«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации требований ФГОС для начальной школы»

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации требований ФГОС для начальной школы»
Краснова Тамара Виталиевна,
учитель начальных классов МБОО «Стародувановская начальная школа-
детский сад» Дрожжановского
муниципального района РТ
В 2011-2012 учебном году в нашей школе был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.   Стоял вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения.
Вместе с администрацией и педагогическим коллективом школы мы посчитали, что УМК «Планета знаний» соответствует новому стандарту, поскольку:
-содержание учебника рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно является дифференцированным;
-содержание учебника ориентировано на развитие личности ребёнка и носит деятельностный характер;
-учебник способствует развитию познавательного интереса у детей; развивает творческие способности, самостоятельность обучающихся;
-учебник может использоваться и во внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Так вот, развивать умения универсальных учебных действий, я считаю, помогает проектно-исследовательская деятельность младших школьников. В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Начиная работу над проектами, мне хотелось работать на перспективу: выполнить проектные темы первого года обучения детей в школе, но и не отпугнуть « младших научных сотрудников» от участия в будущих проектах. Выбирая тему проекта, помогала детям понять и привыкнуть к таким важным вещам, как работа в команде над общим делом для достижения общей цели, где только от результата каждого весь проект становится интересным и достойным высокой оценки.
В середине сентября я принесла в класс письмо и рассказала детям о том, что нашла его, когда шла в школу. Письмо упало прямо под ноги. Кто же мог его написать? Письмо зачитала детям:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие в вашем парке птицы. Мы знаем, что вы занимаетесь в клубе «Зелёная лампа», всё знаете, всё умеете, у вас доброе сердце. Очень просим вас разрешить наши сомнения: «Куда нам лететь, когда наступят холода?- Поможете ли вы нам пережить эту холодную зиму?»
Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в нашем посёлке. Для осуществления поставленной цели была создана команда спасателей «Друзья птиц».
В проектах участие принимали и родители. Их поддержка и помощь придавала уверенность «маленьким учёным». Также дети учились продуктивно работать над общим серьёзным делом в компании взрослых.
Составление общего плана, разработка отдельных этапов проекта осуществлялась в школе под моим руководством. Продумывали план деятельности:
-узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости ( пословицы, приметы, загадки);
-изготовить кормушки и развесить их в парке, возле домов, где живут дети;
-подобрать корм, любимый зимующими птицами;
Проекты были разбиты на этапы. Участники проекта разделились на группы. За каждой группой закреплена определённая часть исследования. Группа прорабатывала своё задание в основном дома под руководством родителей. Примерно 1 раз в неделю группы собирались на доклад о результатах своей работы. Происходило согласование и корректировка общего хода работы над проектом. В назначенный день прошла акция «Поможем зимующим птицам».
Смастерили 9 разнообразных кормушек. Составили график подкормки птиц. При помощи наблюдения смогли узнать какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека.
Команда спасателей постоянно ведёт активную деятельность, наблюдая за питомцами птичьих столовых, проводя эксперименты.
Эксперимент №1.
Результат:
Птицы привыкают к постоянному месту подкормки, поэтому желательно ежегодно вывешивать кормушки на прежние места;
Ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, пролетев долгий путь, не улетали без корма.

Эксперимент №2
Результат:
1)подтвердился тот факт, что синички любят лакомиться не солёным салом;
2)чтобы синички постоянно прилетали к кормушке , необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом.
Работа над этим проектом ещё не закончена. Весной, 1 апреля, в праздник «День птиц»- пройдёт отчёт детей о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы.
В процессе работы над проектом большое внимание уделялось проведению наблюдений, предусматривающих активное и посильное участие детей в охране зимующих птиц. Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех этапах.
Работая над проектом, учащиеся приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это стало возможным потому, что дети сами делали свой выбор и проявляли инициативу.
Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное - это большое количество зимующих птиц, которые переживут эту зиму благодаря нашей заботе и вниманию. Практическое использование завершённой работы «Поможем зимующим птицам» позволит вести работу по формированию у детей чувства ответственности за судьбу природы посёлка Давыдовка- маленькой частицы великой России. Аналогичным способом проводилась работа над другими проектами.
Выводы:
Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование базовых компетентностей школьника, а именно:
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
-самоорганизации (умение ставит цели, планировать, ответственно относиться к порученному делу, полноценно использовать личностные ресурсы);
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную идею, собственную образовательную траекторию)