Урок литературного чтения Е. Благинина Посидим в тишине


Урок 55
Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,
Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать выразительность и правильность чтения, а также понимание читаемого.
Характеризовать персонаж. Выучивать стихотворный текст наизусть. Классифицировать книги по заданным параметрам. Расширять литературный кругозор
Личностные: – Формировать нравственно-этическую ориентацию. Развивать эмпатию.
Метапредметные:
Регулятивные: – Принимать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – Ориентироваться в книгах.
логические – Анализировать произведение с целью характеристики персонажа.
Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Педагогические задачи: совершенствовать навык чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; развивать устную речь и познавательный интерес к чтению
Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой класса.
– Прозвенел звонок веселый,Все готовы? Все готово?Мы сейчас не отдыхаем,Мы работать начинаем.
II. Определение темы урока и постановка цели.
Загадываю детям загадку
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…      (мама)
-Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово-"мама". Для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в школе, кто в магазине - они ещё справляются со множеством домашних дел. Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать.
-А как вы помогаете вашим мамам? (убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными).
-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много.
– Кто догадался, о ком будем сегодня говорить? 
-Какова цель урока?
- Для чего вам это нужно?
Н. Саконская Разговор о маме
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
Зато, что у нас
С нею всё сообща,
Зато, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча
Мы любим её и зато,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою—
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
Зато, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто зато,
Что она наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.
III. Проверка домашнего задания
IV. Введение в тему урока. Речевая разминка.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение Агнии БартоМама поет
Мама по комнатам,
В фартуке белом,
Неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поет.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый,
Словно совсем и не тот:
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поет.
Голос знакомый,
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Не разреветься бы мне.
-Что вам хочется сказать о стихотворении?
-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
-Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
-Почему мама в стихотворении Барто поет по-другому? Что вы поняли?
-Когда мама грустит?
V. Работа по теме урока.1. Прогнозирование.
– Прочитайте название произведения, которое написала Елена Александровна Благинина и рассмотрите иллюстрации к нему (учебник, с. 27–28).
– Что можно сказать об этом произведении еще до прочтения? (Это стихотворение. Оно о маме и девочке.)2.Знакомство с биографией
Елена Александровна Благинина (1903-1989).
Благинина Елена Александровна родилась в с. Яковлево под Мценском, жила и училась в Курске. В семье хорошо знали и любили народное творчество, русскую литературу. С восьми лет Благинина Е. начала сочинять стихи, сказки, пьесы для домашнего театра. Еще учась в Курском педагогическом институте, она стала членом Курского союза поэтов; потом училась в Московском литературно-художественном институте им. В. Брюсова, одновременно работала в багажном отделении «Известий».
В 30-х голах Благинина Е. стала редактором Журнала «Мурзилка», а затем журнала «Затейник». Сборник 1939 г. «Вот какая мама!» сделал Благинину Е. известным детским поэтом.
Благинина Е. писала песенки, частушки, скороговорки, загадки, дразнилки и лирические стихи. Герои стихотворений поэта доброжелательны, мягки, внимательны к окружающим («Наш дедушка», «Посидим в тишине», «Подарок», трудолюбивы («Не мешайте мне трудиться!», «Приходите, поглядите»), бережно и трепетно относятся к окружающей природе (« Котенок», «Рябина», «Золотая осень», «Улетают, улетели ... »), радостно идут навстречу новому и неизвестному. 3. Чтение стихотворения учителем.
– Оправдались ли наши предположения?
4. Чтение стихотворения учащимися вслух по «цепочке»
Самостоятельное чтение произведения «про себя».
5. Беседа по содержанию.
– Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите, к какому из этих литературных жанров можно отнести это произведение?
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)
- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).
- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)
- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
- Что бы вы сделали на месте девочки?
- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.
- Какая она будет? ( Плавная, медленная)
Физминутка- А сейчас пришло время отдохнуть
Работа по теме урока.
6. Работа над выразительностью чтения (работа в парах)
– Как нужно читать это стихотворение? С каким настроением?
– С какой интонацией вы должны произносить слова героини?
– Какие слова выделить голосом? Как вы думаете, почему?
– Прочитайте текст однокласснику выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героини.
– Оцените, друг друга с помощью карточек-сигналов, обоснуйте свою оценку (слушание 3–4 учеников).
7.Мини-конкурс на лучшее исполнение стихотворения.
8.- Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? Дети: Да.
- Чем она понравилась, какая она? (Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать. )– Чему хочет нас научить автор?
-Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.
Ведь очень часто ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине" , должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.
9. Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
а) На доске записано: “Я маму мою обидел”
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?
б) Проблемный вопрос
– Как можно обидеть человека? (Словом, жестом, взглядом, физически. )– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.
- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
- Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
в) Просмотр мультфильма.
- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма, снятого по стихотворению Эммы Мошковской.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
г) Чтение стихотворения учениками.
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?
– Какой совет вы бы дали мальчику?
- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова
VI. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что вы узнали на уроке?
– Какой опыт вы сегодня приобрели на уроке?
– Почему важно в семье любить друг друга?
– Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
- Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его.
Не обижайте матерей.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опёкой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук-
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
VII.Д/з. стихотворение выучить наизусть.
VIII. Рефлексия.