Технологическая карта урока русского языка Смысловые группы наречий (7 класс)


ТЕМА УРОКА: Смысловые группы наречий.
Класс: 7
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование интереса к урокам русского языка, ответственности, умение работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умение делать выводы.
Метапредметные:
Регулятивные
- умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку, формулировать цель на уроке.
- оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные
- осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Познавательные
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Образовательные
- научиться различать наречия в тексте и предложениях и определять их смысловую группу.
Развивающие
- развивать умение употреблять в речи наречия для более точного выражения мыслей.
Воспитательные
- воспитание интереса к русскому языку, развитие творческих способностей обучающихся.
Тип урока: «открытие» нового знания
Средства обучения: проектор, экран, карточки, учебник.
Форма работы обучающихся: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Ресурсы: http://www.uroki.net, http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html, http://www.zavuch.info

Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемая УДД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Сегодня ребята вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
На ваших столах лежит текст:
Обратите внимание на эпиграф. Давайте прочитаем высказывание И.С.Тургенева и подумаем, какой смысл вложил И.С. Тургенев в свое высказывание?
Не в одних стихах поэзия:она разлита везде, она вокругнас. Взгляните на эти деревья,на это небо – отовсюду вееткрасотой и жизнью, а гдекрасота, там и поэзия.И.С. Тургенев
- А почему он затрагивает вопрос о поэзии?
- Что такое поэзия?
Вовлекаются в пространственную деятельность на уроке.
Поэзия там , где есть красота: в жизни, в природе…
Невозможно в жизни без красоты и красивых стихов, согревающих душу.
Поэзия – это стихи, стихотворная речь.
А вот как говорится о поэзии в словаре:
1. Искусство образного выражения мысли в слове;
2. Стихи, стихотворная ритмичная речь. 3. Переносное значение: Изящество, очарование чего-либо П- извлечение информации из текста
Л- самоопределение на уроке, нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.
Р- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.
В - воспитание интереса к русскому языку, развитие творческих способностей обучающихся.
2. Актуализация знаний.
Цель этапа:
Вспомнить раннее изученный материал по наречию, уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения этой информации. - Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд.
А вы уже обратили внимание, что некоторые слова в этом высказывании подчеркнуты? Определим, какой частью речи являются они.
1.По каким признакам вы определили, что это наречия?
2. Дайте определение наречию как части речи.
3.Что обозначают? (признак действия)
4. На какие вопросы отвечает?
5.С какими частями речи сочетаются?
6. Какова синтаксическая роль наречия в предложении?
- Какова их роль в речи? Зачем они нам нужны?
Это подтверждают и слова М. Горького.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. везде, вокруг, отовсюду, там.
По вопросам.
Наречие- это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы где? Когда? Куда? Почему? Зачем? Как?
С прилагательными, глаголом, с деепричастием, с наречием, причастием.
Являются обстоятельством.
Они делают речь точной, красивой, образной, выразительной.
П: извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ.
Р: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения.
3. Включение в систему знаний и повторение. Тестирование “Наречие-это...”
Учитель. Посмотрите в свои листочки, у вас есть строчка с цифрами, под которыми вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны.
1.Наречие – это самостоятельная часть речи.
2.Наречие – служебная часть речи.
3.Наречие не имеет окончания.
4.Наречие – изменяемая часть речи.
5.Наречие обозначает признак предмета по действию
6.Наречие обозначает признак действия.
7.В предложении наречие играет роль обстоятельства.
8.Наречие может отвечать на вопрос сколько?
9.Наречие имеет форму слова.
10.Наречия можно разделить на смысловые группы. Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы.
На доске вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось. Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте “5”, если у вас 2 ошибки – “4”, если 3или 4 ошибки, то “3”. П: умение правильно применять полученные знания.
Р: оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
4. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
-Ребята, а всегда ли правильно употребляют в речи наречия, как вы думаете? Предлагаю Вам прочитать по ролям инсценировку.
Инсценировка «Рецепт»
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки? Что за болезнь у мальчика выявил врач? (Неграмотность).
Что же нужно знать, чтоб употреблять в своей речи наречия? (смысловые значения наречий) Инсценировка «Рецепт»
Врач: - В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом.
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
- Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально... В пух и прах хвалит... Да, врач здесь не поможет, у тебя болезнь серьезная... У тебя больной язык. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт (дает учебник русского языка) П: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: найти путь выхода из затруднения учащегося. -Как сформулируем тему нашего урока?
- Цель нашей дальнейшей работы: научиться различать наречия в тексте и предложениях и определять их смысловую группу.
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Рассмотрим слайд, группы наречий.
Смысловая группа наречий Вопросы
О1.Обстоя-
Ттельст-
ввенныеВремя Когда? С каких пор?
До каких пор?
Место Где? Куда?Откуда?
Причина Почему?
Цель Зачем?
2. Опреде-
литель-
ные Образа действий Как?
Каким образом?
Мера и степени Сколько?
Во сколько?
На сколько?
В какой мере?
В какой степени?
- Рассмотрите материалы плакатов. На какие группы по смыслу делятся наречия?
Чтение учебника, стр. 167.
- На какие разряды делятся наречия? Смысловые группы наречий.
Мы используем метод наблюдения.
Обстоятельственные, определительные.
Наречия времени, места, причины, цели, образа действия, меры и степени. П: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действий.
Распределение каждому учащему группы наречий.
Задание: Определите, на какие вопросы отвечают наречия каждой группы.
1.Справа, вверху, недалеко, вниз, вдаль, назад, там, впереди, вблизи, повсюду.2. Сегодня, завтра, сейчас, летом, утром, скоро, однажды, некогда, потом, давным – давно.
3. сгоряча, со зла, недаром, поневоле, потому, оттого.
4. умышленно, нарочно, напоказ, назло, на смех, невзначай.
5. хорошо, красиво, вплавь, вскачь, по-весеннему, никак, так, весело.
6. мало, вдвое, немного, очень, особенно, весьма, совершенно, чуть-чуть, слишком.
Работа по учебнику упражнение 362. Коллективная работа, распределение наречий по подгруппам.
Взаимопроверка. П. - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
К. - устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
7.Физминутка Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Изучать предмет нам свой .Действия учащихся. 8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: закрепить новые знания, выявить пробелы изученного материала. Самостоятельная работа.
- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?
Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.
Но однажды поутру прискакала кенгуру.
Невдалеке тускло блестела река.
На берегу реки теперь стало совсем темно.
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло! Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением.
•Однажды поутру - время
•Невлалеке – место
•Тускло- образа действия
•Теперь-время
• совсем - степень
•Неохотно и несмело – образа действия
• назло - цели Р. - оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
9. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: закрепить новые знания. Творческая работа с текстом: вставьте подходящие по смыслу наречия, определите разряд.
Начинает смеркаться. Солнце … опускается за лес. Оно бросает несколько … тёплых лучей, которые прорезывают огненной полосой весь лес, обливая верхушки сосен.
Всё слилось … в серую, … в тёмную массу. Пение птиц … ослабевало.
… они совсем замолкли.
(пропущенные наречия: уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре) Выполнение обучающимися творческой работы с взаимопроверкой. Р- развивать умение употреблять в речи наречия для более точного выражения мыслей.
10. итог урока. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и своего класса. - Все ли было понятно на уроке? Что нового вы сегодня узнали?
- Какие смысловые группы наречий теперь вам известны?
- Как определить смысловой разряд наречий?
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы узнали о смысловых группах наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.
Рефлексия.
- Если вы хорошо поняли тему урока выберите тот смайлик, который соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают смайлики)
Смысловые группы наречий.
Обстоятельственные, определительные.
По вопросу.
Рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса результатов деятельности. Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УДД.
11. Домашнее задание. Домашнее задание.
Теория, таблица
1.сочинение-миниатюра «Хороший зимний денек» (используя наречия: сегодня, светло, весело, дружно, слегка, вдали, мгновенно и др.)2. или упр. 363 Тестирование “Наречие-это...”
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак предмета по действию
Наречие обозначает признак действия.
В предложении наречие играет роль обстоятельства.
Наречие может отвечать на вопрос сколько?
Наречие имеет форму слова.
Наречия можно разделить на смысловые группы.
Инсценировка «Рецепт»
Врач: - В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом.
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
- Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально... В пух и прах хвалит... Да, врач здесь не поможет, у тебя болезнь серьезная... У тебя больной язык. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт (дает учебник русского языка).