Групповая работа на уроках как эффективное средство формирования УУД у младших школьников


Групповая работа на уроках как эффективное средство формирования УУД у младших школьников.
Для каждого учителя одной из проблем, является вопрос, как развить у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.
Развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а так же рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).На своих уроках я стремлюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, найти такой метод воздействия, который побудил бы инициативу, любознательность, доверие и желание искать ответы на поставленные вопросы и способствовал принятию творческих решений. Одним из таких методов воздействия на уроке является групповая работа. Этот вид работы актуален в современной школе, т.к. через работу в группах ученики достигают общего результата, обучая при этом друг друга.
Групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Почему ученики любят работать в группе? Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким- -либо заданием чувствует неуверенность в себе. А вот когда он является членом команды, то неуверенность отступает, а интерес, служит отличным «топливом» для поездки за пониманием! Групповая работа – это способ совместного решения проблем, это путешествие, во время которого каждый находит себя.
Работа в группе требует большой организации от учителя. И перед ним сразу возникает множество «как?» и «каким образом?» Чаще всего мы начинаем групповую работу с работы в парах, это удобно и нам, и ученикам.
У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку: учитывать его способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.
Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ не будет над ними смеяться, выслушает их, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы у стеснительных детей появляется уверенность в собственных силах.
Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников: не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.
В УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрена организация групповой работы. Содержание учебников помогает организовать работу в группе, где дети могут сами распределять работу между собой, меняться ролями, проверять работу друг друга, сильные помогают слабым. Они становятся смелее. Начинают и пробуют рассуждать.
Теперь главная задача для меня, как для учителя – не «донести», «преподнести», «объяснить», «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.
Приведу примеры групповой работы на уроках окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Полезные ископаемые родного края»:
Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды? (Нет, потому что в Мордовии нет залежей этих полезных ископаемых).
Но Мордовия богата строительными материалами. Назовите, ориентируясь по знакам на карте, что используют в строительстве, какие полезные ископаемые?
Сегодня на уроке вы мне поможете выяснить, какие полезные ископаемые Мордовии имеют народнохозяйственное значение.
Каждая группа получает карточку-помощницу:
"Карточка – помогай-ка" (для каждой группы):
Название.
Свойства (основное).
Способы добычи.
Применение.
Месторождения на территории Мордовии.
Группы сообщают о полезных ископаемых Республики Мордовия.
Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам чёткую конкретную задачу, каждый из них должен чётко понимать и выполнять свои действия для совместного решения этой задачи.
Подводя итог, я отмечу, что каждый ученик интересен своей уникальностью, и моя задача – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.