Статья Развитие фонематического слуха и восприятия у младших школьников

Развитие фонематического слуха
у младших школьников
Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых, так и речевых. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, сом, ком, лом, том). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Например, заменив всего один звук в слове на другой, мы получим совершенно иное значение: «стол – стул, миска-мишка».
Фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
К моменту обучения в школе большинство детей овладевают правилами звукопроизношения, имеют достаточно развитый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. Причиной как раз и является недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. Такой ученик с трудом представляет себе звуковой состав слова и с трудом осваивает его звуковой анализ.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил.

Вот примеры таких ошибок:
пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)
перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)
пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)
замена йотированных гласных (веселый – весюлый)
замена согласных:
свистящих-шипящих (завтра – жавтра)
парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)
сонорных (мебель – небель; круг – клуг)
аффрикатов (цапля – чапля)
обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)
недописывание слов (маска – маск)
раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге,  занавеска – за навеска)
Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение. Такие учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
1) пропуск букв, слогов, предлогов; 2) замена и перестановка букв, слогов; 3) «застревание» на какой  либо букве, слоге, слове; 4) недочитывание окончаний слов; 5) искажение слов; 6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов; 7) «угадывание» слов.
Интересно, что у одних детей замены и смешения букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, а у других – нет. Второй вариант встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. Дополнительные занятия учителей с такими учащимися по прописыванию несколько раз слов с «ошибками не на правила», переписыванию предложений и текстов, результата не дают, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся. Такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звуко-буквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.
Существует множество упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия. Чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года, а также не отнимала много времени на уроке и не надоедала детям, можно проводить упражнения в виде дидактических игр. Дидактические игры, как одно из продуктивных средств обучения, позволят, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия игра помогает организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, развивает внимание, а главное, стимулирует речь. В результате у детей появляется интерес к урокам русского языка. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только  по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся  с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.



Заголовок 115