разработка урока по русскому языку на тему наречие как часть речи.правописание наречий


Ход урока:
1.Организационный и мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. У нас с вами все сегодня получится. Желаю вам успеха.
. Мобилизующий этап урока.
Учитель.
Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока
-- Тему мы назовём позже, а сейчас прочитаем в наших рабочих картах эпиграф к сегодняшнему уроку. Эпиграфом сегодняшнего урока взяла слова Лафатера:
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
«Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Лафатер
- как вы его понимаете? ( уч-ся анализируют высказывание)
Дайте характеристику данному предложению ( сложное, СПП с придаточными условия и времени, параллельное подчинение)
К какой части речи относятся следующие слова из предложения: разумно, внимательно, спокойно (наречие)
Запишем тему в рабочую карту урока Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» - я это знаю;
«-» - я этого не знал;
«?» - непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Ребята, вначале из истории данной части речи. Наречия на –о,-е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Термин «наречие» связан с латинским названием «adverbium», где ad-к, для, при, verbium- глагол. Название этой части речи показывает, что наречие обычно поясняет глагол.
Орфоэпическая пятиминутка
Прочитайте правильно
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго
3. Определение темы. Ученическое целеполагание.
Мы продолжаем наш урок
Цитата: Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным” Сенека
- Тема урока ясна. Чему должны будем научиться?
Для этого посмотрите на свои поставленные знаки. Чтобы все на уроке у нас получилось, как мы будем работать? (старательно, внимательно, аккуратно, творчески)
5.Актуализация знаний учащихся по теме. Беседа
Сегодня Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности
Вам предстоит работа в парах
Текст для 1 группы.
Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть-чуть пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.
Задания для 1 группы.
1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?
2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?
3) Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены
4) Почему наречие обозначает признак действия, признак признака, признак предмета?
5) Изменяются ли наречия по падежам, лицам, числам?
6) Каким членом предложения являются наречия?
7) Рассмотрите таблицу:
Смысловые группы вопрос Примеры из текста
Образ действия Как? потихоньку
Мера Сколько? Чуть-чуть
Время Когда? Недавно
Место Где? Куда? Откуда? повсеместно
Причина Почему? поневоле
цель Зачем? специально
8) Сформулируйте правило: ( при ответе зачитайте только вывод)
Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы: ______________________________, обозначает признак действия, так как _______________, признак признака, так как _______ ________, признак предмета, так как _______ ________, имеет смысловые группы ____________________ _____ (примеры). Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении является _______________, Подчеркивается ____________ Текст для 2 группы.
Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.
Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласково пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.
Задания для 2 группы.
1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?
2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены
3) Каким членом предложения являются наречия?
4) Сравните наречия с краткими прилагательными:
Искусство (каково?) вечно (вечное). Лицо (каково?) ласково (ласковое). Настроение (каково?) празднично (праздничное). Приветствие (каково?) радостно (радостное). Приключение (каково?) чудесно (чудесное).
5) В чем сходство и различие наречий и кратких прилагательных?
6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия на О и краткие прилагательные в ср. р пишутся и слышатся _________ Но наречия отвечают на вопрос _________________ и зависят от ______________________ (пример) Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______________ А краткие прилагательные отвечают на вопрос ______________________, зависят от _______________________ (пример), изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть) по числам, родам, в предложении являются ________
Текст для 3 группы.
Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.
Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласковее пригрело солнышко, и на улице стало праздничнее. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостнее щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.
Задания для 3 группы.
1) В тексте выделены наречия в простой сравнительной степени. На какие вопросы они отвечают?
2) От слов какой части речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены
3) Каким членом предложения они являются?
4) Сравните данные наречия с прилагательными в простой сравнительной степени:
Лицо (каково?) ласковее (ласковое).
Настроение (каково?) праздничнее (праздничное).
Приветствие (каково?) радостнее (радостное).
5) В чем сходство и различие наречий и прилагательных в сравнительной степени?
6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия и прилагательные в простой сравнительной степени пишутся и слышатся ________________ Но наречия в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _________________ и зависят от _______(пример). Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются ___________________ А прилагательные в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _____________, зависят от _______________, Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______
Можем ли мы обходиться без наречий? (нет)
Для чего нужно изучать наречия? (чтобы использовать в речи, чтобы она была образной, красивой, богатой)
И мы переходим к следующей части нашего урока
Единый государственный экзамен - серьёзный шаг в вашей жизни. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому предмету, во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему
Прежде чем сделать шаг к практическому освоению умений, начнем с теории.
6. Изучение нового материала
II. Правописание наречий
1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:
• гласные в суффиксах на конце наречий;
• ь на конце наречий после шипящих;
• не и ни в приставках;
• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Запись на доске и в тетрадях:

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а.
Запись на доске и в тетрадях:

Слитное написание наречий
1. Слитно пишутся наречия, образованные путём соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по: по двое, по трое), местоимениями: сгоряча, заново, вкрутую, вслепую; донельзя, отныне; вчетвером, натрое; вовсю, отчего.Исключения: на боковую, на мировую, на попятную.Примечание: предлог в пишется отдельно, если слово начинается с гласной: в открытую.
2. Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла.
3. Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз, вверх, сначала.
Примечание: подобные наречия следует отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречие), в даль моря (существительное с предлогом).
4. Слитно пишутся наречия, образованные от имён существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом).
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки — под мышками — из-под мышек.
2. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных с предлогом: слово в слово, душа в душу, бок о бок, точка в точку, со дня на день.
Исключение: точь-в-точь.
3. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, причём второе стоит в творительном падеже: дурак дураком, честь честью, чудак чудаком.
4. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор.
5. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных во множественном числе: в ногах, на глазах.
Примечание: необходимо запоминать правописание имён существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть.Дефисное написание наречий
1. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому -ему, -ски, -цки, -ьи:

Примечание: а) через дефис пишется наречие по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получит отлично по латыни — он знал по-латыни; б) если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский — по-унтерофицерски.
2. Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых, в-пятых. Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых.
3. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно.
4. Через дефис пишутся неопределённые наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо.
5. Технический термин на-гора пишется через дефис.
Как могут писаться наречия? (слитно, раздельно, через дефис)
7. Закрепление изученногоТеория без практики мертва – переходим к практической части
. Текст для 1 группы
________________ поднимается солнце. Оно всходит ______________, заливая все своим ярким светом. ________________ это огненное чудо только _______________ пригревает землю, ____________смотрит на распускающиеся цветы, ______________ улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ____________ сверкает и _____________припекает. Солнце _____________ трудится весь день, щедро даря тепло и радость.
Для справок: раным-рано, сначала, по-дружески, ослепительно, горячо, без устали, постепенно, слегка, весело. Задания для 1 группы:
1) прочтите текст
2) докажите, что это текст.
3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение, опираясь на таблицу «ЛОТО» (обратите внимание на глаголы-действия)
4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок.
5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.
6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте
Вывод: ______________________________________________________________
Текст для второй группы
Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, ______________ каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные желтые лепестки ______________ блестят, словно лучики, ___________ посылающие ____________ себя тепло и свет. _____________ они раскрываются, а __________ прячут свою красоту. Тоненький стебелек __________ искривлен от постоянного движения ___________ за солнцем, от неукротимого стремления _________ к теплу. Но этот ____________ сияющий, пронизанный солнцем цветок, кажется _______________ великолепным творением природы.
Для справок: неизвестно, неизменно, утром, немного, вслед, навстречу, удивительно, невероятно, царственно, вокруг, вечером. Задания для 2 группы:
1) прочтите текст
2) докажите, что это текст.
3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение, опираясь на таблицу «лото».озаглавьте текст.
4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок.
5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.
6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте
Вывод: ____________________________________________________________
Текст для 3 группы.
Все живое в природе _________________ стремится к объединению. Только вместе, только __________________ веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ____________ переносить трудности дальнего пути, _____________ согреться в ненастную погоду. Сообща _____________ живется на свете, ведь в одиночку любая беда ___________________ превращается в трагедию.
__________ присмотритесь к окружающему миру, и вы __________ найдете друзей.
Слова для справок: неудержимо, по-настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть-чуть, повсюду. Задания для 3 группы:
1) прочтите текст
2) докажите, что это текст.
3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение , составьте план.
4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок.
5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.
6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте
Вывод ______________________________________________________________
Сейчас мы решим с вами следующую лингвистическую задачу из КИМА
Задание ЕГЭ
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно
понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны,
ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном
мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и
Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо
попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как
и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца
Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора
Андреа Верроккио.
Ответ: ___________________________.насколько и зачастую
8. Подведение итогов урока (объявление оценок, замечаний).
Афоризм: "Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” Б.Шоу
) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Вопросы классу:
- Что нового узнали?
Как реализовались цели?
- Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
- Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
- Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
-Что на уроке удалось лучше всего?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
12. Рефлексия.
Выберите себе статус после сегодняшнего урока:
Я ангел, честное слово! Просто на метле быстрее.
Говори, говори... Я всегда зеваю, когда мне интересно...
Моя совесть чиста, я ею не пользуюсь.
Трудно быть скромным, когда ты лучший!
Обладание чувством юмора позволяет легче пережить отсутствие всего остального.
Я конечно не зефир, но тоже не против побыть в шоколаде.
Я не ленивый. Я экономлю силы.
9.Домашнее задание.
Написание синквейнаРебята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после нашего урока.
Приложение к уроку
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Дата урока:__________________________________
Тема урока:____________________________________________________________
Эпиграф к уроку: «Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Лафатер Теоретические положения по теме « Наречие»
Основные положения Этапы урока
(«+», «—», «?»)
первый заключительный
Часть речи
Разряды по значению
Образование наречий
4.правописание наречий 5. синтаксическая роль 1. Орфоэпическая пятиминутка
Прочитайте правильно
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго
2. Работа в группах
Текст для 1 группы.
Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть-чуть пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.
Задания для 1 группы.
1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?
2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?
3) Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены
4) Почему наречие обозначает признак действия, признак признака, признак предмета?
5) Изменяются ли наречия по падежам, лицам, числам?
6) Каким членом предложения являются наречия?
7) Рассмотрите таблицу:
Смысловые группы вопрос Примеры из текста
Образ действия Как? потихоньку
Мера Сколько? Чуть-чуть
Время Когда? Недавно
Место Где? Куда? Откуда? повсеместно
Причина Почему? поневоле
цель Зачем? специально
8) Сформулируйте правило: ( при ответе зачитайте только вывод)
Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы: ______________________________, обозначает признак действия, так как _______________, признак признака, так как _______ ________, признак предмета, так как _______ ________, имеет смысловые группы ____________________ _____ (примеры). Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении является _______________, Подчеркивается ____________ Текст для 2 группы.
Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.
Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласково пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.
Задания для 2 группы.
1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?
2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены
3) Каким членом предложения являются наречия?
4) Сравните наречия с краткими прилагательными:
Искусство (каково?) вечно (вечное). Лицо (каково?) ласково (ласковое). Настроение (каково?) празднично (праздничное). Приветствие (каково?) радостно (радостное). Приключение (каково?) чудесно (чудесное).
5) В чем сходство и различие наречий и кратких прилагательных?
6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия на О и краткие прилагательные в ср. р пишутся и слышатся _________ Но наречия отвечают на вопрос _________________ и зависят от ______________________ (пример) Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______________ А краткие прилагательные отвечают на вопрос ______________________, зависят от _______________________ (пример), изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть) по числам, родам, в предложении являются ________
Текст для 3 группы.
Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.
Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласковее пригрело солнышко, и на улице стало праздничнее. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостнее щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.
Задания для 3 группы.
1) В тексте выделены наречия в простой сравнительной степени. На какие вопросы они отвечают?
2) От слов какой части речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены
3) Каким членом предложения они являются?
4) Сравните данные наречия с прилагательными в простой сравнительной степени:
Лицо (каково?) ласковее (ласковое).
Настроение (каково?) праздничнее (праздничное).
Приветствие (каково?) радостнее (радостное).
5) В чем сходство и различие наречий и прилагательных в сравнительной степени?
6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия и прилагательные в простой сравнительной степени пишутся и слышатся ________________ Но наречия в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _________________ и зависят от _______(пример). Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются ___________________ А прилагательные в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _____________, зависят от _______________, Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______
4 . Работа с теорией
___ Правописание наречий
1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:
• гласные в суффиксах на конце наречий;
• ь на конце наречий после шипящих;
• не и ни в приставках;
• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Запись на доске и в тетрадях:

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а.
Запись на доске и в тетрадях:

Слитное написание наречий
1. Слитно пишутся наречия, образованные путём соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными, наречиями, собирательными числительными (кроме образований с предлогом по: по двое, по трое), местоимениями: сгоряча, заново, вкрутую, вслепую; донельзя, отныне; вчетвером, натрое; вовсю, отчего.Исключения: на боковую, на мировую, на попятную.Примечание: предлог в пишется отдельно, если слово начинается с гласной: в открытую.
2. Слитно пишутся наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла.
3. Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значениями: вниз, вверх, сначала.
Примечание: подобные наречия следует отличать от существительных с предлогом, которые, как правило, имеют пояснительные слова: бежать вдаль (наречие), в даль моря (существительное с предлогом).
4. Слитно пишутся наречия, образованные от имён существительных с предлогом-приставкой и не имеющие в данном употреблении пояснительных слов: идти навстречу (наречие), идти на встречу с писателем (существительное с предлогом).
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: под мышки — под мышками — из-под мышек.
2. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных с предлогом: слово в слово, душа в душу, бок о бок, точка в точку, со дня на день.
Исключение: точь-в-точь.
3. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, причём второе стоит в творительном падеже: дурак дураком, честь честью, чудак чудаком.
4. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор.
5. Раздельно пишутся наречия, образованные повтором имён существительных во множественном числе: в ногах, на глазах.
Примечание: необходимо запоминать правописание имён существительных с предлогом, имеющих наречное значение: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть.Дефисное написание наречий
1. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому -ему, -ски, -цки, -ьи:

Примечание: а) через дефис пишется наречие по-латыни (не путать с существительным с предлогом): получит отлично по латыни — он знал по-латыни; б) если наречие с приставкой по- образовано от прилагательного с дефисом, то дефис пишется только после приставки: унтер-офицерский — по-унтерофицерски.
2. Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-: во-вторых, в-пятых. Через дефис пишутся такие образования, как в-двадцать-пятых.
3. Через дефис пишутся наречия, образованные посредством повторов, соединений синонимов, слов, которые связаны ассоциативно: быстро-быстро, нежданно-негаданно, тихо-смирно.
4. Через дефис пишутся неопределённые наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка: когда-то, откуда-либо.
5. Технический термин на-гора пишется через дефис.
5 . Самостоятельная работа
Теория без практики мертва – переходим к практической части
. Текст для 1 группы
________________ поднимается солнце. Оно всходит ______________, заливая все своим ярким светом. ________________ это огненное чудо только _______________ пригревает землю, ____________смотрит на распускающиеся цветы, ______________ улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ____________ сверкает и _____________припекает. Солнце _____________ трудится весь день, щедро даря тепло и радость.
Для справок: раным-рано, сначала, по-дружески, ослепительно, горячо, без устали, постепенно, слегка, весело. Задания для 1 группы:
1) прочтите текст
2) докажите, что это текст.
3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение, опираясь на таблицу «ЛОТО» (обратите внимание на глаголы-действия)
4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок.
5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.
6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте
Вывод: ______________________________________________________________
Текст для второй группы
Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, ______________ каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные желтые лепестки ______________ блестят, словно лучики, ___________ посылающие ____________ себя тепло и свет. _____________ они раскрываются, а __________ прячут свою красоту. Тоненький стебелек __________ искривлен от постоянного движения ___________ за солнцем, от неукротимого стремления _________ к теплу. Но этот ____________ сияющий, пронизанный солнцем цветок, кажется _______________ великолепным творением природы.
Для справок: неизвестно, неизменно, утром, немного, вслед, навстречу, удивительно, невероятно, царственно, вокруг, вечером. Задания для 2 группы:
1) прочтите текст
2) докажите, что это текст.
3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение, опираясь на таблицу «лото».озаглавьте текст.
4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок.
5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.
6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте
Вывод: ____________________________________________________________
Текст для 3 группы.
Все живое в природе _________________ стремится к объединению. Только вместе, только __________________ веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ____________ переносить трудности дальнего пути, _____________ согреться в ненастную погоду. Сообща _____________ живется на свете, ведь в одиночку любая беда ___________________ превращается в трагедию.
__________ присмотритесь к окружающему миру, и вы __________ найдете друзей.
Слова для справок: неудержимо, по-настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть-чуть, повсюду. Задания для 3 группы:
1) прочтите текст
2) докажите, что это текст.
3) определите тип речи. Обоснуйте свое мнение , составьте план.
4) вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок.
5) прочтите сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.
6) сделайте вывод о роли наречий в данном тексте
Вывод ______________________________________________________________
Тест
Задание ЕГЭ
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно
понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны,
ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном
мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и
Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо
попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как
и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца
Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора
Андреа Верроккио.
Ответ: ___________________________.
7 . Подведение итогов
Афоризм: "Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” Б.Шоу
Домашнее задание
Синквейн1 строка 1 существительное= тема __________________________________
2 строка 2 прилагательных= характеризуют тему_____________________________
3 строка 3 глагола= выражают ваше отношение______________________________
4 строка Предложение= итог _________________________________________
5 строка Слово= вывод _____________________________________________________

ИТОГ РАБОТЫ НА УРОКЕ По собственному мнению

По мнению учителя

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА