Выступление на педагогическом совете. Тема: «Взаимодействие с учителями – предметниками


Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Взаимодействие с учителями – предметниками.
Дьяконова И.М.
Ноябрь 2015
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Вопрос о преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, не смотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации несколько.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного возраста» у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности.. Кроме того, по данным психологических исследований , у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Это объективно сложные и психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
Готовы ли к этому мы - учителя и родители? Необходимо подчеркнуть, что в данном случае готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни, но и волевые усилия взрослых для их преодоления. Именно это, как показывает практика, дети встречают значительно реже.
Важнейшей причиной трудностей, обуславливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в I классе.
К нам приходят разные дети: из сада, домашние, со своими особенностями, с разным уровнем развития, с внутрисемейными проблемами, с разными характерами. И надо «лепить», лепить хороший коллектив, чтобы каждому (!), каждому было комфортно. Один под парту лезет и ложится во время урока, другой собирает портфель, встает и идет к двери, говорит: «Хватит! Я уже научился!». Все разные: всех надо усадить и чему-то еще научить. А, если таких детей много? К каждому нужно найти подход. И вот стоишь и думаешь: «Я (учитель), ты должна учить всех. На кого кивать? На папу с мамой, на генетику, на детские сады??».
Я к чему это сейчас говорю? Там у родителей, в детских садах все дети хорошие. У нас в начальной школе все дети хорошие. Приходят в пятый класс и «сразу все плохо»: дисциплины нет, оценки завышены, половину детей «зачем привели?» и т.д. и т.п.
Виноваты мы все! Мы – взрослые. (Я сейчас высказываю свою точку зрения: никого не обвиняю, не перехожу на личности).
Считаю, что в данном случае добавляется субъективный фактор: это отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой.
В частности, по следующим аспектам:
Взаимодействие программ обучения (зачастую, класс, который обучался в начальной школе, по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной и учатся по учебникам, изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу).
Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала в средней школе значительно отличается от начальной школы. Поэтому нельзя забывать, что дети перешедшие в пятый класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу учителя, к правилам выполнения новых заданий. Особенно, когда учителя переходят от 11-го класса к 5-му.
Единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных классах и средних. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий. И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения. Учителя – предметники подчас не имеют возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, темп мышления, специфику восприятия). Учителя начальной школы имеют такую возможность в силу своей многопрофильности (например, дать дописать на перемене пять минут).
Поэтому учитель средней школы при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время, как в начальных классах (как правило) оценивание строится с учетом и профессиональных характеристик достижения результата.
Любой учитель понимает, инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя: «Ты не успел, значит не сдал». А уж тем более вырывать у ученика тетрадь со звонком.
Практическая реализация преемственности находится в начале пути. Те способы ее решения , которые предполагаются школами, имеют хороший потенциал развития, поскольку реальная работа в этом направлении показывает и диапазон методов решения этой важной задачи.
Понятно, что данная проблема не является внутришкольной, поскольку касается личности растущего человека. Поэтому мы все – учителя готовы к творческому сотрудничеству с психологами, социальными педагогами, со специалистами других направлений.
Для того, чтобы комфортно было и нашим детям, которые только что оторвались от учителя «мамки», как нас называют учителя среднего звена, можно выделить основные направления деятельности по решению данного вопроса.
Здесь надо уделить большое внимание подбору классного руководителя 5-ых классов. Начиная с января, уроки в начальной школе посещают учителя – предметники и будущий классный руководитель. Это в идеале.
У нас не так (в мае – одни, в августе другие). А еще хуже, в сентябре бегают родители к директору – «смените нам учителя». Вы знаете, что чаще всего классными руководителями пятых классов становятся учителя, выпустившие 9-ый или 11-ый класс. А им тяжело перестроиться сразу на младших школьников.
В пятом классе учителя начальных классов должны посещать уроки учителей предметников. Конечно, в идеальном варианте было бы , чтобы учитель начальных классов оставался классным руководителем еще и в пятом классе или вел какой – нибудь урок. Но – увы…
Дорогие мои коллеги. Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.
Поэтому необходимость психолого – педагогического сопровождения пятиклассников очевидна. Для многих детей , обучавшихся первоначально у одного учителя , переход к нескольким учителям с разными требованиями , характерами и разным стилей отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Кроме того пятиклассники обычно очень переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, , консультаций слабоуспевающим и т.д.
Хочу сказать, лично мне и моим детям в этом повезло. И хороший достался классный руководитель – Елена Владимировна. Все продолжается: и традиции, и поездки. 6-ой класс приглашает и меня. Недавно прошел вечер С. Есенина.
Правда в пятом классе в первой четверти немного поседела: то один куда – нибудь попадет, то другой. Очень всегда переживаю и за их учебу и поведение. Всегда немного виню и себя: значит где – то упустила, недоглядела. А что сделаешь, если у Гусева такой темперамент и отец его всегда защищает? А куда деваться? Работаем, учим, воспитываем.
Общаюсь до сих пор и с Еленой Ивановной и Мариной Анатольевной. И я благодарю этих учителей, ни разу не слышала плохого отзыва о себе.
В конце хотела сказать: ни всегда выдерживают нервы, злишься на них, краснеешь. Но это жизнь, это наша работа. Нет, не совсем так. Любимая наша работа – это и есть наша жизнь. Давайте будем добрее и к своим коллегам, и к первоклассникам, пятиклассникам. Надо:
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца,
К душам тех, кого смог полюбить.