Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов


Солопова Татьяна Викторовна,
Преподаватель гуманитарных дисциплин,
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»,г. Челябинск
Stv130364@yandex.ruПроектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования; организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как одному из факторов, способствующих формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся.
Ключевые слова: ключевые компетенции, проектно-исследовательская деятельность, виды проектов
«Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий»
Франц ХоффманВнедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО,)предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. В связи с этим современное образование должно быть ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образовательное учреждение должно формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Ключевые компетенции - это интегрированная система знаний, умений, навыков, качеств личности и опыта самостоятельной работы индивида, обеспечивающая его готовность к социальной и профессиональной адаптации, к продуктивному труду в конкретных сферах деятельности.
К ключевым компетенциям, значимым для профессиональной адаптации выпускников СПО относятся: социальные, правовые, информационные, коммуникативные, профессиональные и базовые.Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартов на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств (когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных, мировоззренческих).
Одним из наиболее значимых факторов, способствующих формированию и развитию ключевых компетенции обучающихся, является их участие в проектно-исследовательской деятельности. Сам метод проектов, как и исследовательский метод не являются принципиально новыми в педагогической практике, но, учитывая современный образовательный ритм и потребность работодателей в активных и креативных, неординарных личностях, умеющих мобильно адаптироваться к новым условиям, можно отнести их к педагогическим технологиям XXI века. “Всё из жизни – всё для жизни”, таков лозунг данной педагогической технологии.
Условия применения технологии проектирования сводятся к следующему:
существованию некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска, путем применения интегрированных знаний;
значимости предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
структурирование этапов выполнения проекта;
самостоятельная деятельность студентов в ситуации выбора.
Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием
для формирования проектной культуры, проектного мышления. В основе метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных способностей студентов;
повышение мотивации к обучению;
совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
умение ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение публично выступать и отстаивать свою точку зрения;
умение критически мыслить.
Эффективность применения данного метода представляет следующая диаграмма.
Эффективность применения проектно-исследовательского метода
12515856557010
Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.
По продолжительности проведения проект может быть: краткосрочным (разработан на нескольких занятиях), среднесрочным (от недели до месяца), долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев)и ориентированы на индивидуальную, парную или групповую деятельность студентов. Со студентами-третьекурсниками спроектированы разные виды проектов, рассмотрим примеры и особенности каждого из них в таблице.

Таблица 1. Виды проектов, реализуемых студентами
Виды проектов Особенности Примеры
Исследовательские Имеют структуру, приближенную кподлинным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. «Человек с большой буквы»,
«Графологическая «визитка»
Творческие Представляют собой самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта
(изделия), обладающее субъективной или объективной новизной. «Путешествие по страницам детских журналов»
Игровые Предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, обязательно намечая проблему и цель проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проектах – ролевая игра. Результаты могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение
полученных результатов с поставленной целью. Игры-тренинги: «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне»
Информационные
Это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования).
Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). «Педагог-организатор семейных чтений»
Практико-ориентированные Это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. «Я иду на урок»
Монопроекты Реализуются в рамках одного учебного предмета «Юмор в детской книге»
«Типология уроков литературного чтения»
Межпредметные (интегрированные) Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. «Я иду на урок»,
«Педагог-организатор семейных чтений»
Очень часто выбор тем проектов, исследовательских работ продиктован обыкновенными ситуациями, с которыми обучающиеся сталкиваются в процессе обучения, прохождения учебной и производственной практики. Так, например, проверяя письменные работы учащихся , студентку заинтересовал вопрос , что учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, однако он почему-то у всех разный, так же как и каждый из учеников имеет индивидуальный характер и склад ума. Взаимосвязано ли это? Поиск ответа на этот вопрос лег в основу исследовательского проекта «Графологическая «визитка». Сильные стороны этого проекта – это применение методов исследования: наблюдение и опыты, их описание, работа с литературными источниками. Использовались приёмы исследования: интервью, опросы, обработка статистических данных.
Этот и все другие выполненные проекты, пополнят портфолио студентов – это сборник работ и результатов обучающихся, который демонстрирует его самостоятельные усилия, прогресс и достижения в различных областях. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Поэтому в своей работе мы, педагоги, должны быть «рельсами», по которым свободно и самостоятельно движутся «вагончики», получая от них только направление собственного движения. Мы выполняем заказ работодателя - выпускаем специалиста, который занял определенное значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, может самостоятельно наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировав, что удалось и что нет. Такие выпускники уже обладают проектным типом мышления-значит, мы на правильном пути!
Список использованной литературы
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В.Бережнова, В. В.Краевский. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 128с.
2. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
3. Петрова, С. А. Основы исследовательской деятельности : учеб. пособие / С. А. Петрова, И. А. Ясинская. – М.: ФОРУМ, 2010. – 208 с. – (Профессиональное образование)
4. Сумина, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Том 1. Материалы VI Всероссийской НПК. г. Екатеринбург, 2013. – 273 с. 5. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm6. Ярвилянина, Е.В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей и повышения качества профессиональной подготовки студентов // Научные исследования в образовании (приложение к журналу Профессиональное образование. Столица), 2011, №4, С. 60-64