Методические рекомендации Технология сотрудничества как эффективный метод формирования УУД


Методические рекомендации
«Технология сотрудничества как эффективный метод формирования УУД».
Учитель русского языка и литературы
БУОШИ УР «Республиканский лицей-интернат»
Ефремова Ирина Юрьевна
«Если у одного есть яблоко и у другого есть яблоко,
и они поменяются, то у каждого будет по одному яблоку.
А если у одного есть идея, и у другого есть,
то когда они поменяются – у каждого будет по две идеи».
Пьер Абеляр
Глава 1.1. Теория и основные положения технологии сотрудничества.
В современном мире всё более серьёзные задачи возлагаются на школу. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится усваивать и учителю, и обучающимся. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее востребованными становятся педагогические технологии.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортныхусловий для учащихся и учителя.
В толковом словаре лексическое значение слова «технология» поясняется
следующим образом: это совокупность методов и приёмов, применяемых вкаком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Любая технология представляет собой в той или иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность и в то же время направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике.
Выбранная мною тема «Технология сотрудничества как эффективный метод формирования УУД», считаю, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Технология сотрудничества отвечает всем требованиям личностно-ориентированной направленности, противопоставляет авторитарному, обезличенному подходу к ребёнку традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создаёт условия для творчества и самореализации личности.
Конечно, данная технология не является новой, но педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Целевыми ориентирами данной технологии являются:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- гуманно-личностный подход к ребёнку;
- единство обучения и воспитания.
В педагогике сотрудничества выделяют несколько направлений. Мне ближе всего идеи гуманно-личностного подхода:
- новый взгляд на личность как цель воспитания: каждый ребёнок – полноценная личность, он обладает способностями, приоритетные качества личности – любовь, доброта, совесть, гражданственность и т.п.;
- гуманизация педагогических отношений: педагогическая любовь к детям, оптимистическая вера в ребёнка, терпимость к его недостаткам, приоритет положительного стимулирования;
- демократизация педагогических отношений: соблюдение Конвенции о правах ребёнка;
- отказ от прямого принуждения: требовать без принуждения, замена принуждения желанием, ставка на самостоятельность, применение косвенных требований через коллектив;
- новая трактовка индивидуального подхода: поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики, коррекция;
- формирование положительной Я-концепции: Я нравлюсь, Я способен, Я значу.
Итак, считаю, что только при таком подходе к образовательному процессу можно воспитать гармоничную, целостную, независимую и свободную, высоконравственную личность.
1.2. Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, я выделила те универсальные учебные действия, которые можно сформировать при правильной организации деятельности учащихся. Кроме того, представила те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.
Этапы урока Формируемые УУД Методы, приемы, средства обучения, пед.технологииМотивация к учебной деятельности Личностные Эмоциональный настрой
Актуализация знаний Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, «мозговой штурм»
Первичное усвоение новых знаний Познавательные
Регулятивные Коммуникативные
Личностные Проблемный диалог, технология проблемного обучения, технология критического мышления
Первичная проверка понимания Регулятивные
Коммуникативные Познавательные Личностные Карта урока, интерактивные плакаты, презентация.
Проектная деятельность,
задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»
Первичное закрепление Личностные Познавательные
Регулятивные Коммуникативные Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий; групповая и парная работа.
Применение знаний и умений в новой ситуации Регулятивные Личностные Познавательные
Коммуникативные парная работа, групповая работа, применение ИКТ -технологий, составление таблиц, схем, различных текстов, поисковый и частично-поисковый методы
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Регулятивные
Познавательные
Личностные
Используются самоконтроль и взаимоконтроль по эталону;
Рефлексия Коммуникативные Личностные Познавательные
Регулятивные Самоанализ, самооценка.
Приёмы «пять пальцев»,синквейн, смайлики, карты обратной связи и т.д
Глава 2. Практическое применение технологии сотрудничества.
Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь её реализации, самовыражению - одна из задач процесса обучения. И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносят радость.
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности.
Когда я более детально изучила технологию сотрудничества и решила активно использовать её в своей работе, я задалась вопросом: «С чего начать?». Решила вначале провести диагностику межличностных отношений и отношения обучающихся к процессу обучения. В данном случае использовала методику незаконченного предложения.
Банк вопросов
1. Думаю, что в нашей школе….
2. Если все против меня, то…
3.Я всегда хотел(а)….
4. Думаю, что настоящий друг…
5. Я учусь….
6. Думаю, что достаточно способен(а), чтобы…
7.Я мог (могла) бы быть счастливей, если бы…
8.Не люблю людей, которые….
9.Учителя обращаются со мной…
10. Я бы мог (могла) учиться…
11. Моя наибольшая слабость заключается в том,…
12.Моим скрытым стремлением в жизни..
13. Я хочу, чтобы на уроках…
14.Больше всего люблю людей, которые..
15.Большинство моих учителей…
16.Когда мне начинает не везти, я…
17.Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
18.Я хотел(а) бы, чтобы учителя…
19.Когда меня нет, мои одноклассники…
20.Я учился бы….

Эта методика позволяет оценить степень конфликтности ученика с окружающим миром и с самим собой.
№ Группа предложений Номера предложений, входящих в группу.
1. Отношение к себе 2, 6, 11,16.
2. Отношение к друзьям и одноклассникам. 4, 8, 14, 19.
3. Жизненные цели. 3, 7, 12, 17.
4. Отношение к школе и учителям 1, 9, 15, 18.
5. Отношение к процессу обучения 5, 10, 13, 20.
И ещё одна анкета, которая помогла мне правильно сформировать малые группы постоянного состава.
Анкета
Кто в классе тебе всегда готов прийти на помощь?
С кем тебе трудно общаться?
Кого пригласил бы к себе на день рожденья?
От чьего приглашения отказался?
С кем бы хотел пойти в поход?
К кому тебе трудно обратиться за помощью?
Кроме того, была проведена диагностика умения обучающихся самостоятельно работать на уроках. Наблюдение проводилось на пяти различных занятиях. Умение учащихся:
1. Стремиться начать выполнять только после того, как понял и принял задачу.
2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции.
3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки).
4. Контролирует свою работу по результату.
5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить, принимая работу).
6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.
7. Умеет планировать.
8. Не переделывает работу заново.
№ Ф.И. Умение учащихся
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 балла - умение выражено ярко.
1 балл - умение присутствует.
0 баллов - умение отсутствует.
Следующий этап – это познакомить ребят с принципами педагогики сотрудничества и обучить культуре общения в группе.
Для этого я разработала памятку для работы в группе.
Памятка
1. Взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами.
2. Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию.
3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами
4. Испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей.
5. Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд.
6. Высказывать свою мысль четко и кратко.
7. Соблюдать очередность в высказывании собственного мнения.
8. Не спешить с ответом, сначала лучше все обдумать.
9. Давать справедливую оценку своей работе и работе своих товарищей.
Эти правила должны всегда быть расположены на видном месте, учитель должен как можно чаще обращать на них внимание учащихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Групповая форма работы способствует формированию всех видов УУД. Учащиеся учатся вместе искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Этапы урока Деятельность Приемы и методы групповой работы, которые можно использовать на основных этапах урока технологии сотрудничества
Подготовка к выполнению группового задания - постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактических материалов группам. - «Мозговой штурм» - решение учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание коллективного мозга. Применим на всех этапах урока.
- Разбивка на кластеры (блоки идей) – графическая организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по данной теме.
Групповая работа - знакомство с материалами, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнение, обобщение);
- подведение итогов группового задания - взаимообучение – учащиеся выполняют роли «учителя» и «ученика» или «докладчика» и «респондента»;- взаимоопрос – учащиеся составляют вопросы по теме, затем могут их задать другим группам;
- трехступенчатое интервью – происходит работа в паре, когда ученики берут друг у друга интервью на конкретную тему, а кто-то третий записывает ключевые моменты ответа; после каждого интервью происходит смена ролей;
- отработка умений – обучающиеся получают задания по карточкам или составляют карточки-задания для других групп;
- пятиминутное эссе в форме «круглого стола» - лист передается по кругу, и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения.
Заключение - сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи - презентация результатов;
- синквейн – пятистрочие, отражающее понимание темы и отношение к ней.
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение.
Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются работами в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.
Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-8-х классах использую такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.
В повышении эффективности обучения, в систематическом формировании универсальных учебных действий роль связных текстов как учебной единицы исключительно велика.
Работа над связными текстами позволяет школьникам анализировать и воспринимать грамматические формы в органической связи с содержанием мысли, тем самым облегчается усвоение языковых явлений, необходимых для создания речи.
На основе связного текста проводится целый ряд языковых и речевых упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий: тренировка в произношении звуков, интонирование предложений, работа над содержанием текста и над языковыми средствами его выражения, словарно-семантическая работа, анализ и конструирование синтаксических конструкций.
Такая форма работы как «Коллективный творческий диктант», или диктант «Дружба» можно использовать при изучении любой темы и в любом классе.
В группе учащихся должно быть 5-6 человек. Каждый участник должен почувствовать свою ответственность за результат работы всей команды. Учащимся можно предложить выбрать капитана команды и название.
Текст нужно разбить на предложения. Каждое предложение, либо часть предложения записывается на отдельном листе. Предлагается представителю из каждой команды выйти к доске и в течение одной минуты запомнить всё, что написано на листе (и слова, и знаки препинания). Всё, что запомнил ученик, он доносит до своей команды. Каждый участник команды записывает текст в своей тетради. И так до тех пор, пока весь текст не будет записан.
После написания текста команды по кругу меняются тетрадями, и происходит проверка написанного и выставляется первоначальная оценка за работу. Условие такое: текст всеми участниками группы должен быть написан одинаково, и если даже есть ошибки, то они тоже должны быть одинаковыми.
После получения тетрадей с оценками каждая группа работает над вопросами к тексту. Они могут быть такими:
1. Какова тема текста?
2. Как можно озаглавить текст? Кто его автор?
3. Определите жанр произведения. Назовите другие произведения подобного жанра.
4. Каков тип и стиль текста?
5. Каково ваше отношение к проблеме, которая поднимается в тексте?
Вопросы обсуждаются в группе. После обсуждения капитан команды готовит выступление, основываясь на вопросы к тексту.
После проведения рефлексии выставляется оценка одна для всех членов команды.
Пример текста для проведения диктанта «Дружба».
Басня Л. Н. Толстого «Два товарища».
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Что дает такая работа ученикам?
• Создаёт ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого.
• Помимо глубоких знаний, идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками. Умение общаться - одно из важных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
• Формируется чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в подростковом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой "проживание" личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.
Конспект урока литературы в 7 классе на тему «И пробуждается поэзия во мне…».
Личностные результаты:
- формирование учебной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование необходимости приобретения новых знаний;
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему урока;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению поэтических понятий;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррекции в действия на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок;
Познавательные УУД:
- сформировать понятие о стихосложении, рифме, ритме, образных средствах языка;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- проводить анализ учебного материала;
- извлекать информацию, представленную в разной форме;
- формулировать конечный результат
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предварительная подготовка предполагает деление класса на 4-5 групп, в которой выбирается капитан команды.Организационный этап.
Приветствие. Пожелание творчества и вдохновения.
Мотивационный этап.
Какие ассоциации у вас возникают при слове «поэзия»?
Кто из вас пишет или писал стихи? Прочитайте, пожалуйста, строчки из вашего любимого стихотворения.
Актуализация знаний.
Как вы думаете, каковы признаки поэтической речи? (ответы). Подберите рифму к слову торт, стрекоза.
Прочитайте и скажите – стихи это или проза. (Ответы и аргументы).
Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.
И.С.Никитин

Итак , что же важно для поэтической речи? (Рифма и ритм).
Первичное усвоение новых знаний.
Мы сегодня будем поэтами, создадим фабрику поэтов, будем сочинять стихотворения. Говорят, чтобы появилось вдохновение, нужно, чтобы пришла Муза.
Эвтерпа – муза лирической поэзии.(Приложение 1).
Надеюсь, что каждого из нас сегодня посетит Муза, и у всех получатся замечательные стихи. Но вначале нам нужно повторить некоторые термины, которые относятся к стихосложению. (Проводится игра «Найди пару»). (Приложение 2).
Первичная проверка понимания.
И вот мы подошли к такому этапу, когда обогащенные определёнными знаниями, готовы заняться творчеством. И с уверенностью можно сказать: «И пробуждается поэзия во мне…».
Игра «Сочини стихотворение» (Приложение 3).
«Поэты» делятся своими творческими наработками. Проводим анализ стихотворений. Критерий оценивания (Приложение 4). Группы меняются работами и оценивают стихотворения. (Высказывают личное мнение, выбираем лучшего поэта).
Первичное закрепление.
Сочиняем стихотворение одно на всю группу на заданные строчки. Афиширование результатов.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подумайте и составьте заповеди Поэта. (Можно в стихотворной форме).
Рефлексия. Подведение итогов. Выводы: Скажите, легко ли быть поэтом? (Аргументированные ответы).
Метод «пяти пальцев».
Заключительным этапом урока в рамках ФГОС является рефлексия. Этот вид деятельности помогает учащимся осознавать и регулировать процесс собственного приращения знаний, личного вклада в урок каждого учащегося. Учащимся предлагается ответить на вопросы, проанализировать самоощущения в конце урока в следующих аспектах: оценка приобретённых знаний, оценка проделанной работы, эмоциональное состояние учащегося, соотнесение «моё состояние и мои знания в начале и в конце урока» и т.д.
На этапе рефлексии могут быть использованы следующие вопросы и задания:
1. Сформулируйте 3 вопроса по теме урока.
2. Можете ли добавить что-то новое к своему прежнему мнению?
3. Напишите телеграмму своему знакомому из 11 слов о сегодняшнем уроке.
4. Закончите предложение:
Сегодня на уроке я познакомился с …., я научился …., повторил…., мне понравилось…., мне было трудно….. и др.
5. Создание синквейна по теме урока.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем
смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,
информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее
из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое
отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Например, Пушкин
Великий, талантливый
Думает, любит, страдает
Чувства добрые пробуждает
Гений
6. Метод “пяти пальцев”. Попросить ребят обвести свою ладонь на листе бумаги и ответить на вопросы.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный палец) – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный палец) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?
Б (большой палец) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Три «нельзя» рефлексии:
•Нельзя говорить «уже все сказали»;
•Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом);
•Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.
Таким образом, обучающийся анализирует урок, его значение для себя. С такого самоконтроля и начинается духовная работа, достижение личных перспектив.
На этапе рефлексии формируются следующие УУД:
- регулятивные (осознание полученной информации, соотнесение нового и ранее изученного, коррекция, оценка);- познавательные (анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение);
- коммуникативные (построение связного высказывания, оценка ответов, взаимодействие);
- личностные (оценивание проделанной работы, личностного вклада в совместную деятельность). Результативность групповой работы на уроке можно проанализировать, если провести исследование-анкетирование по вопросам.
Вопросы:
1. Удалось ли группе выполнить задание?
2. Легко ли работать в группе?
3. Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
4. Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
5. К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
6. Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
7. Что помогает и что мешает общей работе?
8. Какова должна быть помощь учителя?
9. Что ты приобретаешь в совместной работе?
В своей работе я привела методы и приёмы использования технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы в соответствии с новыми образовательными стандартами. Работа посвящена проблеме повышения качества знаний учащихся, улучшения межличностных отношений и личностной самооценки.
Основная задача моей работы - показать, какое важное значение имеет обучение в сотрудничестве в формировании гармоничной, всесторонне развитой, успешной личности школьника.
Работа может быть рекомендована как начинающим педагогам, так как представленные педагогические методы и приёмы помогают быстро находить общий язык с самыми сложными учениками, а также учителям, работающим в личностно-ориентированной направленности.
Литература
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» М, «Просвещение», 2011.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010 .
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М., 1965.
Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
Ривин А.Г. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. – Педагогическое общество России, 2014.


Приложение 1.

Эвтерпа – муза лирической поэзии.

Приложение 2.
Инверсия
нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.
Ямб
двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Эпитет 
художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.
Хорей 
двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Тропы 
слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи.
Строфа 
повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу
Стопа
устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которые повторяются в каждом стихе. 
Стихотворение
небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи
Рифма
звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Ритм
постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Поэзия
особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой

Приложение 3.
конь – гармонь уши – суши
огонь – ладонь
стакан – банан
карман – обман сок – молоток
кружка – подружка кошка – ложка
лягушка– частушка окошко – немножко
океан – ураган
страна - одна
мороз - вопрос скорей - веселей
активно - креативно процесс - интерес
в лесу - принесу дружно – нужно
красиво - игриво школьный–вольный роса – небеса
мотылёк – ветерок
природа – погода
лень    -    пень
глубоко – широко волос - голос
трава-мурава
трава-мурава
небеса - чудеса птица - водица
сад -  водопад рюкзак – чудак
Приложение 4.
Критерии оценивания стихотворения.
Оригинальность темы.
Наличие рифмы.
Присутствие ритма.
Включение в стихотворение образных средств языка (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)
Грамотное оформление.