Доклад Экологическая тропа для детей начальной школы


Система экологического воспитания в начальной школе
Особое место и значение в системе экологического образования младших школьников занимают дидактические игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация), развивают память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств (способность играть вместе, договариваться в процессе игры).
В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Г.Н. Казаручик в своем исследовании модифицировала дидактические игры, объединила в три группы, в зависимости от решаемых при их использовании задач.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Игры для обогащения экологических представлений:
о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Зеленый рюкзак»;о взаимосвязях в природе: «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»;о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пору»;
о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».
Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:
для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;
для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».
Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».
Экологическая тропа
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа – природная территория, на которой возможно выполнение системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий. Созданный маршрут рекомендуется использовать для учащихся начальной школы.
Маршрут экологической тропы выбран таким образом, что в нем представлены зоологические и ботанические объекты, участки нетронутой «дикой» природы, а также антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать все возможные последствия такой деятельности.
С одной стороны, задачей тропы является расширение у учащихся элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов – научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебной тропы, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
Маршрут экологической тропы
Крыльцо школы № 36, парк школы-интерната № 161, ул. Лазарева, дома 27, 29, сквер ДК им. Калинина, ул. Театральная, 3, 4, ул. Авиастроителей, дома 6, 8, школа № 36.
Изучаемые природные объекты и правила поведения в природе
Земляные муравьи, красно-черные насекомые, кузница дятла, воробьиное племя, березовый сок, санитары природы, хвойные растения в городе, белка-телеутка, грибы-трутовики, черемуха Маака, парк как искусственный фитоценоз.
Завершается маршрут в классе. Детям предлагается нарисовать или изобразить любым другим способом то, что им больше всего запомнилось на тропе. Это может быть домашним заданием, а на следующем уроке дети располагают свои рисунки, макеты природных объектов в той последовательности, в которой они им встретились на экскурсии.
Ожидаемые результаты
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом, они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знаний о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.