Исследовательская деятельность как инструмент реализации требований ФГОС по формированию познавательных УУД на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).


Исследовательская деятельность как инструмент реализации требований ФГОС по формированию познавательных УУД на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).
Касиянчук Татьяна Капитоновна,
учитель русского языка и литературы
Ново- Харитоновская СОШ №10
Исследовательская деятельность направлена на формирование и развитие активной позиции учащегося по отношению к себе и к миру, следствием чего является приоритет собственной инициативы учащегося в познавательной деятельности во время выполнения практической работы по формированию универсальных учебных действий.
Избрав данную тему методической работы, решила сама выступить в роли исследователя, то есть опробовать новую модель обучения: учитель- исследователь ведёт диалог, направляет действия ученика- исследователя. Для этого прошла обучение на дистанционном курсе (объёмом 144 часа) по теме «Технологии ФГОС: исследовательская технология в деятельности учителя русского языка и литературы». Нашла проблему, выявила степень изученности вопроса в методической литературе, для чего определила объект, предмет, цели и задачи исследования, приняла участие во Всероссийском педагогическом форуме «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования в России». Выдвинула рабочую гипотезу, подобрала методики, приёмы работы и овладела ими, некоторые из них откорректировала после вебинара на тему «Особенности комплексной работы с текстом в современном образовательном пространстве» и «Моделирование современного урока через актуальные формы сотрудничества, дифференцированное обучение, организацию проектной и исследовательской деятельности». Собрала собственный материал, провела анализ и обобщение его, сделав выводы, представила выполненное исследование на Форум учителей, работающих по данной проблеме (на сайте Инновационного образовательного центра повышения квалификации «Мой университет»).
Пришла к выводу, что исследовательская деятельность даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, показать свою индивидуальность, независимо от того, какую оценку по предмету он имеет. В этом и заключается вся прелесть индивидуализации учебного процесса. Если ученик заинтересуется подсказанной учителем темой, получит необычные результаты своей (ключевое слово - своей) деятельности, представит одноклассникам свой отчёт, увидит одобрение в глазах учителя и удивление в глазах друзей, то, скорей всего, и в целом по предмету начнёт учиться лучше. Кроме формирования УУД, учитель, приобщая учащихся к исследовательской деятельности, помогает детям поверить в себя, в свои возможности.
Продуктивность процесса обучения зависит, главным образом, от степени заинтересованности проблемой. Стимулировать такой интерес можно на разных этапах урока, используя и проблемное изложение материала, и поисковую беседу, и даже такой способ, как эвристическое изучение вопроса. Получить в качестве вывода одну и ту же мысль можно разными путями - вот и будем использовать для этого исследовательскую деятельность учащихся, направленную на формирование творческих подходов к решению задач. Выход на совершенно новую информацию, таким образом, осуществляется через способность ученика индивидуально дойти, додуматься до конечной цели, рассуждая, найти ответ. Так как познавательные интересы у всех разные, то путь к цели дети выстраивают по-разному. Индивидуализация обучения, в данном случае, проявляется в том, что ответ на проблемный вопрос уже не будет самоцелью, а важным становится сам процесс познания, умение добывать информацию, задействовать логическое мышление для аргументации своего тезиса и, наконец, для оформления непрогнозируемого вывода, то есть результата деятельности.
Дети 7-б и 7-г классов показали высокий уровень познавательных учебных действий, приняв участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку «Осень-2016» и «Зима-2017» («Инфоурок»), и получили Дипломы победителей (только 3 получили Сертификаты участников).
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения из личного опыта, направленные на формирование исследовательских умений и навыков, применяемых мною на уроках русского языка и литературы.
Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков, применяемых мною на уроках русского языка и литературы:
Упражнение №1.
Задание на формирование умения видеть проблемы.
Используется приём называния признаков предмета.
Например, после прочтения фрагмента сказки из «Весёлой грамматики» о Причастиях, которых не пустили в избушку Прилагательные, придумать продолжение с объяснением причин такого поступка Прилагательных. Для этого необходимо вспомнить все грамматические категории, позаимствованные у прилагательного и глагола.
Упражнение №2.
Задание на формирование умения наблюдать.
Используется приём упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Например, на уроке литературы при изучении произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» наблюдаем за поведением обоих сыновей при встрече с отцом, а потом с матерью и делаем вывод о взаимоотношениях в семье и традициях того времени.
Упражнение №3.
Задание на формирование умения выдвигать гипотезы, искать доказательства своей правоты.
На уроках русского языка использую игру "Знакомые незнакомцы". Встретив в тексте "незнакомца", дети выстраивают цепочку рассуждений-предположений, как, когда, почему это слово могло появиться в русском языке (с появлением ли нового предмета, явления, события, вернулось ли из пассивного словаря, слегка изменив лексическое значение, стилистическую окраску и т.п.). Таким образом, в ходе работы повторяем состав слова, этимологию, расширяем знания об исторической эпохе предполагаемого времени появления слова, учимся поиску и умению аргументированно отстаивать свою точку зрения (гипотезу). На мой взгляд, практически на каждом уроке возникает ситуация, когда дети встречают неизвестное слово. Важно не спешить учителю объяснять его значение, необходимо привлечь к этому самих школьников, создать мотивацию, направить их умственную деятельность в нужном направлении, а в конце работы, откорректировав их, вполне возможно, неправильный ответ, ещё и похвалить за стремление к истине.
Эти приёмы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.
Привлечение учащихся к учебно-исследовательской деятельности на уроках дало свои позитивные результаты: некоторые дети изъявили желание принять участие в школьной конференции.
Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе исследовательских, является инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы.
Провела открытый урок- исследование по теме «Дефис между частями слова в наречиях» в 7 классе и убедилась в правильности своих предположений.
В целом, виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению русского языка.
Таким образом, исследовательская деятельность во время урока превращается в творческий процесс позитивного изменения каждого учащегося.
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь. (Древнекитайская мудрость)