«Компетентностно – ориентированное образование как инструмент подготовки специалистов среднего звена»


3428365-68580
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Доклад по теме:
«Компетентностно – ориентированное образование как инструмент подготовки специалистов среднего звена»
Преподаватель специальных дисциплин Е.М. Кузивг.о. Тольятти 2015
Проблема повышения качества образования непосредственно связана с модернизацией Российского образования. Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности
Федеральным законом ФЗ № 309 – ФЗ от 01.12. 2007года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственных образовательных стандартов» В России введены федеральные государственные стандарты третьего поколения (ФГОС)
Идеология новых ФГОС основана на модульно – компетентностном подходе, освоение которого является одним из стратегических направлений модернизации отечественного профессионального образования. Об этом свидетельствуют национальные приоритет, обозначенные в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и государственной программе «Образование как основа инновационной экономики (2009 – 2012 гг.)»
На уровне НПО и СПО Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных профессиональных образовательных программ
2) условиям их реализации, (в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);
3) результатам освоения основных профессиональных образовательных программ.
Таким образом, новое поколение федеральных государственных стандартов основано на формировании содержания образования исходя «от результата»,
а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. (ОК, ПК) т.е. ФГОС нового поколения предусматривают модульно-компетентностный подход в образовании.
С введением ФГОС НПО/СПО нового поколения осуществлен переход от государственной регламентации минимума содержания образования (ФГОС 02) к установлению минимума результатов образования (в форме профессиональных и общих компетенций рабочих и специалистов).
Результаты образования – это планируемые и измеряемые индивидуальные достижения обучающихся и выпускников, выраженные как знания, умения, опыт практической деятельности, профессиональные и общие компетенции и описывающие, что будет в состоянии делать обучающийся и выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
Для того чтобы какое – то индивидуальное достижение могло квалифицироваться как образовательный результат, необходимо выполнение двух условий.
Во – первых, оно должно быть сформировано средствами образования (и эти средства представляется возможным отделить от внешних по отношению к образовательному процессу факторов). Например, владение компьютером.
Во – вторых, индивидуальное достижение обучающегося должно допускать возможность его оценивания средствами педагогической диагностики.
Эффективность перехода на стандарты нового поколения во многом зависит от того, как практически будет реализована эта инновация в системе довузовского образования.
Согласно существующему законодательству оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения требований ФГОС в содержании оценочных средств.
Но теперь в ходе промежуточной и итоговой аттестации придется оценивать не только привычные знания и умения, но и большой набор общих и профессиональных компетенций(стандартами регламентирована оценка компетентностных образовательных результатов).
В рамках ФГОС НПО/СПО образовательными результатами выступают следующие новообразования обучающихся и выпускников:
- знания;
- умения;
- опыт практической деятельности;
- профессиональные компетенции;
- общие компетенции.
Знание как образовательный результат – это информация о свойствах обьектов, закономерностях процессов и явлений, правилах использования этой информации для принятия решений, присвоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющая выполнять над ней мыслительные операции.
Существуют различные классификации уровней усвоения информации. В Макете ОПОП НПО/ СПО зафиксированы следующие:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Данная градация соответствует уровням «знание – понимание - применение» в таксономии Б.Блума.
Умение – это операция (простейшее действие), выполняемое определенным способом с определенным качеством.
Профессиональные навыки и умения – это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труду рабочего и специалиста.
Опыт практической деятельности впервые представлен как образовательный результат и дидактическая единица в компетентностно – ориентированном образовании. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности.
Первоначально обучающийся овладевает опытом учебно – познавательной деятельности академического типа, в рамках которой моделируются отдельные действия рабочих/специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы.
Далее осваивается опыт квазипрофессиональной деятельности путем моделирования в учебном процессе условий, содержания и динамики реального производства, отношений занятых в нем людей. С использованием симуляторов тренажеров, таких образовательных технологий как деловые игры, кейс – стадии, «учебные фирмы».
В ГАОУ СПО ТЭТ это успешно осуществляется учебными фирмами, входящими в объединение «Коммерсант».
Таким образом, опыт практической деятельности приобретает статус образовательного результата. Если обучающийся выступает субъектом деятельности, то есть реализуются все этапы: от самостоятельной постановки задач. целеполагания деятельности, планирования, самоорганизации до процедур самоконтроля и самокоррекции.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3-го поколения особое значение приобретает практика, которая является обязательным разделом ОПОП СПО. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) будут проводиться колледжем в процессе освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей на базе учебно-производственных мастерских колледжа и предприятий-заказчиков.
Практики имеют целью комплексное освоение студентом всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и навыков практической работы студентом по специальности.
Содержание учебной практики и производственной практики по специальностям определяется требованиями к результатам обучения по каждому из профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами учебной и производственной практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением. Видами практики студентов, осваивающих ОПОП СПО, являются учебная практика и производственная практика. Учебная практика является обязательной частью профессионального модуля.
Материально-техническая база, созданная в колледже, определяет благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Созданные в колледже условия, позволяют не только осуществлять подготовку практической деятельности, но и формировать в студентах основы трудовой деятельности.
Кроме того, и процесс, и результаты, и ресурсное оснащение деятельности должны быть отрефлексированы (осмыслены и осознаны) субъектом деятельности. Тесты самоконтроля на занятиях, отчет по практике и обсуждение его с руководителем, «лист обратной связи».
Рассмотренные выше образовательные результаты выступают условие овладения профессиональными компетенциями. – это способность успешно действовать на основе знаний, умений, практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
Составляющими качества профессионального образования являются 
– педагогические кадры,
- образовательные программы,
- материально-техническое обеспечение учебного процесса,
-организация учебного процесса.
Внедрение стандарта ФГОС СПО нового поколения в нашем образовательном учреждении можно условно представить виде следующих этапов.
1 этап был направлен на формирование представлений о стандартах нового поколения педагогического коллектив, внедрение в учебный процесс стандартов нового поколения. Этот этап реализовывался с 2009-2011 уч. гг.
Преподаватели ГАОУ СПО Тольяттинского электротехнического техникума Енютина В.Г., Поликарпова Н.В., Кузив ЕМ. принимали участие в разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям
140448.51 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
190630.51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
210414.51 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)
изучение ФГОС нового поколения.
переработка учебных планов и программ подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями ФГОС – 3 преподавателями общепрофессиональных дисциплин.
2 этап направлен на - Апробацию стандартов нового поколения. 2011-2013 уч. гг..- апробация рабочих программ преподавателей общепрофессиональных дисциплин, корректировка, внесение изменений, дополнений;
-разработка рабочих программ ПМ и УД согласно учебного плана по всем реализуемым в техникуме специальностям для 2 -3 -4 курсов;
Таблица
показатель 2009 -2010уч.год 2010 -2011 2011 - 2012 2012-2013
Успеваемость 96,2 100 96,2 Качество 23 32 34 3 этап - Анализ работы педагогического коллектива по результатам внедрения ФГОС СПО 03. 2013-2014 уч. гг..Компетентностно-ориентированный мониторинг представляющего собой систему сбора, хранения, систематизации информации о состоянии и основных показателях сформированности профессиональных компетенций и функционирования учебного процесса с целью прогнозирования и принятия обоснованных управленческих решений, обеспечивающих качественное профессиональное образование.
Основой компетентностно-ориентированного мониторинга выступает сочетание традиционно сложившихся в педагогической практике технологий оценивания и критериально-ориентированного тестирования, позволяющего получить наиболее объективную характеристику сформированного уровня подготовки выпускника.
Реализация компетентностно-ориентированного мониторинга требует создания ряда педагогических условий:
согласовании результативно-целевых основ всех этапов - от формирования требований работодателей, отраженных в содержании образовательных и профессиональных стандартов, до организации учебного процесса и практической деятельности студентов;сотрудничества всех педагогов с целью получения объективных результатов; мотивационной направленности студентов в процессе обучения на овладение компетенциями;
оценки результатов учебной деятельности и профессиональных достижений студентов на основе традиционных методов контроля и тестирования.