Статья Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и биологии и во внеурочное время

Проектно- исследовательская деятельность учащихся
на уроках химии и биологии и во внеурочное время
Людмила Ивановна Фоминых
Учитель биологии и химии, МБОУ «Токтарсолинская основная общеобразовательная школа имени Д.И. Онара»
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. В преподавании естественных наук, и в частности биологии и химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.
Развивая навыки самостоятельной учебной деятельности, творческой активности и ознакомятся с первичными требованиями к профессиям связанными с предметами биология и химия. В своей работе использую технологию проблемного обучения, исследовательскую деятельность и метод проектов в сочетании с информационными технологиями при изучении химии и биологии.
Химия – одна из сложных наук, а изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. За время работы в школе я увидела, что интерес учащихся к предмету снижается. Поэтому одним из способов активации обучения является использование проектного метода.
В своей работе я практикую такую последовательность работы над проектом:
1) определяю требования к проекту
2) даю методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект
3) указываю шкалу баллов оценивания проекта.
Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
Связь проекта с учебными темами (на уроке)
Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу беру программу курса химии автора О.С.Габриеляна. Использую проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.
Я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. При разработке проектов ученики учатся самостоятельно составлять план реализации проекта, при этом они разрабатывают презентацию. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление.
Вовлекая учащихся в научно-исследовательскую деятельность я заметила, что это способствует лучше сориентироваться при выборе профиля в средней школе, ососбенно важно в сельских основных школах для моих детей, которые идут в другие срединие школы.
Одной из главных особенностей проектной – исследовательской деятельности учащихся по химии, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление своего результата. Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии.
С 2007 года я веду экологический кружок «Тайны природы», здесь дети 5-9 класса постигают азы проектно-исследовательской деятельности, а затем реализуют полученные исследовательские и проектные навыки на практике и публично представляют свои работы на школьной научно-практической конференции, а затем принимают участие в районной конференции «Эврика», «Юннат». С каждым годом учащиеся выполняют более сложные исследовательские проекты, тематика их также различна. Например:
1. «Жевательная резинка: вред или польза?». Выяснялись свойства некоторых компонентов жевательной резинки, был проведен химический анализ, даны рекомендации по употреблению жевательной резинки.
2. «Пищевые добавки и здоровье человека» изучались пищевые добавки наиболее часто употребляемых продуктах питания, и даны рекомендации по употреблению продуктов питания, создан буклет.
3. «Химология и ученик» давалось астрологическую характеристику для каждого элемента, соответствующему каждому ученику и учителям нашей школы, составить химологическую таблицу.
4. «Влияние комнатных растений на здоровье школьников» исследовали состав комнатных растений в школе, изучали их влияние на здоровье школьника и составили рекомендации учителям, классным руководителям, заведующим кабинетами об использовании комнатных растений в помещении школы.   
5. «Пластиковые бутылки – вред и польза» изучали историю создания пластиковых бутылок, провели анкетирование среди семьей школьников об использовании пластиковых бутылок, исследовали значение пластиковых бутылок в жизни человека, вторичное исследование бутылок.
6. «Такой вкусный майонез» изготовили домашний майонез и сравнивали состав магазинного и домашнего майонеза
7. «Самооценка здоровья учениками и учителями» ученики и учителя сами обследовали свое самочувствие в течение одной недели.
Проекты были представлены на республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения» 2010 и 2011 года.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний, дают толчок в выборе профессий. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в старших классах и в вузе.
Дети участвуя в проектной и исследовательской деятельности, решают практические задачи, учатся доказывать результаты проделанной работы, поэтапно строить свою деятельность, более успешно адаптируются при обучении в старших классах и осознанно выбирать профиль обучения.
Уверена, что проектный метод дает свои результаты. За последние годы выпускники выбирают профиль обучения по химии и биологии. Так есть поступившие в Высшие учебные заведения, например, Небогатикова Надежда поступила в Медакадемию г Киров, Гребнева Наташи и Рябинина Наташа в медучилище г Йошкар-Ола, Кутузова Елена – МарГУ биолого-химический факультет, Гребнева Нина обучается на фармацевта в МарГУ.
­ђ Заголовок 115