Урок русского языка в 10 классе по теме Наречие как часть речи. Правописание наречий


Открытый урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»
Русский язык необыкновенно богат наречиями,
которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.
М. Горький
Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.
Л. Успенский
Цели урока:
- обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль; Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Учить учащихся отличать наречия от сочетаний именных частей речи.
- развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;
- воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала. Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.
Тип урока: урок-повторение повторительно-обобщающий
Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный
Межпредметная связь: с литературой, физикой
Работа по развитию речи: составление устного высказывания на грамматическую тему
Оборудование: 1.Опорные таблицы
                            2. Цветные листы «Орфограммы наречий»
                            3. Диагностические листы
Вид урока: урок-исследование (анализ текста).
Технология: элементы технологии проблемного обучения.
Слайд 1
Ход урока
1. Ориентационно-мотивационный этап.
Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.
В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.
- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Обратите внимание на материалы, которые находятся на ваших столах. Найдите среди них РАБОЧУЮ КАРТУ УРОКА.
Запишите тему урока.
-Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи? Верно, сегодня мы повторим знания о наречии как части речи, его грамматические признаки, будем учиться различать наречия и прилагательные, рассмотрим выразительные возможности наречий, постараемся определить роль наречий в тексте
- Приглашаю вас на урок-исследование, любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед.
2. Стадия вызова : Вначале восстановим в памяти сведения о наречии как части речи.
заполните таблицу. Работать мы будем в группе и в паре и индивидуально
- В случае затруднений воспользуйтесь учебником, стр224
Вопросы Знаю Узнал
1.Что обозначает наречие?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. На какие разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы нет у наречий, почему? 5.Способы образования наречий. 6.Синтаксическая роль наречия. 7. Как образуется сравнительная степень наречий Высоко
Хорошо Слайд 2,3,4- Расскажите о наречии, используя вопросы таблицы. (1—4 вопр.)
- Итак, мы с вами повторили основные грамматические признаки наречий.

Смысловые группы вопрос Примеры из текста
Образ действия Как? потихоньку
Мера Сколько? Чуть-чуть
Время Когда? Недавно
Место Где? Куда? Откуда? повсеместно
Причина Почему? поневоле
цель Зачем? специально
8) Сформулируйте правило: ( при ответе зачитайте только вывод)
Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы: ______________________________, обозначает признак действия, так как зависит от _______, признак признака, так как зависит от ________, признак предмета, так как зависят от ________, имеет смысловые группы ____________________ _____ (примеры). Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении является _______________, Подчеркивается ____________
Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия и прилагательные в простой сравнительной степени пишутся и слышатся ________________ Но наречия в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _________________ и зависят от _______(пример). Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются ___________________ А прилагательные в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _____________, зависят от _______________, Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______
Слайд 5
3. Оперативно-познавательный этап. Цветовая таблица
Чтобы у вас не было затруднений в правописании наречий, вы должны научиться запоминать орфограммы. В этом нам поможет особый вид памяти – эйдетизм- способность сохранять яркие образы долгое время после исчезновения их из поля зрения.
Правописание наречий не отличается легкостью. Усвоить его вам поможет наш цветной календарь.( На каждом цветном листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме) С его помощью мы повторим орфограммы и применим на практике полученные знания.
Не и ни в наречиях
Добро сделать никогда не поздно.
О – А на конце наречий
Наскоро делать – переделывать.
Дефис в наречиях
И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи.
Ь на конце наречий.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Слитное и раздельное написание наречий Береги платье снову, а честь – смолоду.

Роль наречий в тексте Русский язык необыкновенно богат наречиями
Образова-ние наречий
Друга легче потерять, чем найти

Лингвистическая загадка: Для этого французские школьники заучивают наизусть фразу: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». А какую фразу для этого заучивают российские школьники? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Запоминалка цветов спектра)
Учебно – творческие дальтон – задания для самостоятельной работы: Учащиеся выбирают листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят представление своих тем.
Защита выполнения дальтон-заданий
Слайд 6
1-ый лист календаря: Образование наречий Друга легче потерять, чем найти. (Золотая россыпь мудрости)
Рассказ ученика по таблице (вопр.4-5) Слайд 7,8,9,10,11
Тренировочные задания: где-то, осуждающе, беззвучно, попусту, чуть-чуть, никогда, ночью (ученик на доске)
Самостоятельная работа (на диагностическом листе): Определите способ образования слов:
Издавна
Бесстрашно
Невесело
Как-нибудь
Слайд 12,13,14
Как отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных? (вопр.7) Слайд 15
В зеленой чаще – чаще
Звучанье соловья.
Тот соловей все чаще
Поет на склоне дня. –определить, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.
Слайд 16
2-ой лист календаря: Ь на конце наречий. Для дорогого гостя и ворота настежь.
Слайд 17
Слайд 18 Распределительный диктант
Слайд 19 Проверка
Слайд 20
3-ий лист календаря: Слитное и раздельное написание наречий. Береги платье снову, а честь – смолоду.
Работа с таблицей Слайд 21,22,23,24,25
Слитно Раздельно
В, НА,ПО +е: вдалеке
В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую
ПО,С + у: понарошку, смолоду
В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое) В + гласная: в открытую, в общем
В + ах: в сердцах
Объяснить правописание наречий в пословице
Слайд 26
4-ый лист календаря: Дефис в наречиях. И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи
Рассказ учащегося (по таблице) Слайд 27,28,29
Самостоятельная работа с самопроверкой:
Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски.
Слайд 30 Проверка
Слайд 31
5-ый лист календаря: О и А на конце наречий. Наскоро делать – переделывать.
Рассказ учащегося. Слайд 32,33,34
Учитель: ребята, данное правило можно легко запомнить, если пользоваться словом –помощником ОКНО
Слайд 36 Вставить пропущенные буквы
Свернуть вправ.., пойти налев.., подойти справ.., приехать издалек.., навещать изредк.., приходить запрост.., учиться заочн.., наскор.. поесть, вытереть насух…
Слайд 37 Проверь себя
Слайд 38
6-ой лист календаря: Не и Ни в наречиях. Добро сделать никогда не поздно.
Рассказ ученика. Слайд 39,40
Взойди к пятерке Слайд 41,42
(не)смело, (не)радостно,
(не)правда, а ложь,
(не) взрачно,
совсем (не)весело,
(не)дешёво.
Слайд 43 Проверь себя
Слайд 44 Объяснительный диктант
(Н..)где не дышится так легко как на Родине.
На чужбине чувствуешь себя путником которому (н..)где приклонить голову.
(Н..)откуда ждать утешения.
(Н..)как не превозмочь усталости
Слайд 45 Проверь себя
Слайд 46
7-ой листок календаря: Роль наречий в тексте
Слайд 47
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь- солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь « ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»-
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какова главная мысль стихотворения?
(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова- сколько можно описать с помощью слов.)
- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)
- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)
- Что придают наречия тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.)
Слайд 48
4. Информация о домашнем задании.
1.Тестирование по теме «Наречие»
2. Выпишите из текста наречия, определите способ образования.Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
Тест по теме «Наречие»1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак действия;
г) признак другого признака.
2. Наречия:
а) изменяются по числам;
б) изменяются по лицам;
в) не изменяются.
3. Какие наречия обозначают время действия?а) вчера, давно, тогдаб) быстро, ловко, громко3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:а) улетел дальшеб) улетел далеко4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.5. В каком ряду на конце наречий пишется О?а) слев.., снов.., издавн..б) направ.., начист.., насух..6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзяб) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:а) (С)начала зимы установилась морозная погода.б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бокб) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертвоб) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..б) настеж.., лиш.., сплош..11. От какой части речи образовано наречие впервые?а) имя прилагательноеб) имя числительное12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?а) от ударенияб) от раздельного и слитного написания13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?а) горяч.., свеж..б) угрожающ.., ещ.
5. Подведение итогов и рефлексия
-сдать диагностические листы, поставьте сами себе оценку за урок.
-какие пословицы оказались сегодня в копилке вашей мудрости? Есть ли среди них та, которую вы захотите положить в свой духовный багаж?
Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?
Что было трудно, неинтересно, не понравилось?
Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?
С каким настроением вы уйдете с урока?
Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями и пожеланиями: (открытки)
------------------ не болеть (никогда)
-------------------выглядеть (великолепно, прекрасно)
-------------------- улыбаться (чаще, весело, радостно,)
--------------------быть преданными своему делу(всегда, неизменно)
Живите --------------------(счастливо, дружно, )
Приложение
Вопросы Знаю Узнал
1.Что обозначает наречие?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. На какие разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы нет у наречий, почему? 5.Способы образования наречий. 6.Синтаксическая роль наречия. 7. Как образуется сравнительная степень наречий Высоко
Хорошо Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы: ______________________________, обозначает признак действия, так как зависит от глагола радостно щебечут признак признака, так как зависит от прилагательного очень красивый, признак предмета, так как зависит от существительного одежда нараспашку, имеет смысловые группы ____________________ _____ (примеры). Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении является _______________, Подчеркивается ____________
Смысловые группы вопрос Примеры из текста
Образ действия Как? потихоньку
Мера Сколько? Чуть-чуть
Время Когда? Недавно
Место Где? Куда? Откуда? повсеместно
Причина Почему? поневоле
цель Зачем? специально
Вопросы Знаю Узнал
1.Что обозначает наречие?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. На какие разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы нет у наречий, почему? 5.Способы образования наречий. 6.Синтаксическая роль наречия. 7. Как образуется сравнительная степень наречий Высоко
Хорошо Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия и прилагательные в простой сравнительной степени пишутся и слышатся одинаково Но наречия в простой сравнительной степени отвечают на вопрос как и зависят от глагола. Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются обстоятельством А прилагательные в простой сравнительной степени отвечают на вопроскакова, каковы, каково зависят от существительного, Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются сказуемым
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
ТЕМА ___________________________________________________________________
ЦЕЛЬ ___________________________________________________________________
1Определить способ образования слов
где-то, осуждающе, беззвучно, попусту, чуть-чуть, никогда, ночью
Издавна
Бесстрашно
Невесело
Как-нибудь
2 –определить, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.
В зеленой чаще – чаще
Звучанье соловья.
Тот соловей все чаще
Поет на склоне дня.
3Распределительный диктант
Настеж.., замуж.., навзнич.., точ..-в-точ.., уж.., вскач.., наотмаш.., сплош.., невтерпеж…,
Ь Ь не пишется
4Работа по таблице
Слитно Раздельно
В, НА,ПО +е: вдалеке
В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую
ПО,С + у: понарошку, смолоду
В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое) В + гласная: в открытую, в общем
В + ах: в сердцах
Объяснить правописание наречий в пословице
5Самостоятельная работа
Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски.
6 Вставить пропущенные буквы
Свернуть вправ.., пойти налев.., подойти справ.., приехать издалек.., навещать изредк.., приходить запрост.., учиться заочн.., наскор.. поесть, вытереть насух…
7 Взойди к пятерке
(не)смело, (не)радостно,
(не)правда, а ложь,
(не) взрачно,
совсем (не)весело,
(не)дешёво.
8Объяснительный диктант
(Н..)где не дышится так легко как на Родине.
На чужбине чувствуешь себя путником которому (н..)где приклонить голову.
(Н..)откуда ждать утешения.
(Н..)как не превозмочь усталости.
-------------------------------------- не болеть
--------------------------------------- выглядеть
------------------------------------------ улыбаться
-------------------------------------- быть преданными своему делу
Живите --------------------------------
Слова для справок: (никогда)
(великолепно, прекрасно)
(чаще, весело, радостно,)
(всегда, неизменно)
(счастливо, дружно, )
1.Тестирование по теме «Наречие»
2. Выпишите из текста наречия, определите способ образования.Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
Тест по теме «Наречие»1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак действия;
г) признак другого признака.
2. Наречия:
а) изменяются по числам;
б) изменяются по лицам;
в) не изменяются.
3. Какие наречия обозначают время действия?а) вчера, давно, тогдаб) быстро, ловко, громко3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:а) улетел дальшеб) улетел далеко4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.5. В каком ряду на конце наречий пишется О?а) слев.., снов.., издавн..б) направ.., начист.., насух..6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзяб) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:а) (С)начала зимы установилась морозная погода.б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бокб) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертвоб) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..б) настеж.., лиш.., сплош..11. От какой части речи образовано наречие впервые?а) имя прилагательноеб) имя числительное12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?а) от ударенияб) от раздельного и слитного написания13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?а) горяч.., свеж..б) угрожающ.., ещ.