Проектная деятельность на уроках русского языка как средство формирования активной деятельности учащихся среднего звена


Проектная деятельность на уроках русского языка как средство формирования активной мыслительной деятельности учащихся среднего звена
Чернова Н. А. учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия» г. Гая
К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда. Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.Использование метода проектов способствует:
Формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
Формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;
Реализует принцип связи обучения с жизнью.
В своей практике регулярно практикую мини-проекты, которые укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна, так как позволяет охватить всех учащихся класса. Длительность выполнения таких проектов целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
В своей работе я использую различные виды проектов в зависимости от темы, изучаемой на и уроке и возможностей учащихся.
1. Информационный проект
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
Примером таких проектов могут являться следующие работы: «Самая активная часть речи - глагол», «Эти удивительные деепричастия», «Все интересное о приставках» и другие. В ходе работы учащиеся собирают и обобщают о частях речи.
2. Творческий проект
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов
Пример такого проекта – работа 7-классников «Сладкая орфограмма или правописание –н- нн- в суффиксах прилагательных и причастий». В процессе подготовки к открытому уроку учащиеся готовили для команд-соперниц сюрприз – рецепт приготовления сладкого блюда. Обязательное условие – использование прилагательных, причастий и других частей речи с правописанием –н-нн- в суффиксах.
3. Игровой проект
Творческим проектом можно считать инсценировки лингвистических сказок. Например, «Как причастия с прилагательными подружились», «Сила любви» о правописании не с глаголами, «Умные спорщики» об отрицательных и неопределенных местоимениях. Учащиеся придумывают мини-спектакли на 5-7 минут, распределяют роли и разыгрывают на уроках Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам русского языка. Такие проекты мы использовали, например, на уроке по повести А. С. Пушкина
4. Практико-ориентированный проект
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Примером служат мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации, которые можно использовать на уроках.
5. Исследовательский проект
Исследовательский проект по русскому языку - это по структуре научное исследование.
Интересны проекты о происхождении слов, так как этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения. Среди мини-проектов особенно интересны для учащихся среднего звена такие, как «Тайны названий домашних животных», «Секреты названий цветов», «Происхождение географических названий», «Тайны морфемы» и другие.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Проект с  точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.