Урок литературного чтения на тему Согласные звуки (х), (х), буквы Х, х (1 класс Школа России)


Урок литературного чтения (чтения) в 1 классе по программе «Школа России»
Тема: Согласные звуки (х), (х'), буквы Х, х
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Триединая цель:
- дидактическая: познакомить учащихся со звуками (х), (х') и буквой Х; формировать умение различать звуки (х), (х'), соотносить звуки и букву, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
- развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, речь учащихся, познавательный интерес;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, самостоятельность, умение работать в коллективе.
УУД на уроке:
Познавательные:
Умение ставить цели к уроку;
осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.
Коммуникативные:
работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя.
Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.
Сценарий урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Актуализация знаний
Фронтальная работаЕсли хочешь много знать,
Многого добиться.
Обязательно читать
Должен научиться.
- Начнем урок с повторения
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова, слоги?
- На какие группы делятся звуки?
- Назовите все гласные звуки.
- Какие буквы гласных указывают на мягкость согласных?
- Какие согласные всегда мягкие, твердые?
2. Чтение слов. Игра «Найди лишнее слово»
Гора Марина
Горка Тамара
Горе Николай
Горный Ирина
Пригорок Рая
3. Чтение слов и текста «Спокойной ночи, малыши» с. 37 (по цепочке)
Извините Спасибо Доброе утро - на доске
- Что это за слова? Какие вежливые слова вы ещё знаете?
Чтение текста.
- Чьё чтение понравилось?
Постановка учебной задачи. Тема. Задачи. Планирование работы.
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Определить её поможет игра «Доскажи словечко»
Хрюша сел на петуха.Мы смеялись: ::! (ха - ха - ха!)
Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::!(хи - хи - хи!)
С каких звуков начинались досказанные вами слова?
Какова тема нашего урока:
- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
2. Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомимся с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Итак: Что мы сделали?
Назвали тему, поставили задачи?
-Это урок повторения или открытие новых знаний?
3. Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву?
Обратимся к нашему плану:
1. Услышать звуки.
2. Дать характеристику звукам.
3. Знакомство с буквой.
4. Чтение слогов, слов, предложений.
Работа по плану:
3.1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах?
- Вспомните, как вы смеялись?
3.2.Как характеризуем звуки? (согл.-гл., м.-т., з.-г.)
- Что мы делали на этом этапе?
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг..
Игра «Топ-хлоп» (если в слове есть звуки [х], [х’] – хлопаем, нет – топаем)
Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, хохот.
Игра «Кулачок- подушечка», определи твердость-мягкость.
Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый
Какую задачу выполняли?
Оцените свои успехи.
Я умею слышать и отличать звуки [х], [х’] от других.
4. Знакомство с буквой
4.1. - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.
4.2. - На что похожа буква Ха?
(на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)- На что похожа буква?
«Х» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – режешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.
Ха – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
4.3. - Конструируйте в парах (раздать квадраты)
Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернем,
На четыре – развернем.
Буква спряталась внутри,
Кто догадлив – назови!
Физминутка.
Вырыл дом подземный ловко,
Натаскал пшена в кладовку.
Вечно в сумке за щекой
Носит зернышки с собой.
Кто же он?- наверняка
Вы узнали…(хомяка)
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хату
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Хочет Хомка сильным стать. (Почему мы выполняли сегодня эту физминутку?)
Оцените по первому критерию свои успехи.
Я знаю
Чему еще научимся на уроке?
Первичное закрепление.
- Посмотрите на задачи урока.
Первую задачу мы выполнили.
- Вторую цель достигли.
- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.
- Почитаем слогиВключение нового знания в систему знаний.
Чтение слов с изученной буквой (про себя)
хор химик хижина
смех халат хлопок
хвост холод пароход
(цепочкой, с мягким согласным х, с твердым согласным х, слово с правилом).
Отгадайте загадку:
Рос сперва на воле в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился.Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».
Подбор родственных слов- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Небольшой хлеб ... (хлебец)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Можно ли эти слова назвать родственными?  ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)
4. Чтение стихотворения
Слава хлебу на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Почему автор славит хлеб? А кого он ещё прославляет в этом стихотворение?
5. Работа с текстом.
5.1. Чтение текста с. 39 «Уборка хлеба»
5.2. Подбор заголовка.
5.3. Работа по содержанию текста:
- Какое время года наступает?
- Почему дрожат осины?
- Где появился ледок?
- Что нужно убрать до холодов? Почему ?
6. Беседа о хлебе.
Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек?
Рассказ учителя по иллюстрациям:
а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;
б) зерно сеют на поле;
в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;
г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.
д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.
е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…
Вывод:
- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.
- Как мы должны относиться к хлебу? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб)
- Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!
Бросил хлеб – обидел свет.
Рефлексия. Самооценка.
А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами.
-Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Оцените свою работу по критериям.
Я знаю букву Х и её звуки х, х*
Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.
Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х.
Что понравилось? Что у вас получилось? Над чем надо поработать?