Методические материалы по Экономике 10 класс(профильный уровень)


Оценочные и методические материалы
Текущий контроль
Предмет: Экономика (профильный уровень)
Класс 10Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ Наименования объектов
и средств материально-технического обеспечения Необходимое
количество
Профильная
1 2 3
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Д
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) Д
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике Д
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике Д
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике Д
Р.И Хасбулатов «Экономика» профильный уровень 10 класс М: Дрофа 2012 г Д
Р.И Хасбулатов «Экономика» профильный уровень 11 класс М: Дрофа 2012 Д
Т. В Кашанина «Право и экономика» М.: Вита-пресс 2003 г. Д
«Основы экономической теории» под ред. С. И ванова М.: Вита-пресс 1999г Д
2. Печатные пособия
Таблицы по экономике России и Мира
(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). Д/Ф
Схемы по экономике (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов в экономике). Д/ Ф
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по экономике России и Мира. Комплект портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей.
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам. 3. информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса Д/ПЭлектронные библиотеки по курсу экономики.
Большая электронная энциклопедия как электронное издание универсальной российской мультимедиа-энциклопедии. Д
Программное обеспечение (математическое) для изучения отдельных тем курса. Д/ППакеты прикладных программ (текстовые, табличные, графические и др.). Мультимедийные обучающие программы Игровые компьютерные программы (по тематике курса экономики). Д/П4. Экранно-звуковые пособия
Могут быть в цифровом (компьютерном) виде
Видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России Аудиозаписи и фонохрестоматии по экономике и истории экономики России Слайды (диапозитивы) по тематике курсов экономики. 5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Оборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям
Телевизор Видеомагнитофон
(видеоплейер )Экспозиционный экран (на штативе или навесной) Д
Аудио-центр. Д
Мультимедийный компьютер с возможностью подключения к Internet. Д
Сканер Принтер лазерный Д
Компьютерный проектор Д
Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток) Д
Копировальный аппарат Д
МультимедиапроекторД
Нормы оценивания
Критерии оценок знаний учащихся по экономике.
При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
полнота (соответствие объему программы, стандарта)
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Оценка устного ответ, (зачет)
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;
ответ самостоятельный.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2.Оценка контрольных, тестовых, практических работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Критерии оценок в форме тестов:
«5» - 95 - 100% «4» - 65 - 94% «3» - 35 - 64% «2» - 0 - 34%
Спецификация
Контрольно - измерительных материалов по экономике 10 класс.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учениками федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике на профильном уровне.
1. Структура КИМ по экономике 10 класс.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом.
В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде одной цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов, слова (словосочетания).
Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление, имеющих наиболее высокий уровень подготовки.
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части дается
в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы.
Часть работы Количество
заданий Максимальный
первичный
балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 37 Тип заданий
Часть 1 18 22 59 С кратким ответом
Часть 2 5 15 41 С развёрнутым тветомИтого 23 37 100 2. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
В части 1 работы
– Задания 1–18 представлено в работе по разделам:
- Микроэкономика
- Макроэкономика
Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых экономических понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе ; осуществлять поиск информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы,
диаграммы, таблицы; сравнивать социальны объекты, выявляя их общие черты и различия.
Задания части 2 (19-23) так же представлены разделы:
- Микроэкономика
- Макроэкономика
Задания 19 объединено в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания 20 и 21 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.
Задание 23 завершает работу, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из 3 предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний
представителей экономической мысли экономических деятелей.
3. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 13 заданий базового уровня и 5 заданий повышенного уровня.
В части 2 представлены 5 заданий высокого уровня сложности.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень
сложности
заданий Количество
заданий Максимальный
первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального
первичного балла за всю работу, равного 37
Базовый 13 13 36
Повышенный 5 12 32
Высокий 5 12 32
Итого 23 37 100
4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Задания 1–16 оцениваются 1 баллом. Правильное выполнение заданий 18-22 оценивается
2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. Задание 17 оценивается 3 баллами. Задание 23 оценивается 6 баллами.
5. Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 80 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,
составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 5–8, 10, 11, 13–15,
1–4 минуты;
2) для каждого из заданий 17-20 2–8 минут;
3) для задания 23 –25 минут.
7. Обобщенный план варианта КИМ по экономике 10 класс
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60–90%); П – повышенный (40–60%); В – высокий (менее 40%).
№ Проверяемое содержание –
раздел курса Проверяемые умения, иды деятельности Уровень
сложности
задания Максимальный
балл за выполнение
задания
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Рынок труда. Безработица осуществлять поиск информации Б 1
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Финансовые институты. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Конкуренция определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Факторы производства и факторные доходы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Факторы производства и факторные доходы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Налоги определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Налоги определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Государственный бюджет определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Государственный бюджет определять существенные признаки ключевых экономических понятий П1
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий П3
Экономика и экономическая наука; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и азличия. П1
Роль государства в экономике сравнивать социальные объекты, выявляя их общие
черты и различия. в 6
Рынок труда. Безработица оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; П 2
Роль государства в экономике оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; П 2
Роль государства в экономике оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; в 2
Роль государства в экономике Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно
формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы в 5
Вариант 1
1. Семейным бюджетом называется
1) сумма доходов семьи за определенный период
2) сумма денег, необходимая для обеспечения жизни семьи
3) совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период
4) сумма основных расходов семьи за определенный период
2. Один из признаков рыночной экономики –
1) преобладание государственной собственности
2) регулирование цен государственным органом управления экономикой
3) существование государственных планов, обязательных для производителей
4) отсутствие планового регулирования государством количества производимой продукции
3. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней 1) вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно
2) работникам на предприятии выплачивается заработная плата
3) принимаются государственные планы, обязательные для производителей
4) существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
4. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?
1) философия 2) социология 3) политология 4) экономика
5. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризует ситуацию на рынке
1) фондовом 2) капиталов 3) труда 4) товаров и услуг
6. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?
А. Экономика относится к общественным наукам.
Б. Методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Фондовая биржа в условиях финансового кризиса объявляет о снижении курса акций крупных компаний. Данный факт иллюстрирует ситуацию на рынке
1) товаров 2) материалов 3) капиталов 4) инноваций
8. Конкуренция производителей оказывает непосредственное влияние на 1) повышение покупательной способности 2)появление количества товаров лучшего качества
3) стабильность индивидуальных доходов 4)увеличение потребительского бюджета
9. Здания заводских цехов, производственные помещения относятся к одному из основных факторов производства –
1) капиталу 2) земле 3) предпринимательству 4) труду
10.Знания, умения, квалификация работников относятся к одному из основных факторов производства
1) фондам 2)ренте 3)капиталу 4) труду
11.Организация производства, разработка управленческих решений, обеспечение выхода на новые рынки сбыта продукции – примеры действия одного из основных факторов производства –
1) капитала 2) предпринимательства 3) фондов 4) акционеров
12. Рост спроса на цветы в канун Международного женского дня приводит к повышению цен на них. Это отражает ситуацию на рынке
1) товаров и услуг 2) капиталов 3) труда 4) инноваций
13. На рисунке отражена ситуация на рынке товаров для активного отдыха: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) наступлением сезона отпусков
2) повышением цен на товары для отдыха
3) снижением доходов потребителей
4) уменьшением числа туристических фирм
14. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ
А) подоходный
Б) с продаж
В) акциз
Г) на наследство
Д) на имущество
Е) на добавленную стоимость

1) прямые налоги
2) косвенные налоги
15. Верны ли следующие суждения о расчете прибыли?
А. Прибыль рассчитывается путем деления дохода на расход.
Б. Прибыль рассчитывается путем вычитания всех затрат из дохода.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Валовый национальный продукт; мировой рынок; безработица; издержки; курс валют.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важное значение в экономических процессах играет так называемый закон спроса. Действие этого закона полнее всего проявляется в рыночной экономике свободной __________ (1). __________ (2) определяется экономистами как общее количество товара, которое __________ (3) в каждый конкретный момент времени желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести по определённым ценам. Этот закон означает, что при равных прочих условиях объем спроса уменьшается по мере увеличения __________ (4). Надо, однако, отметить, что изменение цены и изменение спроса на __________ (5) не находятся в прямой пропорциональной зависимости. В рыночной экономике существует ещё много факторов, влияющих на __________ (6) цены и спроса».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А) цена
Б) потребитель
В) производитель
Г) спрос
Д) производство
Е) конкуренция
Ж) товар
З) стоимость
И) соотношение
18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)После 6 часов переговоров представители транснациональных компаний «А-газ» и «Б-газ» подписали контракт на транзит и поставку природного газа в страну Б. в 2006 году. (2)Результат переговоров трудно назвать удачным. (3)Кампании «А-газ» не удалось увеличить свою долю в совместном предприятии с 50% до 75%. (4)Правительство страны Б. согласилось уступить из своей доли только 7% акций.Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Часть 2
19. «Нет и не может быть эффективной… социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
<…>За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли.
<…> С развитием общества… происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, определение прожиточного минимума, уменьшение неоправданной дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе.В последнее время возникли и качественно новые функции государства. <…> Принятие на себя государством обязательств в области образования, формирование и поддержки фундаментальной науки, решение экологических вопросов.
<…> О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? <…> Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности. <…> Становление малого предпринимательства. <…> Формирование основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуру рыночной экономики в целом».
(Абалкин А.И.)
1. В каких двух направлениях, по мнению автора, происходит развитие функций современного государства в экономике?
2. Автор пишет о регулирующей роли государства в экономике. Назовите другой регулятор хозяйственной деятельности в той экономической системе, о которой говорится в тексте. Укажите любые две его регулирующие функции.
3. К одной из функций государства автор относит обеспечение свободы предпринимательства. Опираясь на обществоведческое знание, назовите любые три условия, без которых свобода предпринимательства невозможна.
20. Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

21. Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем – пример.
23. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл в форме мини сочинения.
1) «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» (Б. Авербах).
2) «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).
3) «Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна, и это поставит крест и на самом планировании» (Карл Раймунд Поппер)
4) «Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» (К.Ф. Лезе-Марнезиа).
Вариант 2.
1. Внедрение научно-технических разработок в производство способствует
1) снижению спроса на квалифицированную рабочую силу
2) повышению производительности труда
3) снижению налогов с производителей
4) росту дефицита бюджета
2.В стране С. начинают действовать 10%-ая пошлина на экспорт пшеницы и 30%-ая на экспорт ячменя. Прежде пошлин на экспорт в этой стране не существовало. Их введение направлено на 1) стимулирование расширения производства зерновых
2) переориентацию производителей с производства пшеницы на производство ячменя
3) увеличение закупок зерна за границей
4) сокращение вывоза зерна из страны
3. Найдите в приведенном ниже списке рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства.
1) антимонопольное законодательство 2)кредиты, предоставляемые предпринимателям
3) развитие системы экономического образования в средней школе
4) вручение государственных наград за производственные успехи
5) налоговая политика
4. Для экстенсивного экономического роста характерно(-ен)
1)увеличение затрат сырья, энергии, рабочей силы 2) совершенствование системы управления производством
3) повышение образовательного и профессионального уровня работников 4) технологический прогресс
5. Современный рынок характеризует
1) сочетание рыночного и государственного регулирования
2) полное устранение экономического планирования
3) стабильность цен на товары массового спроса
4) централизованное распределение ресурсов
6. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) расходы на государственное управление 2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) уровень безработицы 4) среднемесячную заработную плату
7. Верны ли следующие суждения об экономической науке?
А. Экономическая наука постоянно расширяет знания о сложных хозяйственных процессов в постоянно меняющемся мире.Б. Знание экономических законов позволяет сделать правильный выбор при определении направлений государственной политики.
1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства 2)участок пашни 3) залежи нефти 4) станки и оборудование
5) лесной массив 6) здания, сооружения
9. Ценную бумагу, дающую ее владельцу право требовать от организации, выпустившей бумагу, в установленные сроки выплату ее номинальной стоимости, называют
1) акцией 2) облигацией 3) банкнотой 4) сертификатом
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Право частной собственности составляет основу рыночной экономики.
Б. В рыночной экономике ограниченные ресурсы распределяются в условиях конкуренции.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
11. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это
1) банковский процент 2) прибыль 3) бонус 4) дивиденды
12. Дефицит государственного бюджета отражает
1) структуру рабочей силы 2) научно-технический потенциал страны
3) состояние национальной экономики 4) степень монополизации экономики
13. На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
14. Установите соответствие между проявлениями и видами экономической деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) начисление дивидендов по акциям
Б) отдых на зарубежном курорте
В) отправка почтового сообщения
Г) получение заработной платы

1) потребление
2) распределение
15. Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки?
А. Экономика – наука о принципах функционирования рыночных механизмов.
Б. Экономика – наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных ресурсов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Валовый национальный продукт; мировой рынок; безработица; издержки; курс валют.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Рынок труда похож на рынки других __________(1) и услуг. Его особенностью является то, что __________(2) сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько – отдыхать.
На конкурентных рынках рабочей силы цена __________(3), то есть __________(4) работника устанавливается как конкурентное равновесие предложения и __________(5) по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов и т.д. Существует множество рынков труда, на которых предлагается труд работников разных __________(6) в разных местностях».
А) зарплата
Б) отрасли
В) специальности
Г) труд
Д) спрос
Е) взаимодействие
Ж) безработица
З) товары
И) работник
18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)После 6 часов переговоров представители транснациональных компаний «А-газ» и «Б-газ» подписали контракт на транзит и поставку природного газа в страну Б. в 2006 году. (2)Результат переговоров трудно назвать удачным. (3)Кампании «А-газ» не удалось увеличить свою долю в совместном предприятии с 50% до 75%. (4)Правительство страны Б. согласилось уступить из своей доли только 7% акций.Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Часть 2
19. Мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Мы способны эту задачу решить. Но это ведь не самоцель – войти в эту пятёрку; мы с вами понимаем, что от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов. Это значит: чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития.
Её содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, – на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа.
<…> основа социальной политики – это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства <…>
В ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами <…>
Нужно, наконец, избавиться от стереотипа, что «социалка» – это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах – и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.
В конечном счете, неважно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, – главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объёме, определённом государственными гарантиями <…>
<…> социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ.
(В.В. Путин)
1.) Как задача вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира связана с социальной политикой государства? Какая задача непосредственно вытекает из этой связи?
2) В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому.3) Как вы понимаете использованное В.В. Путиным выражение «система социальных обязательств»? В чем, по мнению автора, заключается ее обновление в современных условиях? Как в этом обновлении могут участвовать организации гражданского общества?
20. Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

21. Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем – пример.
23. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл в форме мини сочинения.
1) «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» (Б. Авербах).
2) «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).
3) «Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна, и это поставит крест и на самом планировании» (Карл Раймунд Поппер)
4) «Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» (К.Ф. Лезе-Марнезиа).
Спецификация
Контрольно - измерительных материалов по экономике 11 класс.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике на профильном уровне.
1. Структура КИМ по экономике 11 класс.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом.
В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде одной цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов, слова (словосочетания).
Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление, имеющих наиболее высокий уровень подготовки.
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части дается
в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы.
Часть работы Количество
заданий Максимальный
первичный
балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 37 Тип заданий
Часть 1 18 22 49 С кратким ответом
Часть 2 6 23 51 С развёрнутым тветомИтого 24 45 100 2. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
В части 1 работы
– Задания 1–18 представлено в работе по разделам:
- Микроэкономика
- Макроэкономика
Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых экономических понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе ; осуществлять поиск информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы,
диаграммы, таблицы; сравнивать социальны объекты, выявляя их общие черты и различия.
Задания части 2 (19-23) так же представлены разделы:
- Микроэкономика
- Макроэкономика
Задания 19 объединено в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания 20 и 23 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.
Задание 24 завершает работу, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из 3 предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний
представителей экономической мысли экономических деятелей.
3. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 13 заданий базового уровня и 5 заданий повышенного уровня.
В части 2 представлены 6 заданий высокого уровня сложности.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень
сложности
заданий Количество
заданий Максимальный
первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального
первичного балла за всю работу, равного 37
Базовый 13 13 29
Повышенный 5 15 33
Высокий 6 18 38
Итого 24 45 100
4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Задания 1–16 оцениваются 1 баллом. Правильное выполнение заданий 18-22 оценивается
2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов. Задание 17 оценивается 3 баллами. Задание 24 оценивается 5 баллами.
5. Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 80 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,
составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 5–8, 10, 11, 13–15,
1–4 минуты;
2) для каждого из заданий 17-20 2–8 минут;
3) для задания 24 –25 минут.
7. Обобщенный план варианта КИМ по экономике 11 класс
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60–90%); П – повышенный (40–60%); В – высокий (менее 40%).
№ Проверяемое содержание –
раздел курса Проверяемые умения, иды деятельности Уровень
сложности
задания Максимальный
балл за выполнение
задания
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий; Б 1
Рынок труда. Безработица осуществлять поиск информации Б 1
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Финансовые институты. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Конкуренция определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Факторы производства и факторные доходы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Факторы производства и факторные доходы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Экономические системы определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Налоги определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Налоги определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Государственный бюджет определять существенные признаки ключевых экономических понятий Б 1
Государственный бюджет определять существенные признаки ключевых экономических понятий П1
Экономика и экономическая наука; определять существенные признаки ключевых экономических понятий П3
Экономика и экономическая наука; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и азличия. П1
Роль государства в экономике сравнивать социальные объекты, выявляя их общие
черты и различия. в 6
Рынок труда. Безработица оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; П 2
Роль государства в экономике оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; П 2
Роль государства в экономике оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; в 2
Роль государства в экономике оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; в 2
Роль государства в экономике Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно
формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы в 5
Вариант 1
1. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют
1) материальными потребностями 2) факторами производства
3) спросом и предложением 4) природными ресурсами
2. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1) расширение сети продуктовых магазинов
2) оказание населению услуг по ремонту бытовой техники
3) открытие детской спортивной школы в областном центре
4) анализ причин роста цен на молочную продукцию
3. Все экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют
1) физическим капиталом 2) факторами производства 3)спросом и предложением
4) природными ресурсами
4. Салон красоты оказывает парикмахерские услуги клиентам. Что относится к постоянным издержкам фирмы?
1)ежемесячные премии парикмахерам 2)плата за аренду помещения салона
3) приобретение косметических средств 4) оплата электроэнергии и коммунальных услуг
5. Одним из источников доходов государственного бюджета являются(-ется)
1) средства от приватизации предприятий 2) дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам
3) содержание государственных учреждений 4) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению
6. Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Рынок труда характеризуется высокой профессиональной мобильностью.
Б. Люди, ищущие работу, формируют спрос на рынке труда.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. По какому критерию осуществляется деление экономических систем на рыночные и нерыночные?
1) по уровню эффективности общественного производства
2) по типу политического режима
3) по времени возникновения
4) по способу регулирования хозяйственной деятельности
8. Существует несколько значений понятия «экономика». Какое положение иллюстрирует экономику как науку?
1) производство большой партии новых пылесосов
2) оказание населению медицинских услуг
3) развитие телекоммуникационных сетей и сетей мобильной связи
4) изучение моделей функционирования рынка труда
9. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризуют ситуацию на рынке
1) информации
2) средств производства
3) товаров и услуг
4) труда
10. Организацию, которая на финансовых рынках призвана обеспечить регулярное осуществление купли-продажи акций, облигаций и других ценных бумаг, называют
1) фондовой биржей
2) коммерческим банком
3) инвестиционным фондом
4) центральным банком
11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.
12. На рисунке отражена ситуация на рынке товаров для детей: линия спроса D переместилась в новое положение – D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) снижением рождаемости
2) ростом доходов населения
3) реализацией программ поддержки семьи
4) снижением цен на товары для детей
13. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение – D1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) широким распространением ноутбуков
2) ростом доходов населения
3) высоким уровнем компьютеризации
4) разработкой новых компьютерных программ
14. Запишите слово, пропущенное в таблице.
 ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
Труд Использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей
… Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг
15. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ
А) подоходный
Б) с продаж
В) акциз
Г) на наследство
Д) на имущество
Е) на добавленную стоимость

1) прямые налоги
2) косвенные налоги

15. Верны ли следующие суждения о расчете прибыли?
А. Прибыль рассчитывается путем деления дохода на расход.
Б. Прибыль рассчитывается путем вычитания всех затрат из дохода.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Валовый национальный продукт; мировой рынок; безработица; издержки; курс валют.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Формирование __________ (А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов __________ (Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения __________ (В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает __________ (Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться же минимального уровня, основой расчёта которого является __________ (Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется __________ (Е) власти».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) трудовой договор
2) рыночная цена
3) экономические границы
4) безработица
5) наёмные работники
6) прожиточный минимум
7) законодательные органы
8) безопасность труда
9) профессия
18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Связь между ростом инфляции и обострением проблемы бедности имеет причинно-следственный характер. (Б) Особую тревогу вызывает ухудшение положения в условиях инфляции семей с фиксированным доходом. (В) Многие семьи пытаются спасти свои сбережения путём покупки валюты. (Г) Подобная практика крайне вредна для развития экономики. (Д) Важно понимать, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений

Часть 2
19. Рыночная экономика – это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Каждый действует на свой страх и риск, но, действуя, всякий человек имеет в виду скорее потребности других, чем свои собственные. В предпринимательстве человек нуждается в окружении сограждан…
Эта система отшлифована рынком. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Государство, карательный аппарат не вмешиваются в рынок и систему гражданских отношений, управляемых рынком. Только в случае необходимости предотвращения деструктивных явлений оправдано применение силовых санкций, цель которых – регулярное функционирование рыночной экономики. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов – таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики… Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации. Рынок показывает ему, как лучше обустроить себя и других. Только рынок в состоянии упорядочить всю социальную систему, сообщить ей смысл и значение, поэтому роль рынка наиважнейшая.
Рынок… это процесс взаимодействия и кооперации различных индивидов, соединённых системой разделения труда… Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше…
Направление экономических акций в условиях рынка является задачей предпринимателей. За ними остаётся и функция производственного контроля. Они стоят у штурвала и управляют кораблем. Поверхностному наблюдателю кажется, что именно они занимают ключевые позиции. Однако это не так: сами предприниматели, безусловно, подчиняются командам капитана, и этот капитан – потребитель. Устанавливают, что именно должно быть произведено, не предприниматели, капиталисты, землевладельцы, а потребители. Если коммерсант не подчиняется строгим порядкам, выраженным в структуре рыночных цен, то его ждут сначала убытки, а затем банкротство. Его просто вытесняют другие агенты, те, кто лучше способен удовлетворить спрос потребителей…
Именно потребители способны сделать богатого бедным, а бедного – богатым. Только они с точностью определяют количество и качество, а также сам вид продукции. Беспристрастные эгоисты, они состоят из капризов
и фантазий, изменчивых и непредсказуемых. Помимо собственного удовлетворения, они ничего не желают знать. Не имеют значения ни былые заслуги, ни преданные интересы.
(Л. Мизес)
1) Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.
2) Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
3) Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.
4) Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.
20. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налог»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
22.Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
23. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Закон предложения и деятельность фирм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
24. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл в форме мини сочинения.
Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)
«Первая цель – качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
«Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)
Вариант 2.
1. Как дефицит государственного бюджета влияет на экономику?
1) уменьшает неравенство в доходах населения 2)увеличивает государственный долг
3) снижает мотивацию к труду 4) приводит к введению льготного налогообложения
2. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?
А. Одним из механизмов регулирования государством экономической деятельности граждан и фирм является налоговая политика.
Б. Любое государство обеспечивает эффективное использование факторов производства.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров 2) совершенная конкуренция 3) региональный рынок
4) рынок услуг 5) монополия 6) рыночный дефицит
4. Что из приведённого ниже относится к сфере потребления?
1) оказание страховых услуг 2) производство мебели на заказ
3) использование в быту отопления 4) сбор налогов
5. Понятие «факторы производства» используется для обозначения
1) неограниченных производственных ресурсов
2) особенностей потребительского спроса
3) показателей качества продукции
4) ресурсов, используемых в процессе создания благ
6. Какое из приведённых ниже понятий объединяет три других?
1) учётная ставка 2) эмиссия денег 3) лицензирование 4) центральный банк
7. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика не подвержена влиянию других сфер общества.
Б. Экономика позволяет полностью удовлетворить разнообразные потребности человека и общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. К признакам рыночной экономической системы относится
1) частная собственность 2) централизованное принятие решений
3) директивное установление цен 4) низкий уровень социальной мобильности
9.К экономически активному трудоспособному населению относятся
1) старшеклассники общеобразовательных школ
2) студенты дневных отделений вузов
3) выпускники университетов
4) владеющие собственностью пенсионеры
10. Устойчивый рост цен на товары и услуги, связанный с одновременным повышением спроса на большинстве рынков страны, называют
1) инфляцией спроса 2) дефицитом 3) инфляцией издержек 4)ажиотажным спросом
11. Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?
А. От инфляции страдают вкладчики банков, если проценты по депозитам меньше уровня инфляции.
Б. От инфляции страдают, прежде всего, люди с фиксированным доходом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома: линия предложения S переместилась в новое положение – S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) применением технологий, удешевляющих производство мебели
2) дефицитом дерева для производства мебели
3) снижением доходов потребителей
4) закрытием мелких фирм – производителей мебели
13. На рисунке отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг (P – цена, Q – количество). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S переместилась в положение S1). Чем может быть объяснено подобное изменение?

1) В моду у женщин вошли сложные причёски и макияж.
2) Реклама парикмахерских услуг стала более интенсивной.
3) В стране установилась неблагоприятная экономическая ситуация.
4) Количество парикмахерских салонов увеличилось.
14. Запишите слово, пропущенное в таблице.
 Факторы производства
ВИДЫ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА СУЩНОСТЬ
Труд Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и работы знаний и навыков
… Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ
15. Верны ли следующие суждения о расчете прибыли?
А. Прибыль рассчитывается путем деления дохода на расход.
Б. Прибыль рассчитывается путем вычитания всех затрат из дохода.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Валовый национальный продукт; мировой рынок; безработица; издержки; курс валют.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Формирование __________ (А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов __________ (Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения __________ (В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает __________ (Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться же минимального уровня, основой расчёта которого является __________ (Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется __________ (Е) власти».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) трудовой договор
2) рыночная цена
3) экономические границы
4) безработица
5) наёмные работники
6) прожиточный минимум
7) законодательные органы
8) безопасность труда
9) профессия
18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Связь между ростом инфляции и обострением проблемы бедности имеет причинно-следственный характер. (Б) Особую тревогу вызывает ухудшение положения в условиях инфляции семей с фиксированным доходом. (В) Многие семьи пытаются спасти свои сбережения путём покупки валюты. (Г) Подобная практика крайне вредна для развития экономики. (Д) Важно понимать, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений

Часть 2
19. Рыночная экономика – это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Каждый действует на свой страх и риск, но, действуя, всякий человек имеет в виду скорее потребности других, чем свои собственные. В предпринимательстве человек нуждается в окружении сограждан…
Эта система отшлифована рынком. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Государство, карательный аппарат не вмешиваются в рынок и систему гражданских отношений, управляемых рынком. Только в случае необходимости предотвращения деструктивных явлений оправдано применение силовых санкций, цель которых – регулярное функционирование рыночной экономики. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов – таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики… Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации. Рынок показывает ему, как лучше обустроить себя и других. Только рынок в состоянии упорядочить всю социальную систему, сообщить ей смысл и значение, поэтому роль рынка наиважнейшая.
Рынок… это процесс взаимодействия и кооперации различных индивидов, соединённых системой разделения труда… Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше…
Направление экономических акций в условиях рынка является задачей предпринимателей. За ними остаётся и функция производственного контроля. Они стоят у штурвала и управляют кораблем. Поверхностному наблюдателю кажется, что именно они занимают ключевые позиции. Однако это не так: сами предприниматели, безусловно, подчиняются командам капитана, и этот капитан – потребитель. Устанавливают, что именно должно быть произведено, не предприниматели, капиталисты, землевладельцы, а потребители. Если коммерсант не подчиняется строгим порядкам, выраженным в структуре рыночных цен, то его ждут сначала убытки, а затем банкротство. Его просто вытесняют другие агенты, те, кто лучше способен удовлетворить спрос потребителей…
Именно потребители способны сделать богатого бедным, а бедного – богатым. Только они с точностью определяют количество и качество, а также сам вид продукции. Беспристрастные эгоисты, они состоят из капризов
и фантазий, изменчивых и непредсказуемых. Помимо собственного удовлетворения, они ничего не желают знать. Не имеют значения ни былые заслуги, ни преданные интересы.
(Л. Мизес)
1) Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.
2) Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
3) Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.
4) Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.
20. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налог»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
22.Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
23. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Закон предложения и деятельность фирм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
24. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл в форме мини сочинения.
Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)
«Первая цель – качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
«Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)