Рекомендации по составлению индивидуальных образовательных программ в рамках введения ФГОС второго поколения в процессе изучения ОБЖ для учащихся 8 классов.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Радищевская средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета МБОУ Радищевская СОШ №1
Протокол №_______
от« __» _____2015
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Радищевская
СОШ №1
___________И.А.Сулоева «_______»__________ 2015
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Радищевская СОШ №1
_____________В.П.ШтаеваПриказ от « _ »_ ___2015

Рабочая программа на 2015-2016 учебный год
Наименование курса: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 8
Уровень общего образования: основное общее образование
Преподаватель-организатор ОБЖ: Сиряев Олег Николаевич
Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе документов: Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по ОБЖ и авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова (авторы : А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, Москва , «Просвещение», 2011 г.)., Образовательной программы МБОУ Радищевская СОШ № 1
Учебники: Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» , рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2010 г).
Рабочую программу составил______________О.Н.Сиряев
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Характеристика содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Тематическое планирование
Содержание тем курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
Приложения
Лист корректировки рабочей программы

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Радищевская средняя общеобразовательная школа №1, р.п. Радищево Ульяновской области разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2010;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005 (примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования);
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ№ 1312 от 09.03.2004;
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденный распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 № 929-р;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 1067 от 19.12.2012.
и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:
ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;
ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года ;ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года;
ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;
ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;
ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года;
ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года;
ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.
Актуальность рабочей программы
Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 8 класса. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Предмет ОБЖ в 8 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Радищевская средняя общеобразовательная школа №1 реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как природоведение, физическая культура, ИЗО, история .При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам.
Данный учебный предмет входит в образовательную область физическая культура.
Цели и задачи рабочей программы
Изучение тематики данной рабочей учебной программы курса ОБЖ для учащихся 8 класса направлено на достижение следующих целей :● освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
● развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
● воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
● овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
● Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
Общие цели изучения ОБЖ в 8 классе призваны способствовать:
повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
формированию антитеррористического поведения;
обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач в 8 классе:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:
выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
Учебник для общеобразовательных учреждений « Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс », рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2010 г).
Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. 5-11 классы. Авторы: С.В. Титов, Г.И. Шабаева. М. ТЦ Сфера, 2005г.
Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 классы. А.А. Михайлов. М. «Дрофа», 2006г.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. М. Вентана- Графф. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин.2006г.
Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс: поурочные планы/Авт.-сост.Г.Н.Шевченко.-Волгоград:Учитель,2007.-222с
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.7-9 класс. М.: Просвещение, 2013 г.
Описание места курса ОБЖ в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Уровень программы: базовый
Структура программы
Структурно программа состоит из трёх разделов и восьми тем:
Раздел I «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя 4 темы («Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах», «Безопасность на водоёмах», «Экология и безопасность»).
Раздел II «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» включает в себя 2 темы(«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия», «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»).
Раздел III»Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя 2 темы(«Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи(практические занятия)».
В течении учебного года предусмотрено 8 практических занятия.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае , если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится , если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
система оценки достижений учащихся
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
 инструментарий для оценивания результатов
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
правила поведения населения при авариях;
классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

2.Общая характеристика курса ОБЖ
Курс « Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений составлен на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова (авторы : А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, Москва , «Просвещение», 2011 г.).
Смирнов А.Т. и Хренников Б.О. –авторы не только программы, но и учебника «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников- М.: Просвещение 2010 г. /, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации .Программа и соответствующий учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы. Знания, умения и навыки , приобретаемые учащимися 8 класса на основе этих программ играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения - словесные методы : лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.
Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов : картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, презентаций.
Практические методы обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся:
метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка.
письменные работы : конспект; выписки, составление тезисов (доклада), реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи).
практические занятия: оказание первой медицинской помощи.
проектные и проектно-конструкторские методы обучения разработка проектов , программ; построение гипотез; моделирование ситуации ; создание новых способов решения задачи ; создание моделей, конструкций; создание творческих работ; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел..
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения  конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, лекция и т.д.
 Для решения воспитательных задач, используются методы воспитания:
Традиционные – убеждение, упражнения, поощрения, пример
Неформально- личностные – пример личностно-значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей, близких
Рефлексивные – индивидуальное переживание , самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности
Основной технологией обучения согласно настоящей рабочей программе является технология модульного обучения. Однако, в рабочей программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса также предусмотрено использование следующих технологий обучения:
Технология проблемного обучения (сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).
Концентрированное обучение (сущность - глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).
Развивающее обучение (сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).
Дифференцированное обучение (сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).
Игровое обучение (сущность - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).
Обучение развитию критического мышления (сущность - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ ; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва, экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
выделение характерных причинно-следственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

3. Содержание тем учебного курса
Тематический план

раздела и темы Наименование разделов и тем Кол-во часов
Раздел Тема
I ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 11 1. Пожарная безопасность 3
2. Безопасность на дорогах 3
3. Безопасность на водоемах 3
4. Экология и безопасность 2
II ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ 12 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия 9
6. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера 3
III ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 11 7. Основы здорового образа жизни 8
8. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 3
Всего часов: 34 Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи.
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования
к уровню подготовки
обучающихся Вид
контроля.
Измерители Домашнее задание Дата проведения
план факт
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов) Пожарная безопасность (3 часа) 1 Пожары в жилых и общественных зданиях Лекция Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Навыки действий при пожаре Мониторинг учителя П.1.1.стр.6-12 02.09.
03.09.
2 Профилактика пожаров в повседневной жизни Беседа Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту Навыки действий при пожаре Мониторинг учителя П.1.2.стр.13-19 09.09.
10.09. 3 Права ,обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности Практическое занятие Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании Навыки действий при пожаре Мониторинг учителя П.1.3.стр.20-26 16.09.
17.09. Безопасность на дорогах(3 часа) 4 Причины ДТП и травматизма людей Лекция
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Правила поведения на дорогах Мониторинг учителя П.2.1.стр.27-34 23.09.
24.09. 5 Обязанности пешеходов и пассажиров Мониторинг учителя П.2.2.стр.35-44 30.09.
01.10 6 Водитель, формирование качеств безопасного водителя Мониторинг учителя П.2.3.стр.45-50 07.10.
08.10. Безопасность на водоемах (3 часа )7 Безопасное поведение на водоемах в различных условиях Лекция
Практическое занятие Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомоши терпящим бедствие на воде.
Правила поведения на на водоёмах Мониторинг учителя П.3.1.стр.51-60 14.10.
15.10. 8 Безопасный отдых у воды Мониторинг учителя П.3.2.стр.60-71 21.10.
22.10. 9 Оказание помощи терпящим бедствие на воде Мониторинг учителя П.3.3.стр.72-77 28..10.
29.10. Экология и безопасность(2 часа) 10 Загрязнение окружающей среды и здоровье человека лекция Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке Мониторинг учителя П.4.1.стр.78-83 11.11.
12.11. 11 Правила безопасного поведения при неблагоприятной обстановке Беседа Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой Мониторинг учителя П.4.2.стр.84-90 18.11.
19.11. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 часов) 12 1. Классификация ЧС техногенного характера Лекция Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Базовые понятия о ЧС. Мониторинг учителя П.5.1.стр.92-97 25.11.
26.11. 13 Аварии на радиационно опасных объектах Лекция Аварии на радиационно - опасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.. Порядок действий при радиационных авариях Мониторинг учителя П.5.2.стр97-105 02.12.
03.12. 14 Обеспечение радиационной безопасности населения Практическая работа Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Мониторинг учителя П.5.3.стр.106-112 09.12.
10.12. 15 Аварии на химически опасных объектах Лекция,беседаАварии на химически опасных и объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Порядок действий при химических авариях Мониторинг учителя П.5.4.стр.113-119 16.12.
17.12. 16 Обеспечение химической защиты населения Практическое занятие Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Мониторинг учителя П.5.5.стр.119-127 23.12.
24.12. 17 Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах Беседа Аварии на пожаро -взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Порядок действий при пожарах, авариях на объектах Мониторинг учителя П.5.6.стр.127-130 13.01.
14.01. 18 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожарных объектах Лекция Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера Мониторинг учителя П.5.7.стр.131-135 20.01.
21.01. 19 Аварии на гидротехнических сооружениях Лекция Аварии на гидродинамических объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Порядок действий при гидродинамических авариях Мониторинг учителя П.5.8.стр.136-140 27.01.
28.01. 20 Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях лекция Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера Мониторинг учителя П.5.9.стр.140-145 03.02.
04.02. 21 Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера Беседа Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Порядок действий при оповещении о ЧС Мониторинг учителя П.6.1.стр.146-149 10.02.
11.02. 22 Эвакуация населения Практическое занятие Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера Знать порядок действий при ЧС Мониторинг учителя П.6.2.стр.150-156 17.02.
18.02. 23 Инженерная защита населения от ЧС техногенного характера лекция Виды инженерных сооружений,правила поведения Знать правила поведения в ЗС ГО Мониторинг учителя П.6.3.стр156-162 24.02.
25.02. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
24 Здоровье человека, общие понятия, определения. Лекция,беседаОсновные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Владеть общими понятиями Мониторинг учителя П.7.1.стр.164-167 02.03.
03.03. 25 Состояние здоровья человека. Лекция .Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Владеть общими понятиями Мониторинг учителя П.7.2.стр.168-171 09.03.
10.03. 26 Репродуктивное здоровье-состовная часть здоровья человека и общества Лекция Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества Владеть методами оценки здоровья Мониторинг учителя П.7.3.стр.172-174 16.03.
17.03. 27 Пути достижения высокого уровня здоровья. Лекция Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Владеть методами оценки здоровья Мониторинг учителя П.7.4.стр174-178 23.03.
24.03. 28 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Беседа Роль здорового образа жизни в профилактике неинфекционных заболеваний. Знать факторы появлений основных неинфекционных заболеваний. Мониторинг учителя П.7.5.стр.179-183 06.04.
07.04. 29 Вредные привычки и их влияние на здоровье Рассказ-беседа Вредные привычки и их профилактика. Общие понятия о ЗОЖ Мониторинг учителя П.7.6.стр.183-189 13.04.
14.04. 30 Профилактика вредных привычек Беседа Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности и жизнедеятельности. Знать меры профилактики вредных привычек. Мониторинг учителя П.7.7.стр.189-195 20.04.
21.04. 31 Промежуточная аттестация в форме тестирования по теме:"Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни " Самостоятельная работа Элементы личной безопасности в повседневной жизни Навыки повседневной жизни Мониторинг учителя П.8.1.стр200-209 27.04.
28.04. 32 Первая медицинская помощь при отравлениях химически опасными веществами Практическая работа Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания медицинской помощи при отравлениях Навыки медицинской помощи при отравлениях Мониторинг учителя П.8.2.стр.209-212 04.05.
05.05. 33 Первая медицинская помощь при травмах Практическая работа Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговой травме, травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
Навыки медицинской помощи при травмах Мониторинг учителя П.8.3.стр212-215 11.05.
12.05. 34 Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа Кровотечения. Классификация кровотечений.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Навыки медицинской помощи при травмах Мониторинг учителя Правила наложения жгута. 18.05.
19.05. 5.Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
Эффективность преподавания по рабочей программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Радищевская средняя общеобразовательная школа №1 , зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащении. Это объясняется особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой работы во внеурочное время. Он включает класс, в котором размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе преподавания текущих занятий.
Средствами оснащения являются:
Учебно-методическая литература.
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
Тренажеры.
Плакаты.
Средства индивидуальной защиты.
Аудиовизуальные пособия.
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Учебно-методическая литература
Учебник для общеобразовательных учреждений « Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс », рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2010 г).
Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. 5-11 классы. Авторы: С.В. Титов, Г.И. Шабаева. М. ТЦ Сфера, 2005г.
Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 классы. А.А. Михайлов. М. «Дрофа», 2006г.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. М. Вентана- Графф. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин.2006г.
Основы безопасности жизнедеятельности.7-9 класс: поурочные планы/Авт.-сост.А.Т.Смирнов.-М:Просвещение,2014г.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.7-9 класс. М.: Просвещение, 2013 г.
2.Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
Компьютер
Проектор
Экран настенный
3. Тренажеры
Робот-тренажёр для проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких
4. Плакаты
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
«Основы безопасности жизнедеятельности»
«Факторы, разрушающие здоровье человека»
«Правила оказания первой медицинской помощи»
«Пожарная безопасность»
5.Средства индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания:
Ватно-марлевые повязки
Противопыльные тканевые маски
Респираторы
Противогазы (ГП-5 )Средства защиты кожи:
Фильтрующие средства защиты кожи (типа КИП-8 и др.)
Средства медицинской защиты:
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т.п.)
Индивидуальный перевязочный пакет
Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)
6.Аудиовизуальные пособия
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Пожарная безопасность
Серия материалов «Уроки тетушки Совы»
Серия материалов «Азбука Здоровья»
Серия материалов «Азбука безопасности»
В/К. «Первая помощь»
В/К «Улица полна неожиданностей»
В/К «Основы противопожарной безопасности»
В/К «Первая медицинская помощь»
В/К «Безопасность на воде»
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
Пособие для проведения занятий по ОБЖ. «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»,ч.1-4 ( 91 ТЕМА по ОБЖ).,Видеостудия МЧС России,2009г.
Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»,изд. «Учитель»,2007г
7. Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Для составления контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.7-9 класс. М.: Просвещение, 2012 г.
ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
7. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по ОБЖ 8 класс
Класс Название раздела, темы урока Дата проведения по плану Дата проведения фактическая Причина корректировки Корректирующие мероприятия