Урок по русской литературе для 7 класса. Тема: «М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Исключительность обстоятельств, раскрывающих характер героя»


7 класс. Русская литература
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Работа с текстом. Исключительность обстоятельств, раскрывающих характер героя.
Тип урока: комбинированный. Урок применения новых знаний и формирования умений
Цели: углубить знание учащимися текста поэмы, помочь понять и оценить мастерство автора в раскрытии характера героя через жизненные ситуации и исключительные обстоятельства; совершенствовать навыки словесного рисования, обоснованного высказывания своей точки зрения, осознанного выразительного чтения поэмы; воспитывать любовь к малой родине, желание видеть и ценить красоту окружающей жизни, умение сопереживать и восхищаться, побеждать и преодолевать преграды.
Оборудование: учебник, текст поэмы, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведению, ноутбук.
Предварительная работа: подготовка учащимися видеоматериалов к теме.
Мы у самого порога поэтического мира
Лермонтова. Но стоит только перевернуть
страницу… нас ослепит блеск молний, нас
подхватят и понесут волны музыки. Мы
вступим в мир гроз и бурь, в мир смелых дум и
гордых душ.
Татьяна Иванова
ХОД УРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
1.Блиц-опрос по материалам домашнего задания:
---Какие жанры лирики вы знаете?
---Чем поэма отличается от стихотворения?
---Каков жанр «Мцыри»? Докажите.
---Что называется композицией произведения?
---Какие элементы композиции вам известны?
---В чем особенность композиции «Мцыри»?
---Назовите тему поэмы.
---Какова идея ее?
---Есть ли что-то общее у героя поэмы и автора?
---В чем достоинства произведения?
---Есть ли у вас любимые строки в поэме? Прочтите.
2.Проверка индивидуального домашнего задания. Просмотр мини-презентаций и видеофрагментов, подготовленных учениками:
а) Выражение страстной любви поэта к Кавказу.
б) Между Арагвой и Курой. Монастырь Джвари.
в) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника
г) Что познал Мцыри, очутившись на свободе?
3.Комментарий учащимися просмотренных сюжетов, оценивание их.
Мотивация учебной деятельности
Беседа.
---Как взаимосвязаны иллюстрации на доске? (Портрет поэта, Кавказ, Мцыри, памятник М.Ю.Лермонтову)
---Работа с эпиграфом. Согласны ли вы с мнением автора эпиграфа? Мотивировать свою точку зрения.
---Какая музыка должна звучать, чтобы мы почувствовали силу и мощь Кавказа, стремление к свободе Мцыри, сумрак и покой монастыря?
Работа над темой урока.
1. Словарная работа
---Какие слова поэмы показались вам незнакомыми? Вы не нашли их толкование?
*послушник, мцыри, сакля, исповедь…
2. Выразительное чтение текста.
Продолжить фразу:
*Ты слушать исповедь мою…( сюда пришел, благодарю).
*Я знал одной лишь думы власть… (одну, но пламенную страсть).
*Я вырос в сумрачных стенах…(душой---дитя, судьбой---монах).
*Вдали я видел сквозь туман, в снегах, горящих, как алмаз… (седой, незыблемый Кавказ).
*Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил---и жизнь моя … (без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей ).
*Давным-давно задумал я… (взглянуть на дальние поля).
*О, я, как брат, обняться… (с бурей был бы рад).
*Кругом меня цвел … (Божий сад).
*Ты помнишь детские года… (слезы не знал я никогда).
*Но нынче я уверен в том… (что мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов).
*И смутно понял я тогда… (что мне на родину следа не проложить уж никогда).
*Прощай, отец… дай руку мне…(ты чувствуешь, моя в огне).
*За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл… (я б рай и вечность променял).
*Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз… (оттуда виден и Кавказ)!
*И с этой мыслью я засну…( и никого не прокляну)!
--- Какими двумя темами объединены все стихотворные строки, которые мы сейчас вспомнили?
3. Работа в группах. Анализ эпизодов.
4.Коллективная работа с темой урока.
--- В чем же исключительность обстоятельств?
---Зачем автор их ввел в повествование?
---Что влияет на формирование характера?
5. Работа с таблицей на доске. ( На формирование характера Мцыри влияют такие факторы: наследственность, гены; рождение среди вольного народа; обстоятельства, в которые попадает человек; монастырское замкнутое пространство) 6. Работа в группах . Анализ эпизодов:
а)бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки ? (Это дало ему возможность ощутить « дружбу меж бурным сердцем и грозой», радость от общения с природой).Как раскрылся характер героя в этой ситуации? Какими эпитетами автор наделяет своего героя? Какие чувства вызывает у вас Мцыри?
б) встреча с грузинкой. Почему Мцыри не пошел за девушкой в саклю к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь? (Он в битве с барсом познал счастье борьбы и восторг победы . Автор не мог лишить его этого удовольствия) .Как раскрывается характер героя в этой ситуации? Как автор говорит о нем? Какие чувства вызывает Мцыри у вас?
в) бой с барсом. Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял? (встреча вызвала «сладкую тоску» в сердце) Как раскрылся характер героя в этой ситуации? Какими эпитетами наделяет его автор? Какие чувства вызывает Мцыри у вас?
г ) Какова роль вступления в поэме? Как автор относится к описываемым событиям? Какие художественные средства он использует? Как вы воспринимаете эти описания?
ВЫВОДЫ: Нашел ли Мцыри ответы на вопросы «Прекрасна ли Земля? Зачем живет человек?» ( Все эти переживания --- жизнь! «Что делал я на воле? Жил!» Мцыри увидел природу в ее многообразии )
---Какую роль играет вступление к поэме?

4. Работа в группах. Интервью с Мцыри.
---О чем бы вы хотели его спросить? ( Составить 2-3 вопроса)
(Отвечает на вопросы ученик, которому нравится этот герой . Возможно, он внешне или по темпераменту похож на Мцыри. Ученик заранее не подготовлен )

5. Творческая лаборатория. Создание «виртуального дневника».
Представьте себя Мцыри. Расскажите о своих чувствах в той форме, в какой бы вы записали бы их в личный дневник. Начало «записи»---слова М.Ю.Лермонтова, продолжение --- мысли ученика. Желательно говорить о том, чего не досказал автор.
Например. * «Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас…» Конечно, я тебе благодарен. Если бы не ты, я умер бы в 6 лет и никогда не увидел бы родных гор, так и не почувствовал бы красоты природы, не вкусил бы свободы…
ВЫВОДЫ: Что мы узнали, заглянув в виртуальный дневник Мцыри?
---Какие исключительные обстоятельства помогли раскрыть характер героя?

V.Подведение итогов урока.
Займи позицию.
Да. Поэма понравилась на все 100%. Очень интересное и поучительное произведение.
Пока не определил свое отношение.
Нет. Поэма совершенно не интересна. Не понимаю, зачем я ее прочитал.
2.Составление ассоциативного круга!
3.Беседа.
---Актуальна ли поэма для нас, живущих в XXI веке?
---Так ли в наше время стремятся люди к своей малой родине?
---Видим ли мы красоту природы? Ценим ли ее?
---Умеете ли вы так же восхищаться и сопереживать? Преодолевать преграды?
---Можно ли столкнуться с подобными проблемами в наши дни?
4.Контроль полученных знаний. Тестовое задание.
V. Домашнее задание
1.Выучить наизусть один из отрывков (3, 4, 5, 6, 8, 25)
2. Выписать из текста эпитеты и сравнения, которыми автор характеризует Мцыри
ПРИЛОЖЕНИЕ №1(раздаточный материал)
1.Проанализировать эпизод «бегство из монастыря», попытка найти дорогу в родной край.
---Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?
---Как раскрылся характер героя в этой ситуации?
---Какими эпитетами автор наделяет его?
---Какие чувства у вас вызывает Мцыри?
2.Прокомментировать эпизод «Встреча с грузинкой»
---Почему Мцыри не пошел за девушкой в саклю к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?
---Как раскрывается характер героя в этой ситуации?
---Как описывает автор своего героя?
---Какие чувства вызывает Мцыри у вас?
3.Прокомментировать эпизод «Битва с барсом».
---Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял.
---Как раскрывается характер героя в этой ситуации?
---Какими эпитетами наделяет автор своего героя?
---Какие чувства у вас вызывает герой?
4.Какова роль вступления в поэме?
---Как автор относится к описываемым событиям?
---Какие художественные средства он использует?
---Как вы воспринимаете эти описания?