Конспект урока в 7 классе по теме Смысловые группы наречий


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Баганского района Новосибирской области
Конспект урока в 7 классе
по теме «Смысловые группы наречий»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Васина Наталья Ивановна
Урок. "Смысловые группы наречий" (7-й класс)
Цель урока: познакомить обучающихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Работа по развитию речи : употребление наречий для более точного выражения мыслей.
Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.
Оборудование и материалы: таблица, карточки, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте попробуем настроиться на общение друг с другом. Постарайтесь повторить ритм моих хлопков. Вначале слушаете, затем все вместе хлопаете. Начали.
Мне приятно общаться с вами, я хочу, чтобы на уроке вам было интересно и приятно работать.
Итак, мы с вами решили работать. Пора приниматься за дело.
2.Сообщение темы и цели.
Игра «Составь слово»
Четвертая буква в слове кузНецЭта буква пишется в корне слова прилАгательноеЭтой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р
Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕПервая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
Эта буква пишется в корне слова собИрались
Эта буква пишется в окончании слова борЕтся- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи.
А для начала небольшая лингвистическая работа
3. Тест
- Наречие относится к самостоятельным частям речи? (да)
- Наречие обозначает признак действия?(да)
- Наречие отвечает на вопросы? Где? Куда? Откуда? Почему? Как? (да)
- Неизменяемость - главный морфологический признак? (да)
- Наречие чаще всего примыкает к глаголу? (да)
- В предложении наречие является подлежащим? (нет)
Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум.
В начале лета было жарко. Вначале разговор не клеился.
Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов? Выпишите словосочетания с наречиями. На какие вопросы отвечают эти наречия?
Исследовательская работа. Актуализация нового материала
По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
(Обчающиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).Разряд
Вопросы
Примеры
Образ действия Как? Каким образом? Громко, быстро, шёпотом
Место Где? Куда? Откуда? Внизу, направо, издалека
Время Когда? С каких пор? До каких пор? Утром, допоздна, завтра
Цель Зачем? Назло, нарочно, специально
Причина Почему? Сгоряча, впопыхах, сослепу
Мера и степень В какой мере? В какой степени? Очень, слишком, чересчур
Упражнения на закрепление
Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм
Наречие
Разряд
Положа руку на сердце
честно
Образа действия
У чёрта на куличках
Битый час
далеко
долго
наречие места
наречие времени
Бок о бокрядом Наречие места
Душа в душу
дружно
наречие образа действия
Кот наплакал
мало
наречие меры и степени
Ни свет ни заря
рано
наречие времени
Рукой подать
близко
наречие места
Черепашьим шагом
медленно
наречие образа действия
Упражнения на закрепление
Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)
На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
(где?) Дома и стены помогают.
Едет не скоро, да (как?) споро.
Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.
Выполнение упражнения 205 (по цепочке)
Работа с текстом.
- чтение
- как доказать, что это текст?
- придумайте название
- определите тип текста, свой ответ докажите
- один ученик вставляет на место пропусков наречия (посмотрим, как изменится текст)
Перед грозой.
Был полдень, ------ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ----двигалась с запада на восток.
----- подул ветер. Молодая березка ----- затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ------ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, ----- заметались птицы.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно. индивидуальные
* выпишите парами наречия – синонимы: величаво, постепенно, царственно, увлеченно, искусно, мало-помалу, вдохновенно, мастерски, заботливо, бережно.* подберите к глаголу петь как можно больше наречий, отвечающих на вопрос как ?* подберите синонимы к наречиям лаконично, неизменно
Слова для справок: всегда, кратко, сжато, постоянно, немногословно, вечно, всечасно.
Небрежно, мастерски
Слова для справок: искусно, умело, кое-как, неумело.
проверка работы с текстом.
ВЫВОД: наречие служит для передачи и уточнения различных смысловых оттенков действия, делая текст эмоционально-окрашенным.
Подведение итогов урока.
-На какие группы делятся наречия?
-Назовите определительные наречия
-Назовите обстоятельственные наречия.
Рефлексия.
С какими трудностями мы столкнулись на уроке? Смогли ли мы их преодолеть? Что нам в этом помогло?
Пользуясь словариками настроений, скажите, какое у вас сейчас настроение? Объясните почему?
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Д/з № 33 (выучить разряды и группы наречий), упр. 206
Итоговая оценка
Использованная литература
1.М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова «Русский язык. Справочник для учащихся»
2.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 класс»
3.А.Штоль «Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов»
Использованные материалы и интернет-ресурсы.
Дистанционный электронный курс “Технология интерактивного обучения”
Дистанционный электронный курс “Активные методы обучения”
http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amowww.moi-amour.ru, Урок Литвиновой Н.А.
http://www.proshkolu.ru/user/sopin-iu64/file/3841800/
http://www.proshkolu.ru/user/kubasova65/file/2580431/