Рабочая программа логопедического кружка Развитие фонематического восприятия у младших школьников


Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №28 «Адаптивная школа»
г. Волжского Волгоградской области.
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ N28 «Адаптивная школа» ___________ О.Е.Тупикина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА
«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
для обучающихся 3 классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Учитель-логопед МОУСОШ№28«Адаптивная школа» Тупикина Н.А.
Пояснительная записка
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.
Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами, и родителями детей.
Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.
В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. В структуре психолого-педагогической классификации нарушений речи фонематическое недоразвитие (ФН) следует вычленять как самостоятельное нарушение речи, наряду с ФФН, ОНР и нарушением произношения отдельных звуков (фонетическим недоразвитием).
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябарь» - ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение букв.
Смешиваются обычно следующие фонемы:
Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических противопоставлений:
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения, проблемы в усвоении программного материала. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.Задачи курса:
развитие фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики ;формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Адресат программы: программа составлена для обучающихся 3 классов с нарушением письма и чтения, обусловленным фонематическим недоразвитием речи.Длительность программы: Курс включает в себя занятия в течение одного года, на 30 часов, проводятся 1 раза в неделю.Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.Условия реализации: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Формы организации деятельности учащихся:- групповая,- работа в парах,- индивидуальная.Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:Знать:
термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква,
артикуляция и т.д;
все буквы и звуки родного языка;
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
гласные и согласные звуки;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных
на письме.Уметь:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные, твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков

Список литературы
Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Количество
часов Темы фронтальных занятий Наглядно-дидактический материал
1 Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных, побудительных предложений Таблицы знаков препинания, названий предложений, схемы предложений
1 Родственные, однокоренные слова. Корень слова Плакат с изображением чудо-дерева; карточки-яблоки с од-нокоренными словами; карточки-ребусы, презентация
2 Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-еИгры «Доскажи слово», лото «Сложные слова»
1 Приставка. Роль в словообразовании. Графическое выделение Игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида)
1 Смысловая нагрузка приставок. Приставка, в однокоренных гнёздах Игра «Ромашка», карточки
1 Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями Дидактический материал на доске, раздаточный материал
1 Приставки с гласной о Таблица-памятка «Приставки с гласной о»
1 Приставки с гласной а Таблица-памятка «Приставки с гласной а»
2 Предлоги 2 Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения Схема-таблица предлогов, карточки
1 Разделительный твёрдый знак. Правописание Игра «Сложи слово»
1 Разделительный Ъ и Ь. Правописание Игра «Доскажи словечко»
1 Разделительный Ъ и Ь. Выборочный
диктант Карточки,таблица-памятка1 Ударение. Ударные и безударные гласные Ритмизированные задания. Игра «Послушай и повтори»
1 Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Тренировочные упражнения Слоговые, звукобуквенные схемы. Картинный материал
1 Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант Кроссворды. Раздаточный
материал
1 Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами Зрительные опорные схемы для запоминания правописания словарных слов. Загадки
1 Проверочная работа по разделу: «Безударные гласные». Работа над ошибками Слуховой диктант. Тест
1 Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение Карточки-ребусы
1 Смысловая нагрузка суффиксов. Суффикс в однокоренных словах Схемы слов
1 Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание Набор картинок, таблица-памятка, схемы слов
1 Суффиксы, указывающие на профессиональные занятия людей. Словообразование. Правописание Набор картинок «Профессии людей», загадки
1 Суффиксы глаголов. Словообразование. Графическое выделение Таблица-памятка
1 Окончание. Грамматическая форма имён существительных единственного, множественного числа. Графическое выделение Набор картинок, схемы слов, презентация
1 Проверочная работа по разделу: «Морфемный анализ и синтез слов». Анализ проверочных работ. Работа над ошибками Тест
2 Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Итого
30 часов