Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии и во внеурочное время с учётом ФГОС


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
МО Кореновский район


Проектно – исследовательская деятельность
учащихся на уроках технологии и во внеурочное время с учётом ФГОС Из опыта работы учителя
технологии Юрченко В.А.
высшая квалификационная категория
Ст. Платнировская
2017
Внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить и публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого участника. Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у школьников чувства ответственности за принятые им решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучению анализу своей деятельности и получение результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способность применять на практике знания по основам наук. Все это составные части системы работы школы по формированию технологической культуры и проектного мышления школьников.
Запрос времени – современно образованные, профессионально мобильные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия.
Появление новых вызовов времени – причина модернизации школьного образования и как следствие новое поколение Стандартов. В основе новых Стандартов - системно-деятельностный подход.
Проектная деятельность опирается на деятельностные технологии обучения.
Таким образом, метод проектов можно считать системным фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Метод проектов – способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.
Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.
Способ, предполагающий решение какой-либо проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования:
220980074295001205865222885001224915256540003787140-787400056769022796500Стандарт Проектная деятельность
Личностные
МетапредметныеПредметные
193929020891500-10858582613500готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
-35560825500опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Если соотнести требования Стандарта к результатам освоения предмета и результаты проектировочной деятельности, можно увидеть, что метод проектов уже является средством освоения предмета согласно новым Стандартам.
В определении «метод проектов» заложен ответ на то, какие возможности открываются для формирования универсальных учебных действий (УДД) при его применении
Особенно ярко это прослеживается по учебным результатам деятельности обучающихся по методу проектов, которые являются одновременно метапредметными результами освоения образовательной программы, согласно Стандарту.
3882390793750030099017208500
25012654826000Результаты Метапредметные По методу проектов результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Это видно из таблицы «Деятельность школьников, обучающихся по методу проектов» (Приложение 1)
Этапы работы над проектом непосредственным образом «работают» на освоение учащимися универсальных учебных действий.
Важно и то, что проектный метод способствует интеграции учебных предметов. Кроме того, внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
В настоящее время предложено несколько различных классификаций проектов. Можно провести классификацию, в которой по доминирующему виду деятельности выделяют следующие типы проектов:
исследовательские, творческие проекты, игровые (приключенческие) проекты, информационные проекты, практико – ориентированные проекты Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов. Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся, содействию их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и трудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
Требования к оформлению проекта в каждом классе свои (Приложение 2).
Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учителю технологии необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.
Оценка проекта может проводиться учителем или комиссией. (Приложение 3, 4).
Организация проектной деятельности при изучении
раздела «Обработка ткани»
Успешное применение метода проектов на уроках технологии во многом зависит от правильной организации учебного времени. Опыт работы на основе метода проектов показывает, что наиболее оптимальный вариант – включение учебных часов, отведенных на проектную деятельность, в любой другой раздел программы (кулинария, рукоделие и т.д.). В 7 классе при составлении календарно – тематического планирования я объединяю часы, отведенные на изучение темы «Проектирование и изготовление плечевого изделия» и раздела «Проект». Это позволяет использовать на уроках как проектный, так и традиционные методы обучения - проблемный, исследовательский, частично поисковый, а также метод практической работы, добиваясь высокого уровня знаний и умений школьников.
Благодаря методу проектов появилась возможность вовлечь учениц в активную деятельность по разработке и созданию своего изделия. Они охотно проектируют на занятиях швейные изделия. Научились выявлять потребность в создаваемом изделии, выбирать рациональную последовательность обработки конкретного вида изделия, производить контроль качества, представлять и защищать выполненную работу.
Отличительная особенность данного планирования в том, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету, фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим требованиям. Проектирование осуществляется не по образцу, а в процессе поиска оригинального решения, самостоятельного выполнения работы, обобщения её результатов. Цель занятий по проектированию и изготовлению плечевого изделия – формирование технологической и проектной грамотности учащихся.
Они должны знать виды женского лёгкого платья и бельевых изделий, особенности конструирования и моделирования изделий с цельнокроеным рукавом, назначение и технологию выполнения машинных швов, технологическую последовательность раскроя и изготовления изделия, потребительское назначение создаваемого изделия. Учащиеся должны уметь работать с журналами мод, читать и строить чертёж изделия, снимать и записывать мерки, моделировать; выполнять машинные швы; обрабатывать вырез горловины подкройной обтачкой; выполнять раскрой и изготавливать изделие по технологической карте; искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять проектную работу.
Использование методов проектов в сочетание с фронтальной и индивидуальной работой, помогает в обучении школьников выявлять потребности, выдвигать идеи, планировать работу, изготовлять изделия, испытывать и оценивать их.
В старших классах использование метода проектов позволяет учащимся уточнить свои профессиональные планы, овладеть знаниями по рациональному использованию средств, для осуществления определенной деятельности, развить творческую активность, и, что особенно важно, формирует способность самостоятельно, по мере необходимости, приобретать знания, умения и применять их в новых ситуациях.
Учебный проект моделирует тот набор задач, которые часто ставит сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности.
Отличие проекта от традиционных для школьника видов деятельности состоит в том, что в процессе разработки проекта он должен последовательно пройти ряд стадий процесса творчества, причем (и это самое главное) – самостоятельно воплотить свой проект в каком-либо материале.
Метод проектов изменяет и деятельность педагога. С одной стороны, появляется возможность совместной творческой работы учителя и ученика, что позволяет отходить от авторитарных методов обучения. С другой стороны, возникает необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся, глубокого знания его возможностей, опасность поставить нереальные для данного ребенка задачи.
Проектная деятельность позволила значительно повысить интерес к предмету «Технология», что привело к улучшению качества образования по данному предмету: обученность в школе составляет 100%, успешность 80-90%.
Использование метода проектов в своей деятельности позволило добиться хороших результатов во внеурочной деятельности. Регулярно ученицы нашей школы являются победителями и призёрами муниципальных олимпиад. (Приложение 5)
Девочки принимают участие в научно – практических конференциях «Эврика» и «Эврика – юниор». Каждый год есть победители и лауреаты. (Приложение 6).
Совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и усовершенствовать уже имеющиеся.
На диске привожу примеры творческих проектов.
ЛИТЕРАТУРА
Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой.-М.: Вентана-Графф, 2003
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Система заданий в 2-х частях . Часть 1(.М.Ю.Демидова, С.В.Иванов); под ред. Г.С.Ковалевой.-М.:Просвещение – 2009. – (Стандарты второго поколения).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. –М.: Первое сентября, 2010.Самородинский П.С. Основы разработки технических проектов. Книга для учителя технологии и предпринимательства. – Брянск, 1995.
Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Роль проектов в курсе «Технология». // «Директор школы», 1994.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Деятельность школьников, обучающихся по методу проектов
Процесс проектирования Учащиеся обучаются (учебные результаты)
1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи 1.1.Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия
1.2. Кратко формулировать задачу
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, включая оценку требуемых знаний, умений и навыков. Поиск информации о профессиях, необходимых для производства определенного изделия 2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта
2.2. Знать перечень профессий, необходимых для изготовления конкретных изделий
3. Определение перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие 3.1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие
4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности 4.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи
4.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия
5. Планирование изготовления изделия (приобретение необходимых навыков): изготовление изделия 5.1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости
5.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления высококачественных изделий
6. Экономическая оценка произведенного изделия 6.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)
7. Испытание изделия в процессе использования 7.1. Испытывать изделие на практике
8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями 8.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
8.2. Предлагать пути совершенствования изделия
9.Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия 9.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия
9.2. Определять трудности, с которыми встретился при проектировании и изготовлении изделия
9.3. Разрабатывать рекламу своего изделия
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Требования  к  оформлению  проекта
Класс               Вид  проекта    Требования  к  оформлению  проекта
   5 Индивидуальный  проект (самостоятельно  выполненное  изделие)  и  его публичная  защита. Обоснование  выбора  темы, эскиз  изделия,  план  изготовления  изделия (технологическая  карта),  использованные  инструменты  и  материалы.  Правила  техники  безопасности.  Выполнение  соответствующих  записей  в  рабочей  тетради.
  6 Индивидуальный  проект (самостоятельно  выполненное  изделие)  и  его  публичная  защита. Обоснование  выбора  темы,  эскиз  изделия,  план  изготовления  изделия (технологическая  карта),  перечень  необходимого оборудования,  инструментов,  расход  материалов.  Правила  техники  безопасности.  Выполнение  соответствующих  записей  в  рабочей  тетради.
  7 Индивидуальный  проект (самостоятельно  выполненное  изделие)  и  его  публичная  защита. Обоснование  выбора  темы,  эскиз  и  чертеж  изделия,  технологическая  карта (с  графическим  изображением  последовательных  операций),  краткая  историческая  справка,  расчет  цены  изделия.  Правила  техники  безопасности.  Записи  в  рабочих  тетрадях.
  8 Индивидуальный  или  групповой  проект. Обоснование  выбора  темы,  краткая  историческая  справка,  оценка  вариантов,  эскиз  и  чертеж  изделия,  технологическая  карта (с  графическим  изображением  последовательных  операций),  расчет  финансовых  затрат,  список  использованной  литературы.  Правила  техники  безопасности.  При  групповом  проекте – вклад  каждого  участника.
  9 Индивидуальный,  групповой  или  коллективный  проекты. Обоснование  выбора  темы,  краткая  историческая 
справка,  оценка  вариантов.  Эскиз  и  чертеж  изделия,  технологическая  карта (с  графическим  изображением  последовательных  операций),  полное  экономическое  обоснование, экологическая  безопасность,  список  использованной  литературы.  Правила  техники  безопасности.  При  групповом  или  коллективном  проекте  указывается  вклад  каждого  участника.
10-11 Групповой  или  коллективный  проекты. Все  вышеуказанные  требования  с  учетом  профиля  обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Эталон оценивания проектной работы по классам
5-6-е классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (большой интерес аудитории)
8. ПП полностью соответствует требованиям качества
7-8-е классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
4.2 Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (большой интерес аудитории)
8. ПП полностью соответствует требованиям качества
9-10-е классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
4.1 Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
4.2 Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (большой интерес аудитории)
8. ПП полностью соответствует требованиям качества

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОЦЕНОЧНЫЙ    ЛИСТ
Фамилия,  имя:                                                       Дата  начала  работы:Класс:                                                                       Дата  защиты  проекта:Тема  проекта:
  Этапы выполнения проекта  
                    Что  оценивать Оценка в баллах
максимальная фактическая
 1. Подготовительныйэтап Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность. 5  
Историческая и техническая справки. 5  
 2. КонструкторскийЭтап Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия, прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования. 5  
 3. Технологическийэтап Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности. 5  
Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п. 5  
 4. Этап изготовления изделия. Соблюдение культуры труда на каждом уроке. 5   
Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность. 25  
 
 
 
 
 5.  
 
 
 
Заключительныйэтап. Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры. 5 Экономическое обоснование. 5  
Качество рекламы, оригинальность. 5  
Качество  доклада:
полнота представления доклада и др.;
объем и глубина знаний по теме;
ответы на вопросы;
личностные качества докладчика. 10  
Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.5  
 
 
Наличие вывода о проделанной работе. 5  
Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов. 10  
                        Итого баллов: 100  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Список победителей Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Год Ф.И.О. Класс Тема проекта Уровень Статус диплома
2014 Клименок Алина Александровна 8 БМебель для куклы Муниципальный Победитель
Клюева Виктория Алексеевна 9 БДекоративная салфетка Муниципальный Призёр
Лысак Ирина Андреевна 10 Чердачная игрушка Муниципальный Победитель
Месечко Алина Юрьевна 11 Валяная шаль Муниципальный Призёр
2015 Лысак Елена Андреевна 7 АПрихватка «Обезьянка» Муниципальный Победитель
Ефременко Анастасия Евгеньевна 8 АНовогодний сувенир «Овечка» Муниципальный Призёр
Клименок Алина Александровна 9 АРюкзак Муниципальный Победитель
Баранова Анастасия Юрьевна 10 Фиалка из бисера Муниципальный Победитель
Лысак Ирина Андреевна 11 Чердачная игрушка Муниципальный Победитель
Лысак Ирина Андреевна 11 Чердачная игрушка Региональный Призёр
2016 Гарькуша Анастасия Юрьевна 7 АМешочек - оберег Муниципальный Победитель
Лысак Елена Андреевна 8 АРазвивающие куклы - застёжки Муниципальный Призёр
Краснобородько Ольга Анатольевна 9 БЦветы из бисера Муниципальный Победитель
Ткаченко Алина Сергеевна 10 Развивающий домик Муниципальный Победитель

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Список победителей научно – практической конференции школьников «Эврика»
Год Ф.И.О. Класс Тема проекта Уровень Статус диплома
2014 Клименок Алина Александровна 8 БСумка из лоскутков Муниципальный, Эврика- Юниор 2 степень
Костюк Ксения Владимировна 11 Столовое бельё Региональный 3 степень
2015 Лысак Ирина Андреевна 10 Убранство казачьей атыКраевой 2 степень
Петренко Агелина Андреевна 11 Удивительный мёд VII межрегиональная конференция научно-исследовательских ти творческих работ «Молодые исследователи Кубани. 3 степень
Лысак Елена Андреевна 7 Кресло для куклы Региональный 3 степень
Лысак Ирина Андреевна 11 Чердачная игрушка Краевой Диплом молодёжного жюри 3 степени
Ткаченко Алина Сергеевна 9 Пекарские дрожжи Муниципальный 2 степень
2016 Круглая Ирина Александровна 9 Как выбрать маргарин для выпечки Региональный 2 степень
Ткаченко Алина Сергеевна 10 Развивающий домик Региональный 1 степень
Лысак Елена Андреевна 8 Развивающие куклы - застёжки Муниципальный 1 степень