Выступление на педсовете Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками — важнейшее условие повышения качества УВР

Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками –важнейшее условие повышения качества УВР
СЛАЙД 1. Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, но она актуальна, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли. Готовясь к выступлению, я прочитала несколько статей, в которых коллеги делятся опытом работы по взаимодействию классного руководителя с учителями-предметниками. Я увидела, что все предложенные в статьях способы взаимодействия мы с вами используем в своей работе. Давайте поговорим о том, что мы с вами должны делать и делаем в области взаимодействия.
СЛАЙД 2. Можно спросить любого человека помнит ли он, как впервые пошёл в школу? Фактически все ответят, что помнят, ведь это же один из самых важных и главных дней в жизни любого человека. Практически все назовут имя своей первой учительницы и смогут описать, как она выглядела, говорила, одевалась. Первой учительнице во всём доверяли, слушались, хотели услышать её похвалу. Именно поэтому первую учительницу часто называют второй мамой и помнят всю жизнь. Роль учителя в  начальной школе необычайно велика. Это и  учитель, и воспитатель, и авторитет, и источник знаний и... самый умный, самый правильный и самый замечательный человек для школьника младших классов. Учитель начальной школы может дать полную характеристику каждому своему ребёнку. Он знает все сильные и слабые стороны каждого подопечного, может предвидеть пути его ближайшего развития. Педагог начальной школы хорошо знает не только своих детей, но и их родителей, часто вхож в семью. Мамы, папы, бабушки и дедушки идут к учителю своего ребёнка за советом, за результатами обучения, за поддержкой и помощью в проблемных ситуациях.
СЛАЙД 3. В начальной школе появляются 5 предметов, которые ведут учителя-предметники, поэтому классный руководитель обращает внимание учителя физкультуры, английского языка, музыки, рисования, ОРКС на потенциальные возможности каждого своего обучающегося. И в свою очередь, об успехах и способностях маленького школьника учитель-предметник, прежде всего, расскажет классному руководителю. Учителя очень тесно взаимодействуют первостепенно с классным руководителем, а уже потом с родителями младших школьников.
СЛАЙД 4. С переходом в основную школу школьник оказывается в предшоковом состоянии. Его оторвали от «мамки». Многие дети довольно долгое время не понимают, куда и к какому учителю они должны идти. Ведь в начальной школе учителя-предметники сами приходили за ними в класс и после урока приводили обратно. У каждого учителя свой стиль, свой ритм, свои приоритеты. Именно поэтому школьники часто устают, начинают отставать в учёбе, теряются в кружках и во внеучебной деятельности. Было бы идеально, если уже в четвёртом классе был бы назначен классный руководитель для будущих пятиклассников. Этот педагог имел бы возможность заранее посещать уроки в начальной школе, знакомиться с детьми и даже с их родителями. Но назначить классного руководителя годом раньше достаточно сложно, поэтому новому классному руководителю в пятом классе надо установить контакт с учителем начальной школы. И уже через неё ближе познакомиться с детьми. Именно взаимодействие с учителем начальной школы и школьным психологом поможет новому классному руководителю получить правильное представление о детях, которых он получил для своей работы.
СЛАЙД 5. Именно в пятом классе многие школьники не подтверждают своих результатов по ряду предметов по сравнению с начальной школой. Во многом это связано с проблемой психологической адаптации, а не с возможностями ребёнка. На этом этапе важную роль должны сыграть родители. В такой ситуации им необходимо общение с классным руководителем и с учителем- предметником. Многие родители продолжают по- прежнему доверять свои проблемы классному руководителю. Именно в нём они видят своего помощника, именно в классном руководителе родители хотят найти куратора и наставника своему ребёнку. Часто родители просят классного руководителя передать что-то учителю-предметнику, не отваживаясь лично идти к нему. По их мнению, педагоги как коллеги быстрее и проще договорятся между собой. Классный руководитель становится звеном между родителями и учителями-предметниками. Каждому ребёнку присущ свой стиль и темп обучения. Одни дети всё схватывают «на лету», другим необходимо время, чтобы вникнуть и разобраться в учебном материале.
Не каждый учитель-предметник может сразу заметить таланты в большом классе. Поэтому именно классный руководитель должен подсказать предметнику, в каких именно условиях способен раскрыться каждый школьник: одному нужны дополнительные занятия, другому больше времени на выполнение задания, третьему более простое изложение темы, а четвёртому необходим постоянный дополнительный материал, иначе он будет просто мешать другим детям заниматься. Опытный педагог-предметник всё это и сам поймёт, но если уроки проходят один раз в неделю, то предметнику потребуется больше времени на детальное знакомство с классом.
СЛАЙД 6. Классному руководителю следует изучить, а затем информировать учителей-предметников и об интересах обучающихся класса: их увлечениях, кружках, в которых они занимаются, областях знаний, в которых они хотели бы себя проявить.
СЛАЙД 7. Это помогает учителям-предметникам в организации внеурочной деятельности в классе: написании исследовательских работ, участии в конкурсах и соревнованиях. Многие наши обучающиеся активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.
СЛАЙД 8. Классный руководитель реализует большую часть воспитательных задач, решаемых в школе по отношению к своему классу. Постоянный мониторинг развития каждого ребёнка обязательно опирается на информацию, получаемую от учителей (как в виде оценок, так и в результате бесед, письменных сообщений). Учитель является источником информации об учащихся для классного руководителя. Процесс обучения будет успешным, если учитель имеет возможность общаться с родителями обучающихся. Классный руководитель координирует взаимодействие родителей обучающихся и учителя- предметника. Современная школа  организация, выполняющая обучающие и  воспитательные функции. Учителя-предметники реализуют задачи, связанные с  обучением ребёнка. Но процесс обучения может быть качественным лишь при условии, что учитель хорошо знает психологические особенности каждого ребёнка, его возможности и способности. Отсюда вытекает предпосылка взаимодействия учителя-предметника и классного руководителя.
Подводя итоги, сформулируем способы взаимодействия.
1) Изначально следует наладить тесный контакт с учителем начальной школы и психологом школы с целью получения полной характеристики каждого подопечного; 2) Затем поделиться с учителями-предметниками полученной информацией; 3) Приглашать на родительские собрания учителей-предметников как для ознакомления родителей с требованиями, предъявляемыми учителями, так и для решения возникающих проблем в классе; 4) Осуществлять постоянный мониторинг развития каждого ребёнка, опираясь на информацию, получаемую от учителей-предметников; 5) Выявлять интересы детей и информировать учителей-предметников с целью планирования совместной внеурочной деятельности; 6) Регулировать отношения между учителями и детьми, между педагогами и родителями. В свою очередь учителям-предметникам следует охотно идти на контакт с классным руководителем и родителями, оказывать помощь обучающимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности, сотрудничать с обучающимися класса во внеурочной деятельности.
СЛАЙД 9. Такое взаимодействие поможет обучающимся найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.