Выступление на педагогическом совете на тему:Использование оценочной карты, портфолио на уроках английского языка как способы учета достижений предметной деятельности младших школьников


Выступление на педагогическом совете:
" Использование оценочной карты, портфолио на уроках английского языка как способы учета достижений предметной деятельности младших школьников "
МБОУСОШ № 49 г Белгорода
учитель английского языка Москаленко С.В
Наверное, как и у многих педагогов, на моих уроках можно наблюдать следующее: по ходу урока мы с учениками действуют как равноправные партнеры(определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы).Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения. Урок подходит к концу, сделано много, вот-вот прозвенит звонок, и тут я, вдруг вспоминаю, что не поставила ни одной отметки! Одновременно со звонком торопливо перечисляю: «Так, Юля, тебе пять, ты сегодня молодец. Тебе, Петя, – четыре, ты отвечал не совсем хорошо..» Из позиции «равноправный собеседник», я, вдруг, резко перехожу в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делаю это занесколько секунд. И не только ребенок, но и сама не всегда могу внятно и точнообъяснить, почему дана такая оценка. Иногда же на вопрос детей: «А какие оценки за урок?», могу в сердцах сказать: «Тебе, что, оценка нужна или знание?».Почему я так говорю? Да потому что сама не знаю, как правильно оценить ребенка, боюсь этой оценки.Реально у педагога четыре балла (5, 4, 3, 2), а положительных – два (5 и 4).Учителю приходится сопровождать выставление отметки следующими размышлениями: «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»; «Если сегодня поставлю "два", завтра вообще замолчит»; «Старался, а все равно вышло "два"», т.е. пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:- «За что конкретно ребенок получил эту отметку?» - «Что именно надо сделать, чтобы исправить четвертную отметку?» В 2002–2004 гг. был обобщен опыт школ и педагогов, работающих по системе «Школа 2100». На его основании была создана экспериментальная модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. После первичной апробации и доработки данная модель стала основой для начала большого эксперимента, проведенного Образовательной системой «Школа 2100» и Российской академией образования в 2004–2007 гг. В чем суть правил новой технологии оценивания? 1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний 2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка. 4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи 5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. 6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно». И др.правила. Подробное описание правил - в книге «Образовательная система"Школа 2100". Сборник программ: дошкольное образование, начальная школа» (М.: Баласс, 2007) сайт- www.school2100.ru Каково же мнение о новой технологии оценивания? Эксперимент показал, что новая система оценивания хоть и несовершенна, но способствует снижению уровня тревожности по ситуациям, связанным с проверкой знаний, повышению уровня самооценки и качества знаний учащихся. Понимая, что надо срочно менять свое отношение к оценочной деятельности, решила привести в систему свои наработки и внедрить элементы технологии оценивания «Школы 2100». За основу взяла 2-е правило технологии оценивания «Школы 2100». На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, оно соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Самооценка позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому решила начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем третьеклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к 3_му классу самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности. Следующее правило, которое сформулировала - оценка товарищей, не могла оставить без внимания. При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других. Применяю такие варианты организации групповой работы: 1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других; 2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы; 3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.
Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:
– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;
– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;
– основываются на личном опыте –80%;
– обсуждают с другими – 70%;
– видят и слышат – 50%; – только видят – 30%;
– только слышат – 26%; – читают – 10%.
В 3-е правило технологии оценивания «Школы 2100» внесла свои коррективы и
применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих
овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а
из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и
выставляется в дневник и журнал. Это правило стараюсь применять регулярно.
В 5-е правило технологии оценивания «Школы 2100» тоже внесла изменения: За
задания, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по
желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он
имеет право на ошибку.
Каждое здание проверочной (контрольной) работы ребенка по итогам темы
оценивается отдельно, затем выводится средняя отметка и ставятся. Оцениваются
все учащиеся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и
знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но
имеет право пересдать.
Вывод:
Данная система оценивания способствует снижению уровня
тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки.
Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников.
Дети стали более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а
для этого надо трудиться.__