -2016Приобщение к иностранной культуре на внеклассных мероприятиях по английскому языку (о реализации познавательного аспекта на внеклассных мероприятиях по английскому языку)
Житникова Валентина Александровна
В наши дни воспитание получает особое значение. Однако, сегодня вопросы воспитания ещё не рассматриваются как обязательные и злободневные, учитывающие взгляды учителей, обучающихся и их родителей.
Сегодня воспитанный человек – это не только член общества, принимающий и соблюдающий нормы человеческого общежития. Воспитанный человек сегодня – это высоко образованный профессионал, способный внести свой вклад в развитие общества, дать адекватную оценку развития общества, в котором он живет, а также направлениям воспитания, принятым в этом обществе, так как именно они, эти направления, и формируют становление человека в современном обществе, равно как и само общество в целом.
Иностранный язык в средней общеобразовательной школе несет большие воспитательные возможности: его изучение способствует расширению общего развития обучающегося, воспитывает культуру общения, знакомит его с историей, литературой культурными традициями и обычаями, других народов. Иностранный язык способствует разностороннему развитию школьников их возможностей в будущей самостоятельной жизни. Основополагаюшим принципом обучения иностранному языку является принцип коммуникативной компетенции, который формирует культуру общения, воображения и восприятия эстетики бытия народов стран изучаемого языка, способствует формированию у обучающихся восприятия мировой культуры, мировоззрения, способности сопереживать, постигать суть проблем, выдвигаемых другими людьми. Изучение иностранного языка способствует развитию у школьника потребности в самообразовании и саморазвитии. Как любой другой предмет гуманитарного цикла иностранный язык формирует всесторонне развитую, духовно богатую личность, способную к межязыковому общению в диалоге культур двух стран, родной страны и страны изучаемого языка.
Пути реализации воспитательных целей средствами иностранного языка определены содержанием курса посредством организации процесса обучения, т.е. многочисленными формами, методами и приёмами урочной и внеурочной деятельности.
В рамках реализации ФГОС внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая отличается по своим формам, от классно-урочной.      
Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.    Внеурочная деятельность при обучении английскому языку играет большую роль. Внеклассные мероприятия помогают осуществить коммуникативную сторону языка, усвоить учебный материал и научиться практически применять усвоенный на уроках языковой материал.
Внеурочная деятельность особенно важна в начальной школе. Анализируя опыт своей работы в начальной школе, прихожу к неутешительному выводу, что уже в начальной школе возникают у учащихся проблемы:
-  неудовлетворительное здоровье обучающихся, они быстро утомляются, снижается уровень их активности;
- низкая мотивация, часто школьник начальной школы не понимает, что такое иностранный язык, зачем он его изучает и почему нельзя сказать то же самое на родном, привычном языке.
Так как внеурочная деятельность проводится после основных уроков, то основной упор делается на достижение практических, образовательных и развивающих целей. Она позволяет решить несколько важных задач:
адаптацию ребенка к английскому языку;
оптимизацию учебной нагрузки обучающегося;
улучшить условия для развития коммуникативных возможностей ребенка.
Внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе решает следующие задачи по развитию универсальных учебных действий:
Усовершенствование фонетических, орфографических, лексических и грамматических навыков, умений говорения (вести диалоги), аудирования (умения слушать друг друга), письма, приобретенных на уроках. А это, несомненно, приводит к достижению предметных результатов;
Развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов (овладение логическими действиями сравнения, анализа, общения, построение рассуждений);
Развитие памяти, мышления, воображения, внимания обучающихся, их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов (метапредметные и личностные результаты);
Знакомство с представителями других культур (личностные результаты).
Повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Существует несколько форм организации внеурочной деятельности в начальной школе. Это - экскурсии, кружки, секции, занятия и т.д. Наиболее приемлемая, конечно же, форма внеурочной деятельности - это кружок. На занятиях кружка есть возможность сочетать индивидуальную, групповую и коллективную работу. Такая смена видов деятельности, позволяет сохранить интерес к проводимому занятию, и ребята не перегружены учебным материалом. При выборе тем я всегда советуюсь с ребятами, оставляя за собой направляющую деятельность. Детям я предлагаю несколько тем: от разыгрывания бытовых сценок до постановки отрывка из сказки. В начальной школе детей легко убедить в необходимости выбора, который поможет отработать урочный материал во внеурочной обстановке. В этой ситуации учитель выступает как психолог. К каждому занятию идет подборка нового материала, которая отсутствует в учебнике. Этим повышается интерес к изучению конкретной ситуативной темы.
На своих занятиях кружка я, конечно, использую ИКТ. Сегодня без широкого использования ИКТ построить процесс обучения невозможно. Особенно это касается фонетической и интонационной стороны отработки материала. Это также помогает формированию и совершенствованию языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования. 
С творческими отчетами выступаем перед обучающимися других классов школы, что повышает интерес к изучению английского языка.
Вместе с ребятами делаем творческие отчеты, презентации по пройденному материалу. Здесь ребята применяют знания и навыки, которые приобретают на других внеурочных занятиях, ИЗО, информатики.
Ребята сами распределяют обязанности при подготовке к отчётам и презентациям.
Конечно же, я, как координатор и направляющий, подсказываю, как правильно подбирать материал, распределять его по страничкам, соблюдать хронологию.
Все это помогает развитию их творческих способностей, работать как самостоятельно, так и в группах.  В группах работают ребята с различным уровнем владения языка. Групповая работа развивает чувство взаимопомощи, желание подтянуть языковой уровень товарища до своего, а свой на ступеньку выше.
Ещё один вариант представления своих достижений - участие в конкурсах, олимпиадах, защитах проектов. Участие в проектной работе готовит ребят к переходу в среднюю школу, так как на средней ступени обучения проектная работа является одним из обязательных видов деятельности на уроках в изучении английского языка.
Основное внимание во внеурочной деятельности я стараюсь сконцентрировать на познавательных, развивающих и воспитательных аспектах.
Познавательный аспект
Предполагает знакомство детей с культурой, литературой, нравами, обычаями, праздниками стран изучаемого языка. Это способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения.
Развивающий аспект
Предполагает усиление мотивации к дальнейшему изучения английского языка путем применения учебных умений, формирует у детей готовность к общению. Развивает коммуникативные умения в четырех видах деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, а также технику чтения, фонетику, интонацию.
Воспитательный аспект
Способствует воспитанию толерантности и уважения к новой до сих пор незнакомой культуре. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Знакомство с миром зарубежных сверстников.
Все это не только углубляет и расширяет знания английского языка, но и развивает творческую активность детей, повышает мотивацию к изучению языка и культуры англоговорящих стран.  
Очень важно, как на этих занятиях построена система оценивания. Для ребенка важно то, что его знания и умения не сравнивают с другими детьми, а на основе анализа его собственного продвижения подтягивают уровень знаний до среднего по группе. На этих занятиях деятельность ребенка оценивается не баллами, а поощрением со стороны учителя, доверием других ребят, их желанием работать вместе.
Программа внеурочной деятельности по английскому языку дает возможность проведения занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Языковая и речевая компетенция отрабатываетя и совершенствуется в процессе  выполнения заданий различного формата:
1. Речевые и фонетические разминки.
2.    Стихотворные примеры, рифмовки.
3.    Игры, ролевые игры, инсценировки.
4.      Рисование. (Развитие мелкой моторики).
5. Просмотр мультфильмов с целью аудирования и обогащения словарного запаса.
6 . Разучивание песенок на английском языке.
7. Употребление формулы речевого этикета, клише.
8. Упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.