Литературное чтение во 2 классе. Тема. Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».


Литературное чтение во 2 классе.
Тема. Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цели урока: ознакомить детей с новым для них произведением о маме; продолжать развивать навыки
выразительного чтения, анализа стихотворного текста; формировать добрые чувства и уважительноеотношение к близким людям.
Планируемые результаты
Предметные. Научатся работать с текстом, анализировать, представлять героев, ставить вопросы к стихотворению
УУД. Р: вносить необходимые действия после его завершения
П: смысловое чтение, как осмысление цели чтения
К: задавать вопросы
Личностные результаты. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Ход урока
I.Мотивирование учебной деятельности
II.Проверка домашнего задания
Чтение стихотворений наизусть.
III.Изучение нового материала
1. Проблемные учебные действия.        
На доске записано: Я маму мою обидел
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?
– Как можно обидеть человека?
- Послушайте рассказы:
1) Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?
2) Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.        
– Опишите состояние мальчика.
– Так что значит обидеть кого-то?
- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.)
– Случалось ли с вами такое?
– Как вы себя чувствовали?
– Как вы поступили?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        
2.Беседа. Чтение стихотворения
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая ночью глаз,
Все заботится о вас?
Мама дорогая!
Колыбель кто вам качает,
Кто нас песней забавляет
Или сказку говорит.
Кто игрушки вам дарит?
Мама дорогая!
Если, детки, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Как бывает иногда,
Кто же слезы льет тогда?
Все она, родная!
(А. Майков)
Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?
Какие чувства вы испытываете, когда мама плачет?
3.Чтение учителем стихотворения Э.Э. Мошковскои.
-Послушайте стихотворение Э. Мошковскои «Я маму мою обидел».
- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
4. Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981). Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
5.Проверка понимания.
Какие чувства вы испытали во время чтения?
Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры?
Найдите эти строки и прочитайте.
Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?
Как он себя представлял?
Почему он видел себя печальным и молчаливым?
6.Выразительное чтение стихотворения.
7. Игра «Волшебный цветок..»- А сейчас, закройте глаза, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…
Передаём цветок друг другу и называем слова…
( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная) 8.  Как звучит слово МАМА на других языках народов?
- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках.
Бенгальский – майера;   Каталонский – мааре; 
 Чешский – маминка;   Датский – моа;Эстонский – эма;   Французский - маман (мамА); 
 Гаитянский креольский – манма; Иврит – има;   Хинди -  мА;   Исландский,  
Итальянский – мама;   Корейский – омма; Латынь – мАтрем;   Словацкий – мамичка;   
Испания, Италия – мадрэ; 
Персидский - маман, аннэ;   Нидерланды – мА;  
Литва – мамитэ;  Турция - ана
 Болгария - мамо, майка;   Швеция –мур;  
Украинский – мати, мамо;  Греческий – митэра, мана.
IV.Работа над пословицами
1. Дитя плачет, а у матери сердце болит.
2. Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Какие из них соответствуют прочитанным произведениям?
V. Итог урока. Рефлексия.
Какие произведения мы сегодня читали?
Над чем они заставили вас задуматься?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения. По желанию выучить.