Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»


Учитель истории и обществознания
Масалова Е.С.
Выступление на методическом совете школы по теме:
«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»
«Учитель должен научить учиться»

Задачи УУД.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Универсальные учебные действия:
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Актуальность темы
Актуальность темы очевидна и не вызывает сомнений. Ведь уже сегодня мы работаем в условиях стандартов нового поколения, и наша работа должна быть нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных действий. Какие УУД можно формировать по средством предмета «история»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
В ходе выступления, я расскажу о приемах и методах формирования УУД, используемых мной в ходе уроков истории.
Регулятивные УУД:
К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные:
– метод проектов
– приемы целеполагания
- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий
- Постановка вопросов по теме и выход на задачи.
Познавательные
проблемная ситуация, дидактические игры
 Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)
Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»
Кластеры, денотатный граф, логические цепочки
СЕНКВЕЙН,
Таблицы, Работа в группах, Зигзаг
Приемы проведения рефлексии
Стратегии «Fishbone», «РАФТ», IDEAL
Ранжирование, Пирамида приоритетов и др.
Коммуникативные:
Диалоговое взаимодействие
Дискуссии
Дебаты
Конференция
Круглый стол
Ролевые игры, Деловая игра
Технология сотрудничества
 Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «ПОПС – формула, «Смытое слово» и др.)Способы получения знаний
Основными способами получения знаний является самостоятельная работа с информацией и решение учебно-познавательных задач.
Учебная ситуация
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.
Деловая игра
Деловая игра
Среди различных форм уроков, используемых на истории, особое место занимают деловые игры, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию..С помощью деловых игр на уроках истории могут быть реализованы следующие цели:
Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
Формирование навыков групповой деятельности
Повышение коммуникативной культуры.
Овладение основными видами публичных выступлений.
Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:
Формирование групп.
Моделирование реальной ситуации.
Работа в группах.
Подготовка к публичному выступлению.
Выступления групп.
Подведение итогов.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
«Светофор»
При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» — длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовностик ответу. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
Приемы по формированию регулятивных учебных действий:
Приемы целеполагания:
1. Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока и слова "помощники».
- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:
Выясним…
Узнаем…
Научимся…
Проверим…
Прием целеполагания «Тема-вопрос»
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.4. Сделать вывод.
Прием целеполагания «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Прием целеполагания «Группировка»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Что бы это значило?
Прием целеполаганияПостановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
Какие животные водились в Древней Индии?
Какие растения росли в Древней Индии?
Чем занимались люди Древней Индии?
Во что верили индийцы?
Как добывали пищу?
Где жили?
Познавательные универсальные учебные действия
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
Составление логической схемы, цепочки
Составление определения к термину
- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»
Приемы «Денотатный граф», «Понятийное колесо»
Прием «Рокировка» и др.
Работа с картой
 Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:
Тепло.
Дожди.
Солнце.
Река.
Лес.
Пустыня.
Оазисы.
Плодородная почва
Снег
Что рассказала карта?
Вставь пропущенные слова:
Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
Приемы по формированию логических УД
Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.«Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий
Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФпредлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
ПРИЕМ «РОКИРОВКА»
Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»
ПОПС - формула
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).
Рефлексивный экран
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
Используемые ресурсы:
http://g-sv.ru/drupal/node/90http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/27/prezentatsiya-formirovanie-uud-na-urokakh-istorii-ihttps://yandex.ru/images/search?text