Сказкотерапевтическая игра для старшеклассников «Планета лягушек».


Сказкотерапевтическая игра для старшеклассников.
Тема «Планета лягушек»
Цель занятия: создание условий для развития самосознания старших подростков с целью самоизменения и коррекции поведения.
Задачи:
Создание условий для развития креативности.
Применение сказочной метафоры для лучшего понимания себя, ценностей жизни, ценности взаимопомощи в трудных ситуациях.
Пробуждение архетипических ресурсов.
Формирование умений расслабляться и снимать напряжение.
Тренировка навыков общения, эмпатии и рефлексии.
Увидеть связь между своими представлениями о жизни и событиями в ней.
Система представлений: познакомить с основными понятиями теории транзактного анализа Э. Бёрна – «принцы», «лягушки».
«Проработка» социальных страхов через написание сказки.
Возраст участников: 16-18 лет
Количество участников: 15-20 человек.
Время 90-120 минут.
Необходимые материалы: презентация Power Point, «волшебная» музыка, веревка 5 м, листы формата А4 по количеству участников, 3 ложки, бутылка воды (0,5 л), 1 стакан, цветные картонки, поставленные «домиком» - серый, зеленый, коричневый - на трех парах сдвоенных столов (два стола повёрнуты друг к другу), маленькие картонные короны на липучке, три картонные короны для того чтобы поставить на столы, листы в линейку для написания сказок – по количеству участников, фломастеры.
Игровая задача – превратить лягушек в принцев и принцесс, пройдя через череду испытаний.
Ход занятия:
Погружение в сказочную атмосферу (10 минут). Физический разогрев.
На экране – кадр из сказочного замка, например, школы волшебников Хогвартса, на заднем фоне. Необычная растительность – на переднем и человеко-лягушки.
Ведущий. Давайте представим, что мы попали на новую планету. Планета с неизвестным именем. Ученые сказали, что на планете почти такой же состав воздуха, как у нас и можно без опаски снять скафандры.
(З – из «Гимнастики ума» кинезиология). Вам нужно нажать на кнопки скафандра. Они открываются толчкообразными движениями – держим пуп и массажируем точки под плечевыми косточками и с другой стороны. 20 сек. Открыли скафандр.
Теперь нужно открыть шлем – точки под носом и в середине подбородка нажимаем сначала одной рукой, потом другой. 20 сек.
Принюхаемся к воздуху новой планеты – закрыли левую ноздрю двумя пальцами правой руки, вдохнули, теперь закрыли правую ноздрю большим пальцем – выдохнули. И наоборот. Всё, привыкли к воздуху новой планеты.
Размяли уши, а то они затекли под скафандром.
«Ух!» - сняли полностью скафандр. Руки вверх и быстро вниз опустили.
А теперь все разошлись по поляне, на которой стоит наш космический корабль. По моему сигналу все быстренько собираются в группы, в которых столько человек, сколько хлопков я сделаю. (Игра «Молекулы») (З. не знаю откуда)
Разделиться на 3 группы (7-10 минут) – зеленые, серые и коричневые лягушки - путем игры «Молекулы». Сесть по подгруппам.
Ведущий. Мы попали на планету лягушек. Оказывается, здесь был волшебный воздух – все люди, которые попадали на эту планету, становились лягушками. И коренные жители планеты тоже были лягушками. Лягушки были трех видов – одни были зеленые, другие – серые, а третьи - коричневые.
Зеленые лягушки относились к себе и к остальным так: «Я-плохой, ты-хороший». Они были доверчивыми, иногда, конечно, упрямыми. Но самое главное, что они были способны учиться.
Серые лягушки думали, что они плохие и другие тоже плохие. «Всё плохо!», «Все усилия напрасны!», «Ничего нельзя изменить!».
Коричневые лягушки считали себя хорошими, а всех других – плохими.
Появился однажды на этой планете Волшебник. Он был добрый. И увидел, что лягушки – это заколдованные принцы и принцессы. Но расколдовать их он не может без их помощи.
Лягушки показали ему древнюю книгу, в которой они ничего не понимали. В этой книге Волшебник прочитал, что планету заколдовала одна злая семья волшебников – они наложили такое заклятие, что все дети, рождающиеся на этой планете, после рождения становятся лягушками. И только при желании и соответствующих действиях они смогут стать принцами или принцессами. Постепенно все принцы и принцессы на планете перестали понимать, что они должны делать, чтобы их дети вырастали и становились людьми. И люди на этой планете совсем исчезли.
Волшебник в старинной книге нашел способы превращения лягушек в людей. Лягушки, которые хотели стать людьми, приходили к доброму Волшебнику и учились у него. Потом они проходили испытания и только после этого становились принцами или принцессами.
Однажды лягушки, которые жили в одном болоте, решили стать принцами и принцессами. И пошли к Волшебнику учиться. И мы пойдем туда же.
Задания некоторые им давались трудно, как и другим ученикам, и волшебник им нередко помогал. Они учились 10 лет. Только после этого они были готовы пройти испытания. А поскольку мы недавно превратились в лягушек, то у нас этот процесс займет гораздо меньше времени.
Испытания для всех были разные – для зеленых, для серых и для коричневых. Зеленые лягушки учились любить себя, брать ответственность на себя и не быть жертвами. Серые лягушки учились видеть хорошее во всем, что с ними происходило, во всех – лягушках, людях, животных и во всех обстоятельствах, любить жизнь и любить себя. Коричневые лягушки должны были научиться хорошо относиться ко всем другим существам, а не только к себе.
(см. Приложение 1. Принцы. Приложение 2. Зеленые лягушки. Приложение 3. Серые лягушки. Приложение 4. Коричневые лягушки).Задание. Познакомиться с описанием, лежащим перед ними на столе, какие качества характеризируют лягушек и принцев. Придумать девиз, записать его на листе фломастерами, представить.
Ведущий. Итак, мы попали с вами в замок волшебника. Хотим превратиться в людей.
(А) Притча «Пронести ложечку масла и осмотреть весь дворец» (10 минут).
Ведущий. Волшебник сказал: «Для того чтобы превратиться в принца или принцессу, нужно пройти несколько испытаний. Вот вам первое испытание: нужно пронести в ложке воды, не пролив ее, осмотреть в это время мой замок и его окрестности, и заполнить вот этот стакан. Каждая команда выполняет это задание, пока не закончится время, отведенное на него. Задание закачивается по моему сигналу «Стоп!».
Выполнить по очереди всем трем командам (в них примерно 5-7 человек). Презентация с кадрами замка в это время идет – ее должно хватить на всех участников не по одному кругу. Не должны повторяться кадры.
(За основу взята притча об успехе:Однажды сын спросил у отца:
— Что нужно, чтобы добиться успеха?
— Не знаю, сынок, — ответил отец, — это очень сложный вопрос. Задай его маме.
— Не знаю, сынок, — сказала мама, — спроси об этом у того мудреца, что живет на горе в старом красивом замке.
И мальчик отправился в старый замок, чтобы задать этот вопрос мудрецу.
— Мудрец, — обратился мальчик к седому старцу, — скажи мне, что нужно человеку, чтобы добиться успеха?
— Трудный вопрос ты мне задаешь. Я отвечу на него, но позже. А пока пойди и посмотри на мой дворец. Он достоин восхищения! Пройдись по коридорам, посмотри на дивные гобелены, отведай все яства, которые найдешь на моей кухне, послушай пение птиц в моих садах. А потом возвращайся ко мне.
Мальчик с радостью принял приглашение мудреца и отправился, было, осматривать дворец, но старец остановил его со словами:
— Чуть не забыл. Возьми вот эту ложку, в ней две капли масла. Ни в коем случае не разлей их, пока будешь бродить по дворцу.
Через какое-то время мальчик вернулся. В его руке была ложка с каплями масла.
— Ну, как, тебе понравился мой дворец? — спросил мудрец.
— Я ничего не видел, — ответил мальчик, — я боялся, что разолью масло.
Мудрец снова отправил его осматривать свои владения. Через час мальчик вернулся. Он был очень доволен и рассказал, что ничего подобного раньше не видел! Когда мудрец спросил его про масло, оказалось, что пока мальчик радовался красотам дворца, он пролил все масло.
— Ты спрашивал меня, что нужно для того, чтобы добиться успеха? — сказал ему старец, — я готов тебе ответить.
— Мы рождаемся на свет и каждый день любуемся окружающим миром, впитывая в себя все, что видим, слышим, чувствуем. Со временем это становится нашим жизненным опытом, который нам помогает во всех наших начинаниях. Но так же, со временем, мы становимся более осторожными и осмотрительными, боясь потерять приобретенное, как те капли масла, которые ты разлил, осматривая мой дворец. И это правильно. Секрет успеха в том, чтобы всегда помнить о каплях масла в своей ложке.)(А). Обсуждение. (5 минут).
Удалось ли хорошо рассмотреть замок и его окрестности и при этом не расплескать воду в ложке?
Чья команда состоит из таких людей, кому эта сложная задача оказалась по силам?
Ложка – это образ, метафора чего, на ваш взгляд? (образ нашей жизни, нашего тела)
А вода? (здоровье, свои интересы, свои дела, работа, время своей жизни).
Стакан? (результаты нашей работы, наши достижения, успехи в жизни вообще).
Замок и всё, что вокруг него? (мир, наша планета, наше окружение).
А команды? (коллектив на работе, семья, друзья, вообще люди, которые нас в жизни окружают).
Чему учит эта игра? Быть внимательным и к себе, и к реальности одновременно – очень сложно, но необходимо. И, кроме простого наблюдения за жизнью, нужно помнить о своих задачах в ней. Если быть внимательным только к себе, то ничего вокруг не заметишь, не поймешь. Если не обращать внимания на себя, то можно быстро «растаять», растратить свои силы, ресурсы, здоровье. А если ты будешь жить в одиночку, не будешь в команде, с семьей, с друзьями, то добиться каких-то значимых результатов, достичь чего-то в жизни очень трудно.
Вывод: нужно найти гармонию между своими силами, интересами, желаниями, работой с людьми и для людей и при этом познавать мир, расти, развиваться.
(М. И.В.Вачков «Психология тренинговой работы», с. 266-267)
«Пропасть» (15 минут).
Ведущий. Второе испытание, которое дает нам волшебник. Нужно пройти в комнату превращений. Причем это тайная комната, в которую нельзя попасть, если Волшебник не дал на это разрешение. Мы прошли несколько прекрасных залов, восхищаясь их красотой. И вдруг видим следы разрушения стены и пропасть. Лестницы нет, можно двигаться только вдоль стены, которая повреждена. Веревка обозначает границы пропасти (приклеенная к полу скотчем веревка на расстоянии 35-40 см от стены). Строимся вдоль стены плотно друг к другу. Вы – выступы стены волшебного замка. Последний человек должен пройти через эти препятствия, цепляясь за выступы стены. Когда он пройдет до конца, то должен вернуться и встать на место последнего человека в ряду, а он проходит это испытание.
Обсуждение. (5 минут) Что было легко, а что трудно в этом испытании? Какие качества других людей и вас самих помогли вам успешно завершить его? Иногда в жизни бывают ситуации, когда мы не можем положиться только на себя, на свои силы. И если не принимать помощи от других людей, считать их нехорошими, недостойными, то можно и остаться ни с чем, не добившись того, что хотели. Понять смысл этого упражнения поможет нам такая притча:
Современная притча об успешном человеке (http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E8%F2%F7%E0+%EE%E1+%F3%F1%EF%E5%F5%E5/).
Журналист как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом выращивания своей кукурузы, которая ежегодно выигрывала все конкурсы по качеству, красоте, урожайности. Фермер ответил, что никакого секрета нет, а он всего лишь раздает лучшие початки для посева всем своим соседям.
— Зачем вы раздаете лучшие зерна соседям, если они ваши конкуренты и также участвуют в конкурсах. Ведь они могут победить, а не вы?
— Понимаете, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если соседи посеют плохие сорта, т.е. хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться и перерождаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о своих соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами — это другой вопрос, это дело лично каждого.
Похожее происходит и в нашей жизни. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха. Кто хочет хорошо жить, должен помогать и другим жить хорошо. Это закон Вселенной. Потому что чем лучше живется людям вокруг, тем больше счастья и радости и лучше тебе самому. Мы все зависимы друг от друга. И поэтому надо строить тот мир, в котором мы хотели бы жить.
(А) «Сочинить сказочную историю» (20 минут).
Ведущий. Вы пришли в комнату превращений. И Волшебник говорит: «Ваше третье испытание – написать волшебную сказку. Для того чтобы превратиться в человека, нужно придумать свою жизнь такой, какой вы хотите чтобы она стала, победив один из самых больших страхов любой лягушки. Этим вы вносите вклад в сокровищницу нашей мудрости. Ваши сказки помогут другим превращаться в людей».
Возьмите по одной карточке из стопки и напишите сказочную историю о том, как вы побеждаете тот страх, который на ней записан, в роли той лягушки, за столом цвета которого вы сидите. (Карточки можно менять, если участник затрудняется). Карточки разложены так: на столах зеленых лягушек - одни страхи, на столах серых лягушек – другие, на столах коричневых – третьи. (Для помощи можно заранее написать помогалочку – два столбика сказочных фраз и архетипов). Можете нарисовать страхи и как вы их побеждаете (при желании).
Помогалочка:
Жили-были…
В давние времена…
В тридевятом царстве, тридесятом государстве..В одном лесу…
В волшебной стране…
Однажды…
Долго ли коротко ли…
Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
Где происходят сказочные действия:
Дом/ дворец/ замок/ избушка на курьих ножках…
Река/ озеро/ море…
Лес/ непроходимая чаща…
Гора/ скала/ холм…
Путь-дорожка/ тропинка/ три дороги…
Пещера/ берлога/ подземелье
Чисто поле
Страхи зеленых лягушек:
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (мамы, папы, учителя, друга, подруги, сестры, брата и т.д.) – «а что они скажут, подумают и т.п.».Страх будущего, изменений, всего нового – «там будет так плохо, любые изменения – это к плохому».
Страх, что о них никто не будет заботиться, они будут никому не нужны – «этому я вроде нужен (нужна), ну ладно, буду с ним (с ней) дружить (выйду за него замуж, женюсь), а то быть одному (одной) плохо», «лучше я потерплю плохое обращение со мной, я ведь больше никому не буду нужен (нужна).»Страхи серых лягушек:
Страх, что кто-то обидит, что «не смогу постоять за себя», «надо всегда быть настороже, наготове «дать сдачи, отмстить».
Страх трудностей – «а вдруг будет трудно, я не смогу, лучше не делать».
Страх ошибки – «а вдруг сделаю неправильно, все засмеют, лучше не делать».
Страхи коричневых лягушек:
Страх, что события будут идти не так, как им хочется. «И поэтому надо так управлять и манипулировать всеми, чтобы всё было, как я придумал(а) в своих фантазиях».
Страх что кто-то заметит, что они не идеальные, нехорошие. «И поэтому надо быть наглым. Наглость – второе счастье. Лучшая защита - нападение».
Страх не получить желаемого (вещи, оценки, друга, подруги и т.д.). «И поэтому их лучше сразу отобрать. И вообще лучше быть бандитом и грабить всех. Они – не люди».
Чтение сказок (по желанию) и их обсуждение. (10-15 минут)
(З. И.В.Вачков «Психология тренинговой работы», с. 383-384).
Превращение в принца/принцессу (10 минут).
Давайте встанем в круг. Отделите себя от своего персонажа – лягушки того или иного цвета. Представьте, что он/она сейчас стоит сейчас перед вами. Ваш персонаж вас видит и слышит. Вы можете сказать ему всё, что посчитаете нужным. Если не захотите говорить вслух – не надо. Итак, кто готов сказать что-нибудь своему персонажу? Кто проговорит вслух, получает маленькую корону на липучке и прикрепляет ее к своей одежде. Итак, как только вы поговорили со своим персонажем, вы сразу превратились в принца или принцессу.
Убираем со столов карточки с цветом лягушек и ставим картонные короны. Садимся по местам.
Обсуждение. (10-15 минут)
Почему так? Почему после разговора со своими страхами, неудачами, трудностями мы можем превратиться в принцев и принцесс? (Когда мы осознаем, «освещаем светом» сознания «темные закоулки» нашей души, то наши страхи исчезают, мы становимся лучше, умнее, более развитыми, более духовными. Но поскольку жизненных задач перед нами стоит очень много, то этот процесс – процесс познания и развития себя – бесконечен, пока мы живы).Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
Что далось легко?
Какие чувства вы испытывали по отношению к лягушкам? Была ли разница и какая в отношении к лягушкам разного цвета?
Что значит для вас – быть лягушкой?
Довольны ли вы своей сказкой, в которой вы побеждали один из наших страхов?
Как протекал этот творческий процесс?
Насколько сложно было вжиться в свой персонаж – лягушку того цвета, в подгруппе которой вы оказались?
Изменилось ли ваше отношение к лягушкам к концу игры?
Кто управляет жизнью? Сам человек или судьба? (судьба создает нам антураж, а управляем мы сами. Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу).Что вам дала проведенная в группе работа?
Давайте придумаем название той планете, на которой мы с вами побывали.
Спасибо всем! Мы вместе сейчас очень продуктивно провели время и вклад каждого очень важен для всех, я думаю.
Использованная литература:
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, органиационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007. – 46 с. – (Образовательный стандарт XXI).
Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995, 480 с.
http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E8%F2%F7%E0+%EE%E1+%F3%F1%EF%E5%F5%E5/).Приложение 1.
Принцы (любовь к себе и умение нести ответственность):
Принятие себя выражается для начала в принятии своей внешности. У принцев могут быть кривые ноги, редкие волосы, крошечный носик или огромный носище, вставные зубы - все это не мешает им быть принцами (что, однако, не означает, будто принцы кичатся своими недостатками).
Просто принцы знают, кто они такие и попусту не тратят время, обижаясь на родителей, которые их уродили с такой внешностью, на бога, который это допустил, и они не жалеют себя, таких несчастных.
Вместо всего этого принцы думают, как лучше использовать собственные достоинства для достижения своих целей. (Так что если вам хочется пойти к косметическому хирургу для изменения своего облика - вы лягушка - исключая, естественно, случаи, когда дефекты внешности мешают жить).
Конечно, принцы отнюдь не все гениальны. У них могут быть совершенно различные способности, либо отсутствовать многие из них.
Но внимание принцев обращено на имеющиеся и они размышляют, как эффективнее их применить.
Для принцев вообще характерно это слово - эффективность. Они всегда заботятся о том, как сделать лучше.
При этом принцы не боятся задумываться о себе (на самом деле, это очень трудно и страшно).
Принцы не стараются изжить отдельные качества.
Они считают, что если они слишком ленивы, значит это может им когда-то понадобиться, например, удержит от слишком поспешных поступков;
если они слишком упрямы, это может помочь не соглашаться с чем-то не обдуманно, либо обеспечит им силы для достижения трудных целей.
Поэтому у принцев нет «плохих» качеств - все это их достояние.
И единственная проблема в этой случае - когда эффективнее применить, «задействовать» ту или иную черту.
Тогда можно не корить себя по ночам, придумывать наиболее хлесткие ответы обидчикам, а думать, как лучше поступить в следующий раз.
Они не стараются заставить других людей поступать так, как хочется принцам, но и не допускают манипулирования собой.
Они могут управлять другими людьми, командовать, но и позволяют другим делать это в соответствующей ситуации;
но доминирование - не самоцель принцев, они не стремятся распоряжаться ради удовольствия власти.
Принцы планируют свою жизнь, не позволяют ей течь, как придется, но и не являются рабами своих планов – когда ситуация меняется, они могут откорректировать планы в зависимости от обстоятельств.
Принцы делают то, к чему лежит их душа.
Это не означает, что все, чем они занимаются, всегда доставляет им только удовольствие.
Они могут дисциплинировать себя «сейчас» в ожидании удовольствия в будущем.
Тем не менее, если им все-таки приходится выполнять работу, которая не слишком нравится, не приносит удовлетворения, они пытаются внести в нее изменения.
Если же это не получается несмотря на все старания, они перестают это делать.
Они не считают, что в этой жизни есть нечто такое, ради чего стоило бы терпеть всю жизнь и не получать удовлетворения.
Принцы умеют радоваться и наслаждаться всем: работой, игрой, едой, мужчинами, женщинами, сексом, книгами, другими людьми, природой. Приложение 2.
Лягушки (нелюбовь к себе, неумение и нежелание нести ответственность):
Все внимание лягушек настолько поглощено прошлым либо будущим, что им просто некогда обратить внимание на настоящее и понять, что с ними происходит здесь и сейчас.
Все их силы расходуются на переживание собственной несчастливости или хамства окружающих, но отнюдь не на анализ происходящих непосредственно с ними событий.
В результате лягушки очень смутно ориентируются в происходящем и никогда не знают, почему они проиграли.
А когда человек не знает, единственный выход для него - кого-нибудь обвинить - себя либо других.
И лягушка совершает постоянно одни и те же ошибки.
При этом лягушки не могут проанализировать ни свой опыт, ни опыт других людей и не способны, соответственно, научиться не то что на ошибках других, но даже на своих собственных.
У всех лягушек наступает как бы «слепота на настоящее», а согласитесь, слепому жить тяжело, надо же как-то ориентироваться в жизни. В результате, не видя реального мира, лягушка измысливает мир иллюзорный, в котором все происходит так, как хотелось бы лягушке, где нет никаких трудностей, где все благожелательны и расположены к ней и где все вообще должны о лягушке заботиться.
К сожалению, эта иллюзия мало совпадает с грубой действительностью, и лягушка раз за разом бьется об углы реальности, набивает синяки и шишки и жалобно плачет. Конечно, лягушку раздражает, что мир живет не по ее правилам, и она стремится, насколько это возможно, мир переделать.
Поэтому лягушка пытается манипулировать людьми, заставить их делать то, что они не хотят делать, но, по ее представлениям, должны. Из этого мало что получается, но лягушки «закрыты для опыта».
Мир лягушки - это мир чувств. Она постоянно переживает, ее одолевают сложные, противоречивые стремления и порывы.
Тем не менее, лягушка очень редко эти чувства осознает.
Так же редко лягушки эти чувства проявляют вовне.
Они постоянно притворяются, стремясь соответствовать вымышленным стандартам («Никогда не показывай окружающим, что ты на самом деле думаешь и чувствуешь»).
Лягушки думают, что это очень неприлично - обнаруживать на людях свои эмоции, они сами не делают этого и не желают наблюдать эмоции других. Но именно из-за этого им так трудно, зачастую невозможно устанавливать прямые, открытые, честные, интимные отношения с другими людьми (в том числе и любить).
Лягушке непереносимо взять и просто сказать другому человеку, что она желает («но ведь так нельзя!»), поэтому она начинает притворяться. Она старается так воздействовать на людей, чтобы они вроде 6ы и поняли, и, в то же время, не поняли, что же ей на самом деле хочется - говорит околичностями, манипулирует, подает, как ей кажется, всем понятные знаки (на самом деле они понятны только ей одной) и так далее.
Никто не должен догадываться об истинных намерениях лягушки, ибо она - сомневается. Сомнение - очень важное слово для понимания поведения лягушек. Сомневаются они во всем - в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, занимать такую должность и квартиру, ругаться или не ругаться с мужем, воспитывать детей, делать замечания старшему, не сделать ли замечания случайному прохожему, в праве на хорошее врачебное обслуживание, в праве вообще привлекать внимание других людей, любить и быть любимыми, иметь определенные вещи, друзей.Поскольку лягушки с трудом ориентируются в настоящем, им, как и всякому слепому, легче переносить знакомую обстановку.
И лягушки всячески сопротивляются всему новому.
Они любят традицию, обычаи, правила, запреты, хотя и редко задумываются об их смысле (задумываться – в целом не характерная привычка лягушек). Им кажется, что строгость - синоним смысла. «Если кто-то запретил сюда входить, значит, он подумал об этом», «Если такой указ издали, значит, так и надо, там умные люди сидят, не то, что мы».
Ведь лягушки считают, что весь мир должен заботиться о них, а поскольку мир не очень расщедривается на заботу, они склонны принимать в качестве знаков внимания данную регламентацию их жизни: если домоуправление работает два часа в неделю, значит хорошо, это о нас позаботились, чтобы мы могли все вместе прийти и выложить свои нужды, а то, что это будет - каждый когда захочет, тогда и придет. Если бюллетень выдают только на три дня – так нам же лучше, а то всякий захочет неделю болеть. Если воды нет в доме месяц, так это о нас за6отятся - могло бы и год не быть, а тут постарались, всего за месяц сделали. Заметьте, что забота о лягушке всегда связана с ущемлением прав другого человека - ну на самом деле, нельзя же, чтобы всем было хорошо! (а, впрочем, почему нельзя? Кто это сказал, что нельзя?).Лягушка не любит самостоятельно принимать решения. Если это приходится делать, значит о лягушке не за6отятся. А вот когда кто-то принял решение и просто уведомляет лягушку о нем - вот это забота, самой-то теперь уже ничего делать не надо. Поэтому, следуя этой логике, чем строже правило или запрет, тем лучше кто-то о лягушке подумал, позаботился.
Здесь проявляется удивительное сочетание в одном человеке: и тотальное недоверие к миру, к людям, и, прежде всего, к близким людям, и, одновременно, желание полностью на них положиться, особенно, если это - власть придержащие. Лягушка может совершенно не доверять родственникам, жене, детям, которых она прекрасно знает, но во всем верить политическому лидеру, с которым она совершенно незнакома и видела разве что по телевизору.
Лягушка всегда любит людей вообще (и повсюду об этом трезвонит), но очень часто ненавидит непосредственное окружение, особенно знакомых и близких.
Лягушки чрезмерно зависят от мнения других людей. Лягушка постоянно озабочена тем, что подумают о ней окружающие. Она совершенно не доверяет себе, своему мнению. Если знакомые скажут ей, что платье не идет, либо не по возрасту, она никогда не посмеет больше его надеть. Если коллеги скажут ей, что кто-то - плохой человек, она сразу поверит в это и никогда не попытается проверить, так ли это.
Будучи зависимой от мнений других, лягушка, вместе с тем в отношениях с людьми всегда начинает с недоверия (чтобы не разочароваться потом), с сомнения в искренности и честности, всегда ищет корыстные мотивы и нехорошие наклонности.
Тем не менее, воображаемый мир лягушки редко совпадает с действительностью. И лягушка непрерывно разочаровывается в нем, в других людях, в близких, в себе и говорит: «Я не думала, что он такой плохой человек...», «Я не подозревала, что все так о6ернется...», «Когда я решил это сделать, я не думал о подобных последствиях...».
Лягушки блуждают с закрытыми глазами по жизни и постоянно обо что-нибудь ударяются, либо на что-то натыкаются. Им делается больно, взять бы, да и открыть глаза, как принцы, посмотреть, на что это она наткнулись. Но лягушки этого не делают, иначе 6ы они не были лягушками.
Они не ищут причины, а изобретают их. Естественно, что к реальным событиям эти причины никакого отношения не имеют. Это либо несправедливость мира («Таким, как я, в этой стране не везет»). Или врожденная личная несчастливость («Почему так случается именно со мной и ни с кем иным?»). Это могут быть и «происки» окружающих («Это они виноваты в моих бедах»).
Более того, лягушки даже не всегда используют все три причины, а пользуются обычно одной из них, поэтому у одних всегда во всем виноваты окружающие, у других счастье было бы возможно только в других условиях, а третьим поможет только могила.
Приложение 3.
Серые лягушки
Но не всем детям везет стать зеленой лягушкой. Часть их меняет свое отношение к жизни на втором году и становится «серыми лягушками». Происходит это после того, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться. Для некоторых родителей это служит сигналом окончания заботы о ребенке. Нет, конечно, они продолжают его кормить и одевать, но лишают поглаживаний.
Раньше ребенок получал поглаживания автоматически, когда его брали на руки. Теперь этого нет. «Холодные» родители забывают, что детей следует ласкать. Как только ребенок начинает ходить, он лишается значительной доли физических проявлений любви. С другой стороны, ему все чаще достаются различные наказания; кроме того, начинается этап приучения к туалету, доставляющий малышу массу хлопот и огорчений («Опять ты не попросился на горшок»). Ребенок получает неприятные ощущения и от самого себя, т.к. падает или попадает в неприятные ситуации. Жизнь, которая была для него достаточно комфортной сначала, становится кошмарной. Поглаживаний катастрофически мало. Если состояние заброшенности и затруднений длится в течение второго года жизни, дитя формирует позицию «Я-плохой, Ты-плохой».
Это означает, что человек не живет, а проживает, проходит сквозь жизнь, не замечая ее. Здесь нет надежды. Человек прекращает борьбу, отгораживается от мира и людей. Укрепившись в этой позиции, ребенок уже не способен воспринимать поглаживания, которые ему временами удается получать от других. Он закрыт для положительного опыта, т.е. если у него что-то получается, он в чем-то добивается успеха, то не воспринимает это как собственное достижение, а считает, что ему просто «повезло» и потому он не может повторить свои же успешные действия. Точно так же он не может выделить успешные действия другого человека, поскольку и другим - «везет», то есть: «Что ни делай, все равно толку не будет. Так стоит ли стараться!?».
С таким ребенком, а впоследствии со взрослым, очень трудно иметь дело, поскольку все окружающие для него - родители, учителя, руководители, психотерапевты и т.д. - все «плохие», а таким людям нельзя доверять, ведь они — незначимые, от них не стоит ждать ничего положительного и потому научить ничему «стоящему» и хорошему они не могут. Все, что они делают или предлагают, направлено «против» ребенка, ему «во вред», может только ухудшить его положение; и потом, «что ни делай, все равно — сплошная безысходность».Приложение 4.
Коричневые лягушки
Иную позицию принимают дети, которым судьба преподносит жестоких родителей. На втором и третьем году жизни они вырабатывают отношение «Я-хороший, Ты-плохой».
Каким образом это происходит? Такую позицию, которую мы называем «коричневой лягушкой», вырабатывают дети, которых родители избивают — иной раз до посинения, до сломанных костей, открытых ран. Бьют жестоко, не соразмерно детскому деянию. Что бы дети не сделали, они всегда получают только побои. Эти дети с «молодых ногтей» знают, что такое боль.
Такой ребенок привыкает к мысли, что от взрослых никогда нельзя получить поглаживания. Другие — лишь источник боли. Вдали от всех, в одиночестве дитя «зализывает» свои раны, пытается найти утешение в себе; любое появление взрослого заставляет его сжиматься в комок, ожидая новых побоев. Единственное желание — оставьте меня в покое, не трогайте меня, Вы — плохие.
Ребенок чувствует, что ему будет хорошо только в том случае, если он будет один. Он может получить поглаживания только от себя самого. Значит он — хороший.
Позиция я-хороший, ты-плохой во многом имеет «криминальный» оттенок. Ребенок усваивает с детства опыт применения жестокости и, вырастая, начинает eгo возвращать окружающим. Только он прав, только с самим собой следует считаться, окружающие — ничто, и можно даже, в предельном случае, бить, терроризировать, убивать. Они — не совсем люди.
Эта позиция — то, что в нашей психологии в двадцатые годы называлось «моралепатия» и что сейчас на западе называется «моральная имбецильность». Это люди с несформированной совестью.
Однако дети, живущие с жестокими родителями, могут выжить лишь подобным образом. Тем не менее, для общества, да и для самих этих людей, когда они подрастают, указанная позиция - трагедия. Трагедия потому, что как и все лягушки, эти люди не могут проанализировать свое поведение, не способны о6ъективно посмотреть на то, что с ними происходит, извлечь положительный опыт из жизни. Во всем виноваты другие - «они», «все - из-за них». Эти дети также представляют большую проблему для воспитателей, т.к. любой взрослый - нехороший.
Коричневым лягушкам хочется, как и всем людям, получать поглаживания. Но поглаживания настолько хороши, насколько хорош тот, кто их дает, а поскольку все другие - нехорошие, то и поглаживания их - третьесортные. Люди с этой позицией часто стремятся к руководству, лидерству и окружают себя кликой поддакивателей, восхищающихся любым действием руководителя и поющих ему дифирамбы, но он-то (человек с позицией «я-хороший, ты-плохой») знает, что на самом деле это он сам все организовал и не верит подхалимам, а время от времени меняет их на других.