Мастер-класс на тему «Игра на уроках английского языка как средство формирования познавательных компетенций младших школьников»


«Игра на уроках английского языка как средство формирования познавательных компетенций младших школьников»
Введение.
Разработка игровых методов обучения иностранным языкам в начальной школе является одним из приоритетных и наиболее актуальных направлений в современной педагогике, так как позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся, вовлеченные в процесс развития речи.Игра, как всем известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, а применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Игры повышают эффективность и качество образовательного процесса, улучшают характер взаимодействия учителя и ученика, делают урок эмоциональным и запоминающимся. 
Игра как средство развития познавательных способностей обучающихся. 1.2. Функции игры.В педагогической практике игра выполняет следующие функции:Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков. Игра в этой функции выступает как организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, умения принимать решения. Воспитательная функция заключается в воспитании внимательного, гуманного отношения к партнеру по игре, чувства взаимопомощи, взаимоподдержки. В играх, которые используются для тренировки вежливых оборотов на английском языке, воспитывается такое немаловажное качество, как вежливость.Развлекательная функция состоит в том, что во время игры мы создаем благоприятную атмосферу, превращая урок в необычное и запоминающееся событие, в увлекательное приключение.Релаксационная функция- снятие на уроке эмоционального напряжения через непринужденный характер общения, объединение коллектива учащихся.Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств обучающихся.Разработка сценария игры, определение её целей во многом зависит от того, какие именно функции игры учитель намерен задействовать на уроке. 
Место игры на уроке и отводимое ей время во многом зависит от ряда факторов: уровня подготовки обучающихся, изучаемого материала, целей урока. Например, если мы «играючи» вводим новый лексический материал в объеме от 10 до 15 лексических единиц, игре можно отвести 10- 15 минут урока, включив её в основной этап проведения занятия. Впоследствии эту же игру можно использовать как способ повторения и закрепления материала, и в этом случае достаточно будет посвятить ей 5-7 мин. урока в тот же период или в начале урока, организовав с её помощью речевую зарядку.Игры, посвященные развитию навыков чтения, можно использовать как в начале урока, организовав в игровой форме фонетическую зарядку, так и в середине урока, сделав на ней основной акцент при работе с текстом.Для проведения урока с элементами игры мы можем приготовить как обыкновенный наглядный материал в виде карточек, плакатов, так и подручные средства, которые нравятся детям: альбомные листы, яркие маркеры, мягкие игрушки, а также такой незаменимый материал, как красочные и интересные мультимедийные презентации. С помощью игры мы организовываем обязательные для младших школьников физкультминутки в целях сохранения и улучшения здоровья детей и тренировки лексического материала. В нашей работе мы подразделяем игры на следующие категории:Игры по тренировке лексического материала по теме урока.Игры по тренировке грамматического материалаИгры по формированию и закреплению произносительных навыковПодвижные Игры.2.2. Описание игровых приемов.
1. Игры, помогающие формировать и развивать произносительные навыки учащихся и умения чтения (2-3 кл, могут быть использованы в качестве фонетической зарядки):«Позови меня»Оборудование: Карточки с транскрипционными знаками.Цель: Развивать слухо- произносительные навыки Задачи: Тренировка усвоения знаков транскрипции и фонетических умений.Ход игры: учитель делит класс на две команды и предлагает обучающимся по очереди произносить звуки, которые изображены с помощью транскрипционных знаков на карточках. Участник, правильно «позвавший» карточку, получает её из рук учителя. Команда, собравшая наибольшее количество карточек, выигрывает.«Подсолнух»Оборудование: Плакат с изображенным на нем подсолнухом, у которого на листах написаны знаки транскрипции (листы пронумерованы от 1 до 10), карточки со словами, в которых жирным шрифтом выделено и подчеркнуто по одной букве.Цель: Закрепить правила чтения, формировать прозносительные навыки Задачи: Тренировка усвоения знаков транскрипции, чтения, фонетических уменийХод игры: Учитель кладет на первую парту плакат, дети собираются вокруг. Учитель показывает детям карточку со словом и громко читает его. Дети повторяют слово за учителем, затем называют номер листа, на который следует положить карточку.
«Ёлочка зелёная»Оборудование: Белая маркерная доска, маркеры 4 цветов.Цель: Развивать произносительные навыки, навыки чтенияЗадачи: тренировка чтения изученной лексики, употребления и распознавания знаков транскрипции Ход игры: Рисуем на доске зеленую елочку, на ней разноцветные шары, в каждом шаре – транскрипционный знак. Сбоку черным маркером с двух сторон пишем знакомые детям слова.Участников делим на две команды. Дети должны подчеркнуть слово со знакомым звуком соответствующим цвету шара маркером и правильно произнести слово.Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.2.Игры, помогающие активизировать грамматический материал в речи и затренировать навык конструирования предложений (2-4 кл, на основном этапе урока):«Шпионское послание»Оборудование: «Шпионские письма» в конвертах или презентация «шпионского микрофильма».Цель: Тренировать навык грамматического конструирования предложенийЗадачи: Восстановление предложения с исползованием правильного порядка словХод игры:Учащиеся делятся на две или три команды и получают два или три конверта с «зашифрованными письмами», содержащими предложения, в которых нарушен порядок слов. Дети, опираясь на изученный грамматический материал, восстанавливают предложения. Можно исключить элемент соревнования и предложить детям расшифровать «шпионскую микропленку», которая демонстрируется на маркерной доске в виде слайда.
«Жмурки»Оборудование: Мягкие игрушкиЦель: Тренировать навык грамматического конструирования предложений.Задачи: Составление вопосительных предложений.Ход игры:Учитель демонстрирует детям 5 -6 мягких игрушечных зверюшек. Учащийся выходит к доске, учитель помогает ему выбрать и спрятать в непрозрачный пакет одну из игрушек. Играет весь класс. Учащиеся поднимают руки и задают ведущему ученику общие вопросы, изученные ранее, ведущий отвечает «да» или «нет».Например: Can you skip? – No, I can`tAre you red? – Yes, I amAre you a fox? – Yes, I am.Угадавший животное становится ведущим.
3.Игры, помогающие ознакомить учащихся с новым лексическим материалом либо затренировать лексический материал в речи (2-4 кл, на основном этапе урока):«Шахматы»Оборудование: Шахматные фигуркиЦель: Запоминание новых (или тренировка ранее изученных)лексических единиц.Задачи: Развивать навыки и умения устной речиХод игры: учитель организовывает проведение «шахматной игры», предварительно озвучив и затренировав правильное произношение новых слов. Учитель «делает ход», называя ученику слово, ученик должен назвать слово, противоположное по значению и тем самым «выиграть» партию (Например, fat –slim, old – new, good - bad). Ученик, правильно назвавший слово- антоним, получает шахматную фигурку. Собравший наибольшее количество фигурок объявляется «магистром».
«Цепочка»Оборудование: Разрезная азбукаЦель: активизировать лексический материалЗадачи: обучение навыкам письмаХод игры:Учитель называет тему игры, например, «Продукты». Класс делится на две или три команды, каждая команда получает набор карточек с буквами и выстраивается в очередь у парты, на которой разложены карточки. Учитель подходит к каждой парте, выбирает и откладывает в сторону карточку с буквой, с которой начинается слово на заданную тему. Учащиеся по очереди подходят к столу, выбирают одну карточку и кладут рядом с первой так, чтобы получилось слово по теме. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием. Игру можно проводить в несколько туров.
«Пригласи гостей»Оборудование: Разрезная азбукаЦель: активизировать лексический материалЗадачи: повторение лексики на тему «Животные»Ход игры: Мы приглашаем в гости друзей из лесной школы.Дети собирают из букв разрезной азбуки слова на тему «Животные», каждое написанное верно слово фиксируется на доске. Нужно пригласить как можно больше гостей.«Охота»Оборудование: Картинки с изображениями животных, листы бумаги, маркеры.Цель: активизировать лексический материалЗадачи: повторение лексики на тему «Животные»Ход игры:На доске карточки с изображениями животных Вызываются два «охотника», по команде «открывающие огонь» - пишущие на листах названия животных, которых они хотят «застрелить». Написав слово, «охотник» показывает слово классу, и дети говорят «попал», если слово написано верно, и «мимо», если в слове допущена ошибка. «Застреленная» добыча снимается с доски. После двух промахов «охотник» уступает свое место другому ученику.Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Например, тема урока «Животные». В качестве словарной работы проводится эта игра. Первый ученик называет любое слово по теме. Второй повторяет это слово и говорит свое. Третий повторяет два предыдущих и называет своё и т.д. Кто ошибается выбывает из игры.
Игра «Запомни»
Например, тема урока «Животные». На доске картинки животных. Дети запоминают картинки. Затем учитель даёт команду: «Sleep!». Дети закрывают глаза, а учитель убирает одну картинку. Затем говорит «Wake up!». Дети открывают глаза. Учитель спрашивает: «What is missing?». Дети называют. Кто угадал, становится ведущим.
«Шифровальшики»
Цель игры - многократное повторение количественных числительных.
1. Знакомство с кодом
Учитель раздаёт карточки всем ученикам. Ученики индивидуально расшифровывают записку, воспользовавшись ключом. Учитель может предложить соревнование: кто быстрее расшифрует записку.
2. Кодировка посланий
Учитель предлагает ученикам придумать и написать свою шифровку (например, назначить место или время встречи). Ученики придумывают короткую записку и зашифровывают её, воспользовавшись кодом. Учитель предлагает одному ученику зачитать послание, называя числительные, например: One hundred and one, fifty-eight, eighty-five. Остальные ученики записывают числа и разгадывают шифр.
«Бинго»
Цель использования карточек «Бинго» —
закрепление лексики по изученным темам с помощью игры.
Оборудование: карточки и фишки для каждого игрока или для группы игроков, а также набор карточек со словами для ведущего.
Вариант 1
Каждому ребенку раздается тематическая карточка с предметными картинками или словами. Количество картинок на каждой карточке меньше, чем у ведущего и может варьироваться от 9 до 24 в зависимости от темы и уровня сложности карточки. Педагог объясняет детям правила игры: у ведущего находится набор карточек со словами на каждую предметную картинку. Ведущий в медленном темпе по очереди называет слова по-английски, участники игры внимательно слушают ведущего и ищут названное слово на своей карточке. Если картинка, обозначающая слово есть на карточке игрока, он закрывает её фишкой. Первый, кто закроет все картинки на своей карточке, громко произносит слово «Bingo». Он и становится победителем.
Вариант 2
Каждый участник выбирает тематическую карточку, на которой рядом с каждой картинкой есть цифра от 1 до 50. Ведущий объясняет детям правила игры: он называет цифры по-английски, участники находят эту цифру на своём игровом поле, поднимают руку и называют слово или словосочетание. Если участник быстро и правильно назвал слово на картинке рядом с цифрой, он получает жетон. В конце игры все участники подсчитывают жетоны. Побеждает тот, кто получил наибольшее количество жетонов.
Вариант 3
Для данного варианта игры нужны карточки одноразового использования (напечатанные на чёрно-белом принтере) и цветные карандаши для каждого участника. Ведущий раздаёт карточки и объясняет детям правила игры. Он называет слово, участники находят и раскрашивают картинку, соответствующую данному слову. Когда все картинки в ряду слева-направо или сверху-вниз будут раскрашены, участник произносит слово «Бинго» и становится победителем.
Подвижные игры
Используются в качестве физкультминуток, для закрепления лексического и грамматического материала.
«Будь внимателен»
Учитель произносит слово-команду, а выполняет другое движение. Ученики должны выполнить нужную команду.
Hands down!- Руки вниз!
Hands on hips! – Руки на бёдра!
Hands to the sides!- Руки в стороны!
«Пожалуйста»
Учитель произносит слово-команду, и добавляет вежливое слово. Если слово не прозвучало команду выполнять не нужно. Невнимательные выбывают из игры!
Hands down, please!- Руки вниз! и т.п.
Итоги:
Применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Игровые формы являются доступным, наглядным, творческим и содержательным педагогическим приемом, способствующим как мотивации, учащихся к изучению иностранного языка, так и созданию иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке, что способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса. Использование игр на уроке английского языка воспитывает в учащихся чувство сопричастности иной культуре, толерантность, чувство товарищества, помогает развивать память, мышление, воображение, коммуникативные навыки и умения обучающихся.