Статья Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов


Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов
Формирование метапредметных исследовательских умений младших школьников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Программа инновационного проекта нацелена на реализацию более широкого спектра задач, чем просто развитие исследовательских умений, и специальных умений познавательной деятельности, хотя нельзя не отметить, что это очень важный компонент культуры мышления.
Главная цель инновационной деятельности – создание и включение в работу начальной школы образовательной программы, позволяющей решать проблему формирования метапредметных исследовательских у учащихся начальных классов.
В качестве приоритетов в сфере образования обозначены:
формирование «инновационного поколения» - плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационных секторах;
достижение каждым обучающимся образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике.
Как показывает отечественная и зарубежная наука, их реализация возможна средствами проектно-исследовательской деятельности (Веракса Н.Е., Дружинин В.Н., Матюшкин А.М., Обухов А.С., Савенков А..И., Поддъяков Н.Н.) и др.
Ключевыми принципами реализации программы первичной инновационной площадки «Формирование метапредметных исследовательских умений младших школьников как целевая установка ФГОС» выступают комплексность, интеграция, привлечение внешних ресурсов, превращение ВУЗов в локомотивы модернизации образования.
Школа реализует общеобразовательные программы, в том числе профильного и углубленного уровней обучения отдельных предметов. Наше общеобразовательное учреждение идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт педагогической работы. Здесь формируется та атмосфера, в которой ребенок может полно развиваться духовно, физически, культурно. Создаются все необходимые условия и механизмы для обеспечения возможности получения качественного доступного образования детям.
Индивидуальные и познавательные потребности обучающихся реализуются через уроки, внеклассные мероприятия, внеурочную деятельность. Познавательная активность младших школьников объединяет в себе: потребность в овладении способами усвоения знаний – универсальными учебными действиями, потребность в поисковой и исследовательской деятельности, потребность в творчестве.
Актуальность опыта в соответствии с модернизацией системы образования всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ребенок любознателен от природы, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества.
С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность - исследуется только то, что вызывает интерес. Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.
К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Это результаты деятельности, применяемые учащимися в обучении на разных учебных предметах, на практике и во внеучебной (жизненной) деятельности. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Это поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения при решении проблем творческого и поискового характера, рефлексия результатов деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную (внеучебную) деятельность. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования, позволил выделить следующие педагогические условия: развитие личности учащихся через исследовательскую деятельность; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей; моделирование педагогической деятельности, в процессе которой создаются условия для формирования метапредметных результатов; создание условий для практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности.
Для эффективности учебного исследования на уроках применяются следующие методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов, исследовательских ситуаций. Для создания проблемных ситуаций в учебном исследовании мной применяются разнообразные приёмы.
Успешность обучения во многом зависит от форм организации деятельности обучающихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников.
Успеваемость моих учащихся составляет 100%, а вот процент качества знаний увеличился с 63% до 72%. Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.
В нашей школе ежегодно проводится научно – практическая конференция младших школьников «Юный исследователь». Мои учащиеся постоянно становятся призерами этой конференции. Ежегодно в нашем образовательном округе проводится научно – практическая конференция «Я – исследователь». Мои ученики (Заречин Максим, Кононерова Алена, Каримова Камилла) ежегодно становились призерами окружной НПК «Я познаю мир».
Кононерова Алена является дипломантом 4 Всероссийского конкурса детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия».
Кононерова Алена три года подряд участвует в работе Региональной конференции научно – исследовательских работ учащихся «Юный исследователь», является неоднократным призером этой НПК.
Одна из работ Кононерой Алены была представлена на Межрегиональной ученической конференции (КИПР – 2014).
Одна из лучших работ Кононеровой Алены была опубликована в журнале «Юный ученый» № 1, февраль 2015 г.(ISSN 2409- 546X), научно – исследовательская работа «Как сохранить здоровье глаз?» Каримовой Камиллы опубликована в электронном сборнике статей победителей и призеров окружной НПК младших школьников «Я познаю мир» 2015 года (ГБОУ ДПО ЦПК «Кинельский ресурсный центр», стр.87 – 89).Я лично участвовала в работе Региональной заочной научно – практической конференции «Проблемы модернизации Российского образования на компетентностно – ориентированной основе в рамках реализации ФГОС второго поколения», моя статья была опубликована в сборнике по итогам конференции (ISBN 978-5-8428-1044-4).
Ежегодно (4 года подряд) я принимаю участие в Международной научно – практической конференции «Инфо-Стратегия. Общество. Государство. Образование».
В рамках Международного фестиваля творческих проектов «Novus Libro- малый энциклопедический словарь школьных терминов» являлась руководителем творческого проекта Лукъянова Александра.
Список использованной литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение – 2011.
Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование – 1999 - № 10.
Савенков, А.И. Учебное исследование в начальной школе//Начальная школа. -2000 - №12.
Использованные интернет – источники:
http://www.co1858.ru/12302-proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-i-navykov.html
http://www.coitest.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=149%3A-novus-libro&catid=51&Itemid=79