Конспект урока по русскому языку на тему Наречие как часть речи. Правописание наречий. 4 класс

Тема. Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия
РАЗВИВАЮЩАЯ Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Воспитание интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников .
Предметные:
-находить наречия среди данных слов;
-определять наречия по значению и по вопросам;
-образовывать наречия от имён прилагательных;
-выбирать и грамотно писать суффиксы наречий.
Метапредметные:
-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-планировать действия по решению учебной задачи;
-соотносить результаты с поставленной задачей;
-осуществлять самооценку
Метапредметные связи: чтение, окружающий мир (обогащение словарного запаса).
Личностные:
-делать осознанный выбор на основе адекватной оценки собственной деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Оборудование: :- Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс, рабочая тетрадь, презентация, карточки, иллюстрации к уроку.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
Бенедикт Спиноза
- Проверка домашнего задания.
- Запишем число, классная работа.

Минутка чистописания.
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
Словарная работа. Работа с карточками.
- Из трёх слов выбрать слово, в котором имеется данная орфограмма.
В карточке закрасить квадрат, соответствующий выбранному слову.
Удвоенная согласная НН
Оди_адцать две_адцать три_адцать
Удвоенная согласная ЛЛ
Га_ерея э_ектричество ко_ектив
Проверяемая парная согласная Ш в корне слова
Экипа_ пейза_ фини_
Из орфографического словаря записать 5 слов подчеркнуть орфограмму, определить часть речи.
Самопроверка.
Актуализация знаний.

-Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи.
-Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. (слайд)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
-Назовите, какие части речи вы встретили в стихотворении Перечислите их.
-Вспомните, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке?
Формулирование учащимися темы, цели урока.
- используя ключ к коду, расшифруйте слово,
- определите, какой частью речи является это слово,
- сформулируйте тему урока.

Дети: - Это слово «прямо»
Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели.
- Тема: Безударные гласные в конце наречий
У.: - Используя опорные слова, определите цели.
Цели:
1) Повторить: (изученное по теме «Наречие»)
2) Учиться правильно: (правильно писать наречия)
Мотивация познавательной деятельности.
- Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей и попробуйте подготовить по нашей теме рассказ.

ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ О НАРЕЧИЕ.

№ и/п
Утверждение
Знак согласия / несогласия

1
Слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия.
+

2
Наречие – это служебная часть речи.
-

3
Наречие - самостоятельная часть речи.
+

4
Наречие - отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
-

5
Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему?
+

6
Наречие - обозначает действие предмета.
-

7
Наречие - обозначает признак действия, признак признака.
+

8
Наречие – неизменяемая часть речи.
+



-Прослушаем ответы.
-У наречий много секретов, давайте разгадаем один из них.

Возникновение проблемной ситуации.
На доске написаны слова.
- Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:
Один из детей работает у доски.
Быстрый – быстро (безударная гласная О в суффиксе)
Тихий – тихо (безударная гласная О в суффиксе)
Близкий – близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок»)
Правый – (здесь мнения детей разделились) - справа, направо, вправо
- Как образовались наречия от слова «правый»?
- С помощью каких частей слова?
Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.
- А какие суффиксы вы написали в этих словах?
Дети дают разные ответы: кто-то написал – О, кто-то – А.
Целепологание.
- Какая задача стоит перед нами? (Выставляю знак вопроса)
( Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс – о-, а когда – суффикс –а-).
- Какие умения приобретёте? (Различать правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях.)

Физминутка.
-Вы выступаете в роли исследователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием отдохнём.
- Встали.
-Если называю наречие, вы хлопаете, а если другую часть речи, то наклоны вправо- влево.
- Близко, на, скоро, близкий, издалека, накрепко, тебе, добела, тихо, тишина, вчера, сгоряча, опоздал, допоздна, а, сейчас.

Изучение нового материала.
Исследовательская работа (групповая работа)
- Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.
Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.
1 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
Слева
влево

издавна
налево

докрасна
заново

Запишите слова, выделите орфограмму.
2 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.
Слева
влево

издавна
налево

докрасна
заново

Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся все написанные слова?
- Выделите приставки.
- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.
Запишите слова, выделите орфограмму.
3 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
Слева
влево

издавна
налево

докрасна
заново

Запишите слова, выделите орфограмму.

Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий.
- Проверим результаты деятельности групп.
- Какой вывод можем сделать?
Формулировка правила написания суффиксов наречий
В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

- Есть два "волшебных" слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется на конце А. ( правило с. 76)
Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.
Первичное закрепление.
- Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
Сначал-, изредк-, вправ-, слев-, насух-, дочист-, занов
Проверка усвоения.
- Исправьте ошибки.
Сново, изредка, направа, слева, досухо, начиста, заново.
Практическая работа.
-Прочитайте наречия. Запишите в тетрадь только наречия с.76 (выделить суффикс).
Обращает внимание на стр. 76 в учебнике – предлагает познакомиться с информацией об образовании наречий.
-Вы волшебники, будете образовывать наречия, записывая их в тетрадь. (Горячий, холодный, хороший, скучный).
-Что интересного заметили в правописании этих наречий?
Создаёт условия для самостоятельного выполнения задания повышенной трудности к упражнению 131 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы.

Дополнительно.
- Прочитать отрывок из стихотворения "Точный адрес".
Мы живем недалеко.  Нас найти совсем легко.  Сперва направо вы пойдете,  Потом налево повернете,  И прямо тут же за углом Семиэтажный будет дом.  Но только мы живем не в нем: (И. Иртеньев)
- Выписать наречия, объяснить орфограммы.
Творческая работа
- Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-.

Итог урока.
- О какой части речи говорили сегодня на уроке?
- Расскажите все, что о ней знаете?
- Какую тайну сегодня открыли?
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)
(Оценки.)
Рефлексия
Закончи предложение:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я научился
У меня получилось - Нарисуйте ваше настроение
Домашнее задание : выполнить упр. 130. Уроки мудрой совы (на карточках по выбору).
- Я приготовила для вас домашнее задание от имени мудрой совы, подойдите на перемене и выберите карточку для себя по вашему желанию
Рисунок 315