Метод проектов на уроках литературы как средство формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся


Фандикова Лидия Константиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Коктебельская школа г. Феодосии
Метод проектов на уроках литературы как средство формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся
Проектная деятельность – одна из наиболее перспективных составляющих образовательного процесса, так как создает условия для творческого саморазвития и самореализации учащихся, формирует все необходимые жизненные компетенции. Во время использования проектной технологии формируются компетенции, востребованные жизнью : - информационные (умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию); - социальные (умение работать в группе); - коммуникативные (совершенствование навыков работы в группе); -саморазвития и самообразования. Метод проектов на уроках литературы - это целенаправленная, в основном самостоятельная деятельность учащихся, которая осуществляется под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его личностные качества и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, креативность, осознание моральных ценностей. В начале внедрения метода проектов в свою систему работы по литературе я использовала мини-проекты, рассчитанные на работу в группах на одном из этапов урока. Не сразу я решилась на разработку и реализацию краткосрочного проекта, рассчитанного на несколько уроков, так как понимала, что должна быть заранее готова к решению разнообразных педагогических проблем. В частности, уметь правильно определить и сформулировать ключевую проблему темы, учебные и практические цели и задачи проектной работы, выдвигать гипотезы, обсуждать с учениками методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, корректно оценивать выступления учащихся во время презентации. Но, приступая к изучению в 9-ом классе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», все же решилась обратиться к методу проектов, так как девятиклассники обычно неохотно читают это произведение; оно кажется им неактуальным и, как выразился один из моих учеников, «безнадежно застрявшим в 19-ом веке». Чтобы убедить ребят в обратном, я и предложила им поработать над созданием проектов. Проектная деятельность учащихся девятых классов по теме «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» осуществлялась в течение месяца (7 уроков). В ходе работы над проектом ребята должны были доказать, что комедия Грибоедова актуальна и в наш 21-ый век, и найти ответ на ключевой вопрос: «Почему ум не всегда ведет к счастью?».Еще до начала изучения произведения на уроках ребята получили задание:1) прочитать текст комедии, 2) ознакомиться с особенностями работы над краткосрочными проектами. В кабинете литературы на стенде «Мы изучаем» поместила следующую информацию: «Этапы работы над проектом» (с указанием сроков), «Требования к оформлению проекта», «Паспорт проектной работы», «Виды презентаций», «План выступления на защите проекта», «Критерии оценивания проектной работы и ее презентации», также каждой группе был выдан пакет с инструкциями и вспомогательными материалами для работы над проектом. (Приложение №1) Первый этап работы над проектом – это обсуждение проблем, выдвижение гипотез для их разрешения, формирование групп, выбор темы и формы каждого конкретного проекта.На первом уроке, посвященном жизни и творчеству А.С. Грибоедова, истории создания комедии, на этапе «Итоги урока» использовала прием «мозговой штурм» для обсуждения в группах ключевых вопросов : «Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?», «Какие вопросы, связанные с понятием «ум», появились у вас при чтении комедии?». В ходе выдвижения и обсуждения гипотез определились основные темы будущих проектных работ: «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Актуальность комедии в наши дни». Готовясь к следующему уроку, девятиклассники должны были разделиться на группы, уточнить тему проекта, вид презентации на заключительном уроке, распределить роли в группе. Во время внеурочной консультации предложила каждой группе алгоритм работы над проектом (Приложение №2) и помогла сформулировать цели и задачи будущих проектных работ. На втором уроке представители групп выступили с короткими отчетами о проделанной работе. В итоге на стенде « Мы изучаем» появилась следующая информация:9 класс. Литература.Защита проектов по теме «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Актуальность комедии в наши дни» Дата презентации проектов – 11.10.2014 г.
Форма проекта Тип проекта Состав проектных групп
Макет афиши премьеры спектакля творческий Литературный суд присяжных ролевой Письмо герою комедии творческий Словарь афоризмов комедии исследовательский Сценарий рекламного ролика творческий Синопсис современного варианта комедии творческий Второй этап – планирование работы внутри групп, обсуждение идей будущих проектов, выдвижение гипотез, составление индивидуальных планов работы, консультации учителя.В ходе 3-го урока по теме (20 мин.) руководители групп сообщили о наработках по проекту, поделились возникшими проблемами, обсудили пути их решения (прием « круглый стол»). Третий этап работы – самостоятельный поиск информации, уточнение формы презентации, написание сценариев. В течение недели проектные группы занимались поиском , отбором и обработкой необходимой информации. Источники информации были определены заранее ( текст комедии, критические статьи, высказывания современников Грибоедова о комедии и ее героях, словари, энциклопедии, Интернет, телевидение. Девятиклассники , работавшие над творческими и ролевыми проектами, составляли сценарии презентаций.
Четвертый этап – подготовка презентации.
На 4-ом, 5-ом уроках представители проектных групп выступили с промежуточными отчетами о выполненной работе; уточнялись, корректировались формы презентаций проектов, вносились изменения в сценарии. Во внеурочное время проводились репетиции ролевых и постановочных проектов, уточнялось расчетное время презентаций.
Пятый этап – защита проектов.
6-ой и 7-ой уроки были посвящены презентации проектов. До начала урока на доске были представлены темы проектных работ, формы их презентаций, план выступления на защите проекта, критерии оценивания проектной работы и самой презентации. Для оценки презентации созданных девятиклассниками проектов мною была приглашена экспертная группа, в состав которой вошли директор школы, учителя словесности. В ходе урока руководитель (представитель) каждой проектной группы кратко рассказывал о ходе работы над проектом, далее группа представляла конечный продукт проекта (макет театральной афиши, литературный суд присяжных, письмо герою, анонс премьеры комедии, словарь афоризмов). Каждый проект публично рецензировался экспертной группой. На 7-ом уроке (этап «Рефлексия») участники проектов поделились своими впечатлениями, ответили на вопрос: «Что дала вам работа над проектом? (прием «свободный микрофон»). В конце урока учащиеся заполнили и сдали экспертной группе листы самооценки работы над проектом.(Приложение 3.) Экспертная группа выставила итоговую оценку за работу над проектом каждому учащемуся. Домашним заданием, завершающим изучение темы, стало написание сочинения-размышления на тему «Почему ум не всегда ведет к счастью?». Пользу метода проектов на уроках литературы трудно переоценить. Этот метод не является альтернативой классно-урочной системе, а лишь дополнительным приемом, развивающим познавательные, творческие способности и личностные качества школьников. Благодаря методу проектов повышается интерес учащихся к обучению. Они учатся самостоятельно мыслить, анализировать, делать выбор, адаптироваться к разным условиям, высказывать и отстаивать собственные суждения, идеи, осознавать значимость моральных ценностей. Все это в целом со временем даст возможность школьнику подготовиться ко взрослой жизни, стать способным к самореализации, решению важных жизненных проблем.
Приложение 1
Этапы работы над проектом
Обсуждение проблемы. Выдвижение гипотез для ее разрешения. Распределение ролей в группе (администратор (координатор), сценарист, режиссер, дизайнер, секретарь, рекламный агент).Планирование работы (перечень конкретных действий для решения задач проекта).
Поиск информации, ее отбор и обработка. Источники: текст произведения, критические статьи, высказывания (оценка комедии, персонажей современниками автора); телевидение, Интернет, словари, энциклопедии.Уточнение формы презентации проекта. Написание сценария.
Подготовка презентации.
Презентация. Защита проектов.
Паспорт проектной работы
Титульный лист.
Название проекта.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, ролевой).
Состав проектной группы (Ф. И. уч-ся , класс).
Руководитель проекта.
Наименование учебного заведения.
Второй лист.
Цель проекта (учебная и практическая).
Задачи проекта (2- 4 основных).
Необходимое оборудование.
Предполагаемый продукт проекта.
Форма презентации.
Распределение ролей в группе:
во время работы над проектом;
на презентации.
Расчетное время защиты проекта.
План.
Ход работы над проектом.
Критерии оценивания собственно проектной работы:
актуальность темы и ее практическая значимость;
объем обработанного материала и глубина обработки;
оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений;
уровень самостоятельности проектантов при выполнении работы;
качество оформления работы.
Критерии оценивания презентации проекта:
1) четкость и доступность выступления; 2) глубина знаний по проблеме, продемонстрированных во время выступления; 3) качество ответов на вопросы; 4) артистизм и умение заинтересовать аудиторию; 5) убедительность презентации.
Итоговая оценка включает самооценку, оценку учителя (руководителя проекта) за выполнение проекта и его презентацию, среднюю коллективную оценку экспертов.
Приложение 2
Алгоритм работы над проектом
Сформулируйте тему проекта.
Определите цели (учебную и практическую), задачи проекта.
Выберите вид проекта, форму презентации.
Распределите роли в группе
во время работы над проектом;
на презентации.
Определите расчетное время презентации (от 3 до 15 минут).
Кратко опишите ход работы над проектом.
Составьте сценарий .Подготовьтесь к устной презентации.
Приложение 3
Карточка самооценки работы над проектом
Фамилия, имя участника проекта Активность Поиск материала Самостоятельность Оригинальность решения Глубина раскрытия темы Убедительность презентации Артистизм Средний балл