Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования

















Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования






Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4
г. Ершова
Шиндина Ирина Александровна










2012 год
1 слайд.
Сколько лет существует школа – столько лет учителя твердят о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учёбы – недостаток учебной мотивации учащихся.
2 слайд.
Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность.
3 слайд.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
В основе мотивов поведения человека лежат потребности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.
Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел – значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.
По данным исследований, в начальной школе растёт количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.
Тревогу вызывает не увеличение числа детей, мотивированных чувством долга, а уменьшение числа детей, относящихся к учёбе с интересом. Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебной деятельности, а с отметками, которые выставляет учитель. Младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Однако значение отметки как мотиватора уменьшается к 3 классу. В 3 классе значительно увеличивается учебная нагрузка, и высокой отметки как мотиватора деятельности оказывается уже недостаточно. Школьники 3 – 4 классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У тех, кто учится посредственно, и слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результате этого у учащихся не развивается потребность в творческой деятельности, не формируется ответственность, упорство, трудолюбие.
Поднять мотивацию учащихся путём развития познавательного интереса удаётся немногим учителям.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащиеся совершает ту или иную деятельность.
В деятельности различают мотивы и цели.
Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели ясны и педагогу, и ученику и ставятся на уроке в чёткой форме. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику. В зависимости от того, каков мотив деятельности, цель приобретает для ребёнка различный смысл.
Например, ребёнок решает задачу. Цель – найти решение. Мотив же может быть различным: научиться решать задачу; не огорчать учителя; порадовать родителей хорошей отметкой.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учителю.
Например, если ребёнок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовольствия.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности они, как правило, не осознаются, но отражаются в определённой эмоции, то есть учащийся может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности какие-либо эмоциональные состояния. Вот это желание или нежелание действовать является показателем положительной или отрицательной мотивации.
В системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишённой для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия.
Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:
4 слайд.
А) познавательная мотивация.
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структура учебной деятельности.
Б) мотивация достижения успеха.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, её следует отличать от престижной мотивации.
В) престижная мотивация.
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.
Г) мотивация избегания неудачи.
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчётливо проявляется вторая тенденция – мотив избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечёт за собой низкая отметка. К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.
Д) компенсаторная мотивация.
К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость становится источником тяжёлых переживаний ребёнка.
5 слайд.
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся:
1) эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе;
6 слайд.
2) познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
«Мозговая атака».
Поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество решений.
Хвалить учащихся, записывая все мысли и идеи, которые приходят в голову.
Ценить не качество, а количество ответов(устроить соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемной ситуации).
Воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.
Следует учесть, что в первые минуты мозгового штурма может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать всё реже, хотя именно эти последние ответы являются наиболее оригинальными. Нельзя формировать стадию выдвижения идей.
«Мозговой штурм».
Цель: развитие беглости мышления, творчества детей.
Задачи:
Поднять настроение группы, создать соответствующее эмоциональное состояние детей.
Использовать творческий потенциал метода для решения проблем и принятия решений.
Ход упражнения:
попросите класс выбрать «секретаря», то есть ученика, записывающего идеи по мере их высказывания.
дайте ученикам правила проведения мозгового штурма:
нельзя оценивать какие бы то ни было идеи,
называя идеи, нельзя повторяться,
чем больше список идей, тем лучше,
«разрабатывайте» проблему: подходите к ней с разных сторон, расширяйте и усугубляйте различные подходы.
3.объясните, что для высказывания любых идей по проблеме членам группы отводится пять минут. Назовите проблему. Например: «Как сконструировать школу, чтобы она была более комфортабельной?»
4. через пять минут остановите работу. Попросите «секретаря» зачитать идеи. Пусть класс поаплодирует идеям.
5. если позволяет время, попросите группы нарисовать их творения.
Найдите способ, чтобы работали все.
Вопросы:
Было ли весело проводить мозговой штурм?
Помогали ли правила?
Представьте, что ученики стали бы комментировать, судить или обсуждать идеи по мере их высказывания. Что могло получиться?
Понравилось ли упражнение?
Следовали ли ученики правилам?
7 слайд.

3)волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим ещё?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
- что тебе в этой работе удалось больше всего? И т.д.
8 слайд.
4) социальные методы:
- развитие желания быть полезным;
- создание ситуации взаимопомощи;
- сотрудничество и т.д.
В практической педагогике разработаны различные способы изучения школьной мотивации. Наиболее интересная – проективная методика «Рисунок школы».
Задание: нарисуй, что тебе нравится в школе.
9 слайд.
Несоответствие рисунков теме указывает:
А) на мотивационную незрелость ребёнка; отсутствие школьной мотивации, преобладание игровых мотивов, когда дети рисуют машины, игрушки, узоры и т.д.
10 слайд.
Б) детский негатив; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и наличием трудностей приспособления к школьным требованиям; в этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тематику и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать;
11 слайд.
В) непонимание и неверное истолкование задачи; чаще всего это свойственно детям с задержкой развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
12 слайд.
А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьников познавательных мотивов;
13 слайд.
Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;
14 слайд.
В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.
15 слайд.
Изучение рисунков позволяет лучше понять личность учащихся. Так, преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженное настроение, страхи, с которыми ребёнок не может справиться. А яркие, светлые, насыщенные краски, напротив, указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Особый интерес представляет в таких рисунках взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка.
16 слайд.
Дети с истерическими чертами характера, демонстративные вне зависимости от своего реального положения, рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют, что может отражать проблемы взаимопонимания с ними.
Проанализировав рисунки наших школьников, можно отметить, что в их рисунках доминируют красный цвет, что означает настроение восторженности, оранжевый цвет – радостное состояние, жёлтый цвет – приятное и светлое чувство, зелёный – спокойствие. Это означает, что дети посещают школу с радостью, им нравится не только отремонтированное здание, но и школьная спортивная площадка.
Кроме проективных методик есть специальные анкеты, опросники, беседы, методы неоконченных предложений.
Ученикам четвёртых классов было предложено продолжить предложения
17 слайд.
Когда я думаю о школе
У меня поднимается настроение, мне хочется учиться
4 «А» - 14 чел. – 100%
4 «Б» - 17 чел. – 100%
18 слайд.
Когда я иду в школу
Мне быстрее хочется сесть за парту и получить новые знания
4 «А» - 13 чел. – 93%
4 «Б» - 16 чел. – 94%
19 слайд.
У меня не всегда есть желание идти в школу
4 «А» - 1 чел. – 7%
4 «Б» - 1чел. – 6%
20 слайд.
Когда звенит звонок
Возникает желание учиться, узнать что-то новое
4 «А» - 10 чел. – 71%
4 «Б» - 15 чел. – 88%
21 слайд.
Испытываю чувство страха
4 «А» - 4 чел. – 29%
4 «Б» - 2 чел. – 12%
22 слайд.
Когда я вижу учителя
Я рад встречи с ним, хочется его порадовать
4 «А» - 14 чел. – 100%
4 «Б» - 17 чел. – 100%
23 слайд.
Когда я встречаюсь с одноклассниками
У меня поднимается настроение, я рад встречи
4 «А» - 14 чел. – 100%
4 «Б» - 16 чел. – 94%
1 чел. не рад встречи – 6%
24 слайд.
Когда я выхожу к доске
Испытываю чувство волнения, неуверенности, страх в получении плохой оценки
4 «А» - 5 чел. – 36%
4 «Б» - 6 чел. – 35%
25 слайд.
Желание ответить, уверены в своих силах
4 «А» - 9 чел. – 64%
4 «Б» - 11 чел. – 65%
Из всего этого видно, что учащиеся начальных классов нашей школы с удовольствием посещают занятия, ждут от них каждый раз что-то новое, стремятся получить как - можно больше знаний, однако больше 1/3 учащихся теряются около доски, неуверенны в своих силах, хотя многие из них знают ответ. И наша задача – научить детей быть уверенными в себе, отстаивать свою точку зрения, создавать комфортную обстановку на уроках, чтобы наши ученики чувствовали себя раскованно не только на внешкольных мероприятиях, но и на уроках.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Из этого можно сделать следующие выводы:
26 слайд.
1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психологические цели обучаемых;
27 слайд.
3. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личного развития;
4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.