Статья на тему: «Работа по формированию фонематического восприятия младших школьников»


Статья на тему: «Работа по формированию фонематического восприятия младших школьников»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Понятие «речь» очень обширно. Её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости.
По моим наблюдениям с каждым годом отмечается процесс увеличения количества детей, страдающих различными видами нарушений. Наиболее распространенными являются фонетико-фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
Недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся только одним звуком.
В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком, имеются специфические ошибки на замену и смешение букв.
Работа над фонетико–фонематическим восприятием предполагает:
- выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;
- определение места звука в структуре слова;
- определение звукового и слогового состава слова;
- подбор слов с заданным звуком или слогом;
- формирование слова из ряда звуков или слогов.
При работе с первоклассниками, имеющими фонематическое недоразвитие речи, необходимо глубоко изучать материал, посвященный гласным звукам и буквам.
Одним из элементов работы со звуками является восстановление звуков по оптическому образу артикулем. Логопед просит описать словами детали, по которым ребенок может соотнести то или иное изображение с конкретным звуком.
[А] – рот широко открыт, видны верхние и нижние зубы.
[О] – рот округлён, губы несколько напряжены, они прикрывают верхние и нижние зубы.
[У] – губы напряжены, округлены, выдвинуты вперед в виде трубочки, зубов не видно, отверстие гораздо меньше , чем для [ о].
[ Э ] – губы приобретают форму овала, видны верхние и нижние зубы, расстояние между зубами достаточно большое ( между ними свободно проходит указательный палец).
[ы] – губы слегка растянуты, видны верхние и нижние зубы, расстояние между ними гораздо меньше, чем для [ э] (указательный палец не проходит).
[И] – губы сильно растянуты( улыбка до ушей ), видны верхние и нижние зубы, расстояние между зубами минимальное.
Такой специфический подход к работе над звуками позволяет активно использовать метод прочитывания с губ отдельных гласных, произнесенных беззвучно, а затем и звукосочетаний, содержащих два, три, четыре звука:
[а] – [у], [а] – [у] – [и], [а] – [у] – [и] – [ы].
Регулярно делая подобные упражнения, дети приобретают способность с помощью слуха и зрения без затруднений выделять гласные в двух- и трехсложных словах. Эта работа служит прекрасной профилактикой пропусков и буквенных замен гласных на письме, а также опорой в процессе формирования слогового анализа.
Ребенку непросто осознавать, что такое звук, слог, слово, предложение,поэтому залогом успешного обучения детей абстрактным понятиям является использование занимательного наглядного материала.
Детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая для этого соответствующие символы. Домик с красной крышей символизирует гласный звук, с синей – твердый согласный, с зеленой – мягкий согласный. Рожица с ушами – звонкий согласный, а рожица без ушей – глухой.
Создание игровых ситуаций, способствует более успешному выполнению заданий. Например, с целью определения позиции звука в слове можно использовать пособие «Паровоз». Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1 –й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2 – й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3- й с данным звуком в конце слова. Для выделения заданного звука из слова детям предлагаются задания с использованием наложенных картинок. Ребенку необходимо выделить предмет с изучаемым звуком, определить его позицию в слове.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги можно использовать приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического(двигательного) анализаторов. Например, в упражнении «Грузовик» дети читают слово или называют картинку, делят слово на части, загружают в машину столько мешков, сколько слогов в слове.
При обучении детей звуковому анализу и синтезу слов подходит использование игры «Путаница», в ходе которой необходимо выделить начальные звуки в названиях предложенных картинок, вставить или вписать в соответствующие клеточки и прочитать полученное слово.

Для повышения эффективности коррекционной работы можно использовать экспериментальную деятельность детей. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему–либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Вот некоторые упражнения:
1. Конструирование букв. На столах – палочки, карандаши, фасоль, ниточки.
Детям предлагается выложить различные буквы. Они сами должны выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания букв.
2. Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другую? (Передвинутьпалочку, добавить и т. д.)
3.Игра «Слово рассыпалось». На доске слово с измененным порядком букв
(при этом может получиться не одно слово, а несколько, н – р: сосна – насос).
4.Придумывание слов на определенный слог( например:туча, туман, Тузик).
5. Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).
6. Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух – трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге…

7.Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.

8. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. (Н – р:
зайка – майка – чайка – гайка ).
9. Работа по слоговой таблице (составление слов из букв и слогов)

10.Выделение на слух слов на заданный звук. (Например, послушайте стихотворение и посчитайте сколько в нем слов со звуком [ с].
У сони посылка. В ней бусы и косынка.)11.Игра «Хлоп-топ». Послушайте слова. На звук [ з ]-хлопни, на звук[с ] топни.
Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам. Выполнение заданий
по индивидуальным карточкам имеет большое значение для детей:
- создают условия для ориентировачно – исследовательской деятельности;
- развивают различные стороны психической деятельности( внимание, мышление, память, речь) ;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить её самостоятельно;
- Формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для логопеда:
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с малоконтактными детьми.
Примерные задания. (Все задания сопровождаются яркими иллюстрациями).
1.Составь звуковые модели слов, сравни их.( Н – р: кот – кит.)
2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
3.Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
4. Соедини картинку со звуковой моделью или со слоговой схемой.

5. Определи место звука [ л’] в словах (в начале, середине, конце ). У каждого ребенка на парте карточка- полоска бумаги, разделенная на три равные части.
Фишки определенного цвета ( красная, зеленая, синяя) в зависимости от изучаемого звука.
Логопед называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в нужный квадрат.
6. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные звуки по глухости – звонкости.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы. Начинать следует со звуков, которые произносятся правильно, а затем с теми, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Одновременно надо проводить работу по развитию слуховой памяти и слухового внимания.
Всё это позволяет добиться более эффективных и скорейших результатов развития фонематического восприятия.