«Применение инновационных технологий на уроках музыки для развития творческого мышления обучающихся ».


Светлана Михайловна Филина
учитель музыки,
высшей квалификации.
МБОУ «СОШ № 16»
г. Северодвинска
«Применение инновационных технологий на уроках музыки для развития творческого мышления обучающихся ».
Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации. Поэтому учителю необходимо совершенствоваться и искать способы, средства и методы обучения, которые позволили бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы, то есть начали мыслить!!! Всему этому учит технология проблемного обучения. Суть проблемного бучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Процесс приобретения новых знаний, при проблемных ситуациях, так же будет сопряжен с развитием у обучаемых творческого мышления. Формирования у них эмоционально-ценностного отношения к миру, в том числе к деятельности. Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дьюи, К.Д.Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются С.Л. Рубинштейн Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко. Все эти педагоги, психологи, учёные утверждали, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.
Выделяют следующие правила создания проблемных ситуаций:
1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями. На этом этапе разрабатываются проблемные вопросы, ситуации. Каким же должен быть проблемный вопрос?
Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, но соответствующим логике науки;
• емким, способным охватить широкий круг вопросов;
• предполагающий научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
Затем необходимо определить форму решения проблемных ситуаций: беседа, дискуссия, научный спор, проблемная лекция, проблемные задачи и задания, задачи исследовательского характера, исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Разрабатывая вопросы, задания, обязательно необходимо учитывать:
• уровень развития школьников;
• характер педагогические цели;
• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
Кроме правил создания проблемных ситуаций на уроке, существует в технологии проблемного обучения и уровни сложности. На каждом уровне используются разные способы, средства и методы обучения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).
Технологию проблемного обучения, универсальна, т.к. может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
можно использовать на всех уроках в общеобразовательной школе и на всех ступенях обучения, начиная с младших школьников и заканчивая старшим звеном.
Я хочу подробнее остановиться на использовании технологии проблемного обучения на уроках музыки. Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности. Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Проблемные ситуации могут создаваться на отдельных этапах процесса обучения. А так же, проблемная ситуация может быть заложена уже в теме урока например: «Что важнее музыка или литература» и все этапы урока будут направлены на её решение. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении творческих работ и занимательных домашних заданиях. На своих уроках при слушании и анализе музыки, я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации.
Один из них - метод проблемного изложения нового материала, при котором учитель раскрывает логику решения проблемы, систему доказательств, а учащиеся при этом мысленно включаются в процесс возникновения и решения проблемы учителем, следя за процедурой разрешения поставленной проблемы. Например «Как должен измениться этюд, что бы превратится из упражнения, в концертный номер». Следующий метод это - метод моделирования художественно-творческого процесса.
Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи. Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда учащийся, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации. Я использую написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения при этом в самом задании заложен проблемный вопрос. Например, при изучении «Сонаты вроде фантазии №14» Бетховена, я даю высказывание о ней разных людей:
1. Название сонаты предложено немецким поэтом Рельштабом. Для него восприятие первой части ассоциировалось с образом одинокой лодки, и тихо плывущей ночью по озарённому лунным светом озеру.
2. Рубинштейн с такой трактовкой был не согласен, ибо лунный свет, должен ассоциироваться лирической мечтательностью, с мажорным настроением. А ведь в сочинении царит минор, драматизм.
3. В образе воспринятым Берлиозом, - заходящее солнце, а не луна. Глубокая печаль, спокойствие. Огромный шар медленно садится за горизонтом…Ничто не беспокоит мир гробниц, покрывающих опустошённую землю…
Затем задаются вопросы, какой из этих образов для вас наиболее приемлем, близок, «свой»? Или вы отдадите предпочтение собственному, более оригинальному? Кто из перечисленных слушателей-знаменитостей был прав? Так же при изучении музыки С. Рахманиного, А. Лядова, Л.Бетховена, Й. Гайдна может быть использована такая деловая игра – “Диалог с композитором”. Цель игры: ответить на главный вопрос “о чем с тобой говорит композитор? Что он хочет тебе сказать своей музыкой?” Цель подобного вопроса состоит в том, чтобы помочь ребенку понять смысл своей деятельности. Потому-то необходимо смоделировать творческий процесс, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, только пройдя путь творца, человек может понять, как сочинять мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать.
Следующий метод, при котором познавательная самостоятельность учеников уже выше, чем в предыдущем, - это метод диалогического изложения. Различают два вида диалога:
Побуждающий
Подводящий.
Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой.
С помощью этого метода учитель направляет мышление учеников в необходимое русло, благодаря чему их решение приводит к открытию учащимися нового, пусть даже субъективного знания. Именно так предлагал строить на уроке беседы о музыке Д.Б. Кабалевский. Так, ученый призывает учителя стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов-истин, которые им остается только запомнить. Важно, считает Д.Б. Кабалевский, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися.
Широкое применение технологии проблемного обучения на уроках связано с определёнными трудностями:
А) дефицитом учебного времени, в результате чего учащиеся не успевают самостоятельно пройти все этапы познания учебного материала (мнений по проблеме бывает много, необходимо всех учащихся выслушать);
Б) неоднородным составом учащихся в классе. Часть школьников не готова к самостоятельной поисковой деятельности. При коллективном решении поставленных задач не упускать из вида слабых учащихся.
Для того что бы учителю при подготовке и проведении урока было меньше трудностей, существует определённая методика разработки активных проблемных ситуаций. Она состоит из нескольких этапов:
1 этап (поисковый) вычисление из учебного материала тех вопросов, которые могли бы составить предметы проблемной ситуации. Для этого необходимо четко представлять структуру и содержание всего курса музыки, а также взаимосвязь различных её разделов.
2 этап (аналитический) – это анализ того, на основе каких фактических знаний ученика должна создаваться проблемная ситуация. Здесь необходимо выяснить, что ученик уже должен знать, и на каких его представлениях строится противоречие.
3 этап (подготовительный) – учитель определяет, какими средствами создается противоречие (описание события, теоретические выкладки и т.д.)
4 этап – это определение возможности оценки создавшейся ситуации учениками. Важно поставить себя на место ученика, чтобы предугадать его возможные ответы, предвидеть затруднения.
5 этап – определение возможных путей разрешения противоречия, учитель формирует вопросы для направления мысли учеников.
6 этап — обобщение и практические выводы учащихся.
Конечно, музыкальное воспитание школьников не должно сводиться к «решению проблем»: в целом ряде случаев хороший урок музыки может заключаться в прослушивании гениального творения классика или разучивании песен и хоровых произведений. Невозможно также свести музыкальное обучение лишь к спонтанному знакомству с произведениями, ответам на вопросы и комментарию учителя. Музыка не является наукой, но принцип научности присущ и уроку искусства, так как любое «знание - это проверенный практикой результат познания действительности. Задача учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.