Выступление на методическом объединении классных руководителей «Причины и условия, способствующие самовольным уходам, безнадзорности несовершеннолетних и пути их устранения.


«Причины и условия, способствующие самовольным уходам, безнадзорности несовершеннолетних и пути их устранения.

Выступление на МО
2015

Социальный педагог
Е.Ю. Правошинская

Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонных к самовольным уходам, не утратила своей актуальности. Самовольный уход - это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у несовершеннолетнего склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
У детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации; у детей, оставшиеся без попечения родителей, формируются социально-психологические особенности, определяющие склонность к девиантному поведению, в том числе к самовольным уходам. Особенность детей обуславливается необходимостью проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов. Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику. Основой которой  является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.
Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности несовершеннолетних, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних можно выделить следующие:
1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений.
2. Комплекс социально-реабилитационных мер.
3. Меры по розыску несовершеннолетних, допустивших самовольный уход из учреждения.
4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.
С целью профилактики самовольных уходов несовершеннолетних и совершения противоправных действий, необходимо установить причины, влияющие на склонность несовершеннолетнего к самовольным уходам, отнесенным к таким внешним, по отношению к ребенку,  факторам, как уровень владения педагогами профессиональными компетенциями, наличие социально значимых личностных качеств (доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, стрессоустойчивость и пр.), стиль педагогического общения, призвана методическая работа.
Организация работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних.
Организация работы педагогов:
- планирование и проведение с обучающимися внеклассные занятия, прогулки и игры на свежем воздухе;
- проведение работ по сплочению классного и школьного коллектива;
- создание благоприятного психологического климата в классе, школе;
- нести персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность обучающихся в период своего функционала;
- не оставлять обучающихся без присмотра;
- владеть информацией о друзьях, родственниках обучающихся, по возможности иметь их адреса проживания, номера телефонов;
- один раз в четверть проводить беседы о правилах поведения в школе, об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних при самовольных уходах из учреждения;

Организация работы социального педагога:
- установление нравственно здоровых отношений в школьной среде, решение личных и социальных проблем обучающихся;
-взаимодействие с учителями, родственниками обучающихся;
- взаимодействие с районными правоохранительными органами;
- ведение учета обучающихся, состоящих на учете в КДН и ПДН, на внутришкольном учете, склонных к самовольным уходам из школы;
-ведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к самовольным уходам;
- взаимодействие со службами системы профилактики;
- проведение индивидуальных бесед, занятий с обучающимися по просьбе классных руководителей.
Организация работы педагога-психолога:
- организация гармоничной социальной сферы, осуществление мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся;
- определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся, применение мер по оказанию им психологической помощи;
- оказание помощи обучающимся, педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
- по рекомендациям педагогов, осуществлять проведение индивидуальных работ с обучающимися, склонных к самовольным уходам;
Порядок экстренного реагирования, работы по возвращению
несовершеннолетнего, самовольно покинувшего учреждение.
В случае самовольного ухода обучающегося из учреждения педагог должен незамедлительно:
- проинформировать в любой форме администрацию школы;
- принять меры по самостоятельному розыску самовольно ушедшего несовершеннолетнего на территории;
- далее, если поиск не дал положительных результатов, администрация любым видом связи направляет информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел (с подробным описанием возраста, внешних данных, сведений о родителях, месте проживания ребенка самовольно покинувшего учреждение);
- письменно с подробным описанием подготовить и подать объяснительную записку на имя директора школы об обстоятельствах самовольного ухода с указанием- времени, предполагаемой причины и предпринятых мерах.
- также проверяется возможность нахождения у родственников, друзей, знакомых обучающегося;

При совершении самовольного ухода воспитанника незамедлительно информируется Отдел Образования и Молодежной Политики (с приложением корешка заявления в Полицию), а также прокуратура района.
Данные о самовольном уходе социальным педагогом вносятся в журнал учета самовольных уходов.

После возвращения обучающегося в учреждение или в семью факт самовольного ухода необходимо разобрать на заседании Совета профилактики с вынесением решения о постановке его на Внутришкольный контроль.
Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющего поведения несовершеннолетних по профилактике правонарушений и самовольных уходов, девиантного поведения была успешной, необходимо выработать:
- позитивный настрой;
- доверительное взаимодействие;
- последовательность  во  взаимоотношениях;
- опора на положительные качества и ресурсы;
- разумный компромисс;
- индивидуальный подход;
- системность.
Необходимо также содействие в формировании волевых, моральных, духовных  качеств, обеспечивающих  устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно – моральный стержень, вряд ли попадет под влияние  негативных норм и образов поведения.
Не спешите вмешиваться в действия ребенка, склонного к уходам, директивными указаниями, запретами и выговорами. Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».