Рабочая программа по дополнительному образованию. Театральный кружок.






Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 1114







Рабочая программа по дополнительному образованию.
Театральный кружок.









Автор:
Ермакова Татьяна Феликсовна,
учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы










Москва - 2016






Пояснительная записка



Данная программа художественно-эстетической направленности.
Программа направлена на развитие эстетических способностей детей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизацию мыслительного процесса и познавательного интереса, на овладение навыками общения и коллективного творчества.
Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Ни одно из искусств так благотворно не влияет на души детей, так мощно не воздействует на их эмоциональный мир как театр.
Основные задачи программы: привить интерес к театральному искусству, развитие творческих, эстетических способностей, инициативы, самостоятельности.
Цель программы: стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, развивать индивидуальность, коммуникативные способности детей. Публичность выступлений, ответственные отношения в коллективе не только способствуют раскрепощению, но и формируют ребенка как личность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что дети через призму драматических произведений учатся познавать жизнь реальную, проводя параллели от идейно-художественного замысла пьесы к жизненным явлениям. Огромную роль здесь играет то, что каждый получает возможность донести свое видение проблемы до зрителя.
Многие спектакли, начиная от сценария до музыкального сопровождения, творчество самих кружковцев. Театр – искусство коллективное, требующее искреннего партнерства. Он учит уважать мнение других, соотносить себя с условиями, в которых существует весь коллектив.
Выполнение программы рассчитано на один год. Режим работы – 1 занятие в неделю (2 часа).
К концу первого года обучения ожидается, что дети научатся мыслить ассоциативно, научатся жить в воображаемом мире и познакомятся с основными составляющими актерского мастерства.
Подведение итогов проводится в форме выступлений в массовых мероприятиях школы, а также других учреждениях, участие в смотре художественной самодеятельности и др.








Учебно – тематический план:

Возраст детей: 1-5 классы
Количество обучающихся: 20 человек
Всего - 74 часа, в неделю -2 часа
Контрольные занятия: спектакль 2 раза в год, участие в конкурсах, концертах, смотрах художественной самодеятельности




№ п./п.
Наименование темы
Количество часов

1
Организационное занятие
2

2
Культура и техника речи
6

3
Основы театральной культуры
4

4
Этюды «я в предлагаемых обстоятельствах»
2

5
Занятия актерским мастерством
4

6
Работа над сценарием, поиск образа
10

7
Прогоночные репетиции мероприятий
22

8
Мизансценирование
2

9
Ритмопластика
2

10
Изготовление декораций, костюмов, техника ритма
8

11
Просветительская и досуговая работа
10

12
Итоговое занятие
2

Итого 74




п/п


Наименование темы
Кол-во часов
Дата


ИКТ


Примечание





План
Факт



1.
Организационное занятие
2
04.09





2.
Культура и техника речи. Упражнения для тренировки четкого произношения.
2
11.09




3.
Культура и техника речи. Работа со скороговорками.
2
18.09




4.
Основы театральной культуры. Подготовка ко Дню учителя.
2
25.09




5.
Занятия актерским мастерством.
2
02.10




6.
Работа над сценарием осеннего праздника
2
09.10




7.
Прогоночные репетиции осеннего праздника.
2
16.10




8.
Работа над сценарием сказки, поиск образов.
2

23.10




9.
Прогоночные репетиции конкурсной сказки.
2
30.10




10.
Прогоночные репетиции конкурсной сказки.
2
06.11




11.
Изготовление декораций, костюмов.
2
13.11




12.
Выступление на фестивале сказок "Сказка мудростью богата".
2
20.11




13.
Работа над сценарием новогоднего праздника.
2
27.11




14.
Прогоночные репетиции.
2
04.12




15.
Прогоночные репетиции.
2
11.12




16.
Изготовление декораций, костюмов.
2
18.12




17.
Работа над сценарием кукольного представления.
2
25.12




18.
Культура и техника речи.
2
15.01




19.
Занятия актерским мастерством.
2
22.01





20.
Изготовление декораций, кукол.
2
29.01




21.
Репетиция сказки.
2
05.02




22.
Прогоночные репетиции сказки.
2
12.02




23.
Прогоночные репетиции сказки.
2
19.02




24.
Прогоночные репетиции сказки.
2
26.02




25.
Выступление кукольного театра на смотре художественной самодеятельности.
2

05.03




26.
Работа над сценарием, поиск образов.
2

12.03




27.
Основы театральной культуры.
2

19.03




28.
Изготовление декораций, костюмов.
2
26.03




29.

Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»

2

02.04





30.
Мизансценирование.
2

09.04




31.
Ритмопластика.
2
16.04




32.
Прогоночные репетиции сказки.
2

23.04





33.

Прогоночные репетиции сказки.
2

30.04





34.

Подготовка к празднику «Последний звонок»
2

07.05





35.

Подготовка к празднику «Последний звонок»

2
14.05






36.

Выступление участников кружка перед детским садом.
2

21.05




37.
Итоговое занятие.
2
28.05





Итого: 74 часа






Содержание программы


Организационное занятие
Цели и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Перспективный план занятий.

Культура и техника речи
Теория. Различие актера и чтеца. Антисловарь. Работа над дыханием.
Практика. Законы логического ударения. 5 способов логических ударений. Упражнения для тренировки четкого произношения. Работа со скороговорками.

3.Основы театральной культуры
Теория. Развивать интерес к сценическому искусству. Познакомить детей с основными театральными профессиями.
Практика. Посещения спектаклей и других театральных коллективов, рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров, дискуссии по впечатлениям.

4.Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»
Теория. Знакомство с понятиями «этюд», «предлагаемые обстоятельства».
Практика. Сочинение и показ этюдов с нафантазированными обстоятельствами, а также на события будущего спектакля.

Занятия актерским мастерством
Теория. Знакомство с понятиями тема, идея, конфликт, образ, кульминация, развязка. Сверхзадача спектакля. Авторский замысел и работа режиссера.
Практика. Сочинение и показ этюдов с нафантазированными событиями и на события спектакля, импровизация. Развитие у детей актерской зоркости, творческой фантазии и воображения.

6. Работа над сценарием, поиск образа
Теория. Читка сценария и распределение ролей. Обмен впечатлениями.
Практика. Выявление основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Разбор текста по линии действий и их последовательности для каждого персонажа в каждом эпизоде. Работа над образом героя. Подбор музыкального, звукошумового оформления.

7. Прогоночные репетиции мероприятий
Практика. Воспроизведение разобранного действия на сценической площадке. Выявление недочетов. Репетиции с деталями декораций, в костюмах. Генеральные репетиции.

8. Мизансценирование
Теория. Понятие мизансцен, выявление их в пьесе, значение.
Практика. Построение мизансцен на сценической площадке.

9. Ритмопластика
Теория. Знакомство с темпо-ритмом спектакля и роли, умение передать через пластику характер героя.
Практика. Пластические импровизации, упражнения на умение создавать образы с помощью мимики и жеста.

10. Изготовление декораций, костюмов, техника грима
Теория. Знакомство с профессиями костюмера, бутафора, гримера. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. Основные приемы гримирования.
Практика. Изготовление декораций, костюмов. Грим.

11. Просветительская и досуговая работа
Участие в смотрах художественной самодеятельности, в праздниках, концертах, мероприятиях.

Требования к уровню подготовки.

Ожидаемым результатом работы кружка является развитие эстетических способностей детей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества.
Участие в драматическом кружке открывает большие возможности для многостороннего развития способностей детей.
Успех выполнения программы зависит от правильной организации процесса обучения.


Учебно-методическое обеспечение.

1. Мирошниченко С. Наши любимые праздники. М.,2005.
2. Репертуарный сборник по мотивам русских народных празднеств, обрядов, сказок/ Автор-сост. С. И. Пушкина. М: Слово, 1998.
3. Русских В. Школьная юморина: Сценарии школьных праздников. М., 2004.
4. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых. М.,1996.
5. Образовательные диски «История искусства».
6.Образовательный диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства».
Основные методы обучения:

- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- упражнения;
- последовательное разучивание репертуара с учётом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- индивидуальная оценка уровня усвоения навыков, наблюдение за поведением ребёнка и его успехами.

Список литературы:

1.Волкова Л. Вечера и дни отдыха в клубе / Л. Волкова. - М.: Советская Россия, 1984.
2. Щербакова В.Н. Калейдоскоп школьных дел /В. Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. – 2001.

















15