«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы

«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»
С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы, воспринимается как непреодолимая проблема. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, просчеты, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.
Поэтому перед данным педагогическим советом стоят достаточно сложные задачи:
- актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии классных руководителей и учителей предметников,
- содействовать формированию своеобразной профессиональной конвенции (договора) педагогов школы о порядке взаимодействия в системе «классный руководитель – учителя предметники»,
- спроектировать на основе конвенции корректировку сложившейся практики работы и организационные схемы, поддерживающие изменения.
Для решения названных задач необходимо провести подготовительную работу:
- анкетирование классных руководителей и учителей предметников, анализ полученных данных - выявление наиболее острых трудностей взаимодействия,
- изучение научной литературы, освещающей пути решения проблемы,
- разработка схемы проведения педагогического совета, решения организационных вопросов
Выступление заместителя директора по воспитательной работе на тему «Роль взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками в управлении образовательным процессом в школе, проблемы взаимодействия классных руководителей и учителей предметников» - анализ результатов анкетирования классных руководителей и учителей – предметников (15 минут). 
Инструктаж по организации работы проектно-аналитических групп (3 минуты). 
Аналитическая работа по группам «Оценка сложившейся практики работы взаимодействия классных руководителей и учителей – предметников» (10 минут). 
Выступление проектно-аналитических групп (4 группы по 2 минуты). 
Сообщение руководителя методического объединения классных руководителей на тему «Возможности построения взаимодействия классных руководителей и учителей – предметников по модели «команда» (10 минут). 
Проектная работа по группам «Корректировка сложившейся практики работы и разработка организационных схем, поддерживающих изменения» (15 минут). 
Выступление проектно-аналитических групп (4 группы по 3 -5 минут). 
Анализ и рефлексия педагогического совета – выступление редакционной группы, секретарей, принятие решения (10 минут). 
Общая длительность педагогического совета 1,5 часа
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи классного руководителя: создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Функции классного руководителя:
-Обеспечение жизни и здоровья обучающихся 
-Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями 
-Содействие освоению школьниками образовательных программ 
-Воспитание у обучающихся патриотических чувств 
-Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения 
-Развитие социальной компетентности учащихся 
-Программирование воспитательной работы с классом 
-Профилактическая работа 
-Пути повышения эффективности взаимодействия классных руководителей
и учителей-предметников
Классный руководитель и учителя-предметники  -Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. 
-Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. 
-Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. 
-Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. 
-Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных и профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями. 
-Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком 
-Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов.
Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.
-Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями. 
-Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
Оно необходимо для:
-Помощи в работе по развитию познавательных интересов; 
-Содействия при контакте с родителями учащихся; 
-Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения; 
-При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:  -Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); 
-Отслеживание выполнения классом контрольных работ; 
-Организация малых педсоветов; 
-Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом; 
-Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение); 
-Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; 
-Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель. 

15