Методическая разработка к Дню защитников Отечества Тропа к генералу


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Методическая разработка к
Дню Защитника Отечества

1246505131445000Сюжетно – ролевая игра «Тропа к генералу»
4 класс
Составитель:
Иванова Ольга Вениаминовна
учитель начальных классов





Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры; воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.

Задачи:
Расширить представление о Российской армии, познакомить с некоторыми особенностями армейской службы.
Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
Развивать позитивное отношение к службе в рядах  Российской Армии, умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование:
- плакаты «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»,
«Тяжело в учении – легко в бою» (А.В. Суворов), “Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»;
- выставка книг;
- рисунки и поделки ребят на тему «Военная техника»;
- презентация;
- погоны для разных воинских званий по количеству участников;
- проектор, ноутбук, аудиозаписи песен

Пояснительная записка
В игре участвуют мальчики, которых распределяют на две команды. Они проходят через все испытания солдатской жизни:
Армейская жизнь:
Построение
Устав в армии
Теоретические знания
Армейские учения
Физическая подготовка
В казарме
Наряд по столовой
На страже Родины:
Увольнение
Отслужили!
За победу в испытаниях - конкурсах участникам присваивается очередное звание и выдаётся соответствующий погон. Главная цель игроков: получить более высокое звание, дойти до чина генерала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (стихи)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (погоны для распечатки в электронном виде)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (материал для конкурсов)
Ход игры.
Вступительное слово.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
(Рассказ сопровождается показом презентации.)
23 февраля наша страна отмечает замечательный праздник – День защитника Отечества. Это праздник тех, кто носит погоны, тех, кто носил их когда-то или будет их носить в будущем. Конечно же, это всенародный праздник, потому что в России просто нет людей, которые бы не попадали под одну из этих категорий. В нашей стране служба в армии считается почётной обязанностью всех граждан достигших 18 лет. Любое уважающее себя государство заботится о своей военной безопасности. Чтобы отразить нападение любого врага, государству нужны крепкие, хорошо подготовленные Вооруженные Силы. Вооруженные Силы нашей страны защищают мир и покой граждан России и не собираются ни на кого нападать. Наша армия — армия-защитница.
Воинская часть — это место где живут, служат и отдыхают солдаты.
Давайте посмотрим, что находится на территории воинской части.
Это КПП (контрольно - пропускной пункт).
Наряд по КПП не разрешает проход в воинскую часть посторонним людям.
Если же кто-то прибыл в воинскую часть по делам, то ему выпишут пропуск.
Казарма - это большой и уютный дом, в котором живут солдаты и сержанты. В казарме имеются помещения, где они отдыхают и спят, хранят оружие и обмундирование. В Армии везде строгая дисциплина и порядок.
Кровати нужно заправлять так!
Учебный корпус - а это совсем как наша школа! Только там изучают сложную боевую технику и оружие. Для этого есть специально оборудованные классы.
На плацу военнослужащие занимаются строевой подготовкой.
В библиотеке хранятся книги, журналы, газеты и материалы об истории Вооруженных Сил. Военнослужащие приходят в библиотеку в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
Это санчасть. Тут можно получить медицинскую помощь.
Столовая - здание, в котором есть кухня и обеденный зал. В столовой солдаты едят три раза в день. В столовую нужно ходить строем.
Подсобное хозяйство - место в воинской части, где содержатся домашние животные, выращиваются овощи и фрукты для солдатской столовой.
Армия — это сложная и большая организация, в которой служит большое количество людей. И всеми ими нужно умело руководить. В армии всеми руководит командир.
В мирное время Вооруженные Силы должны : в а
— быть постоянно готовыми отразить возможное нападение противника;
— нести боевое дежурство для того, чтобы противник не напал неожиданно;
— заниматься боевой учебой в учебных классах и на полигонах;
— оказывать помощь пострадавшим от катастроф и стихийных бедствий.
В военное время Вооруженные Силы должны: — отразить нападение противника;
— уничтожить его войска или заставить противника прекратить боевые действия.
«Посвятить свою жизнь труду по защите Отечества – высший долг и высшая честь каждого юноши» В.А. Сухомлинский.
А сейчас поговорим о воинских званиях
У нас в России существуют два вида воинских званий - войсковые (сухопутные) и корабельные (морские).
Сегодня мы будем говорить о войсковых званиях.
Погоны ... оказывается, изначально их ввел Петр Великий еще в далеком 1996 году. И они не несли в себе никакой информационный смысл, были придуманы для того, чтобы было удобнее носить на плече ружье или сумку с патронами, помогали ремешку не сползать. А также погоны были только на форме нижних чинов, так как офицеры ружьями не пользовались и погоны им были не нужны. Лишь спустя некоторое время погоны стали отличительной чертой званий военных.
Какие же бывают войсковые звания у военных?
Солдаты:
- Рядовой
- Ефрейтор
Сержанты и старшины:
- Младший сержант
- Сержант
- Старший сержант
- Старшина
Прапорщики:
- Прапорщик
- Старший прапорщик
Офицерский состав. Младшие офицеры:
- Младший лейтенант
- Лейтенант
- Старший лейтенант
- Капитан
Офицерский состав. Старшие офицеры:
- Майор
- Подполковник
- Полковник
Офицерский состав. Высшие офицеры:
- Генерал-майор
- Генерал-лейтенант
Генерал-полковник
- Генерал Армии
- Маршал РФ
Представление жюри.
Ведущий представляет жюри и приводит членов жюри к присяге (клятве) “ Я , …., клянусь судить честно и беспристрастно
Выход команд. (звучит Военный марш)
101663526606500Команды выходят, занимают свои места, представляются.

Ученик 1. А у нас здесь цель такая,
И ленивый даже знает:
Плох солдат, кто не мечтает
Дорасти до генерала!

Ученик 2. Скажем прямо, без запинки:
К генералу есть тропинка!
Росту нам не занимать,
Надо про тропу узнать.

Ученик 3 Тропа к генералу
Уж очень терниста
Ленивый туда доползёт лет за триста
А мы вам солдатское слово даём,
Что к цели своей
Очень быстро дойдём!
«Армейская жизнь»
Ведущий.
Итак, начинаем конкурсы ролевой игры. Соревнуются команды – отделения. Команде, побеждающей в конкурсе, присваивается очередное звание и вручается соответствующий погон.
3015615232410008191523241000I «Устав в армии»
Ученик 4
Вот первые трудности встретили нас,
К уставу привыкнуть должны мы сейчас,
Придётся учиться, как честь отдавать,
По плацу без отдыха сутки шагать.
Команды должны построиться и правильно выполнить указанные команды:
Равняйсь!
Смирно!
Направо!
Налево!
Кругом!
Направо!
Налево!
На месте шагом марш!
II «Теоретические знания»
24003023304500А) Нужно из букв собрать слово «ЗАЩИТНИК». Кто быстрее?
Б)Вопросы:
Что общего между деревьями и винтовкой? (ствол)
Почему копьё и щит – неразлучные друзья и враги? (они всегда вместе, щит – защищает, копьё – поражает)
Чьи это слова “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет”? (Невский)
Как называется подросток, изучающий морское дело? (юнга)
Как называются наплечные знаки в русской армии и флоте? (погоны, эполеты)
В) Поэтическая игра "Словарь вежливых слов":1. Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого ... (спасибо)2. Зазеленеет старый пень,Когда услышит ... (добрый день)3. Если больше есть не в силахСкажем маме мы ... (спасибо)4. Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь ... (здравствуйте)5. Когда нас бранят за шалости,Говорим ... (прости пожалуйста)6. И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят ... (до свидания)
III «Армейские учения»
Ученик 5 Вот очередные мучения –
Начались боевые учения.
Противник, чтобы сбить нас с толку,
Стреляет сверху, снизу, сбоку.
Но и мы не лыком шиты:
Бабахнули разок – враги отбиты.
А) «Обезвредь врага»
Отделениям даётся пакет с письмом – сообщением о месторасположении противника. Письмо за время пути очень пострадало (разрезано по пунктирным линиям)
Нужно:
-собрать письмо из кусочков;
-расшифровать;
-найти месторасположения врага и обезвредить.
IV «Физподготовка»
Ученик 6 Чтобы сильным, храбрым стать,
Приходится нам ночами не спать.
Приёмы самбо и тхэквондо
Учим прилежно мы «от» и «до».
Играем в футбол, волейбол и хоккей,
С физподготовкой у нас всё о. Кей!
А) отжимание
Б) приседание
В) Стойка в позе «ласточка».
V «В казарме»
Ведущий.
Будущие мои генералы
Крепко спят, укрывшись одеялом,
Спят и видят супер страшный сон:
В казарму превратился отчий дом.
(Казарма - это армейский барак,Где рядами коечки стоят.
Солдату без разрешения, друзья,
На эту койку даже сесть нельзя.)Ученик 7. И всё же
Казарма - это бомбоубежище для нас
От метких зорких командирских глаз.
Вот сейчас проверим, как хорошо вы обустроились в казарме. Каждый участник выполняет задание одного из конкурсов.
А) “Наведи порядок”.
66040131445000На полу рассыпаются в двух местах мелко порванные бумажки, мальчикам даются веники, совки и мусорное ведро - на каждую команду. Выигрывает представитель той команды, которая быстрее уберёт все до единой и сложит их в ведро. Сложность в том, что мелкие бумажки залетают под совок и их убирать труднее. Кроме того, можно разрешить помогать остальным членам команды.
10668023368000Б) «Ботинок»
Кто быстрее вденет в ботинок длинный шнурок.
VI «Наряд по столовой»
Ученик 8. Дежурство на кухне – просто рай!
Картошку почистил и отдыхай.
Выпил компотик, перловку поел
И переделал тысячу дел;
И чистил, и драил – кастрюли блестят.
Кухня – курорт для голодных ребят.
А) Конкурс “Повар” (настоящий солдат должен уметь сам себе приготовить обед). Из команды выбираются один или два участника (два лучше, они могут совещаться) и им предлагается набор карточек, на которых написаны (или нарисованы) названия разных продуктов, необходимых для приготовления блюда. Например, приготовить “борщ”: вода, соль, свёкла, помидоры, лук, картошка, капуста, мясо; также добавляется 1-3 карточки, не имеющие отношения к данному блюду: сахар, огурцы, кабачки. Командам даётся минута времени для разделения карточек на две части - какие продукты нужны для приготовления и лишние. Выигрывает команда, которая быстрее и или более правильно разложит карточки.
Б) « Солдатская картошка»
Вырезать (почистить) картофель. В конкурсе участвуют по два человека от команды. Какая команда за одну минуту почистит больше картошки та и получит очередное звание.

«На страже Родины»
Ученик 9. Теперь нам можно доверять
Границу нашу охранять.
И вот и в снег, и в дождь, и в зной
Звучит: «Кто там? Стреляю! Стой!»
I «Увольнение».
Ученик 10. Командир в порыве умиления
Отпустил нас в увольнение.
А мы страшно рады, что скрывать?
Рванули в город погулять,
Гуляем, шагаем, дивится народ:
Что за отряд такой клёвый идёт?
Ходили долго еле ноги несём,
Но фарами глазки, грудь колесом.

Песня «Идёт солдат по городу»
А) Конкурс “Меткий стрелок” (эстафета).
Все команды строятся в две шеренги. Перед командами на некотором расстоянии ставится пластиковая корзина (ведро) и командам выдаются мячи (теннисные или подобные). Цель конкурса: каждый участник команды бросает мяч в корзину. Какая команда больше число раз попадёт, та и выигрывает. Каждый участник бросает по одному разу. Бросают парами - участник и его противник.
3581408255000
Б) «Узлы» - быстро развязать заранее приготовленные узлы.
Победители повышаются в звании.
27813017272000
II «Отслужили»
Ученик 11. Пока на страже Родины стояли,
Пока границы зорко охраняли,
Конкурсы незаметно пролетели,
И мы про дембель радостно запели.
Исполнение песни «Бескозырка белая»

Ведущий.
Через все тернии вы прошли,
Тропу генеральскую всё же нашли!
Подведение итогов игры.
Жюри (девочки класса) озвучивают результаты игры и вручают грамоты о присвоении того или иного воинского звания. Грамоты вручаются под фанфары.
Девочки исполняют песню «Из чего же, из чего же …», дарят мальчикам подарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1
А у нас здесь цель такая,
И ленивый даже знает:
Плох солдат, кто не мечтает
Дорасти до генерала!
Скажем прямо, без запинки:
К генералу есть тропинка!
Росту нам не занимать,
Надо про тропу узнать.
2
Тропа к генералу
Уж очень терниста
Ленивый туда доползёт лет за триста
А мы вам солдатское слово даём,
Что к цели своей
Очень быстро дойдём!
3
Вот первые трудности встретили нас,
К уставу привыкнуть должны мы сейчас,
Придётся учиться, как честь отдавать,
По плацу без отдыха сутки шагать.
4
Вот очередные мучения –
Начались боевые учения.
Противник, чтобы сбить нас с толку,
Стреляет сверху, снизу, сбоку.
Но и мы не лыком шиты:
Бабахнули разок – враги отбиты.
5
Чтобы сильным, храбрым стать,
Приходится нам ночами не спать.
Приёмы самбо и тхэквондо
Учим прилежно мы «от» и «до».
Играем в футбол, волейбол и хоккей,
С физподготовкой у нас всё о.Кей!
6
(Казарма - это армейский барак,Где рядами коечки стоят.
Солдату без разрешения, друзья,
На эту койку даже сесть нельзя.)И всё же
Казарма - это бомбоубежище для нас
От метких зорких командирских глаз.
7
Дежурство на кухне – просто рай!
Картошку почистил и отдыхай.
Выпил компотик, перловку поел
И переделал тысячу дел;
И чистил, и драил – кастрюли блестят.
Кухня – курорт для голодных ребят.
8
Командир в порыве умиления
Отпустил нас в увольнение.
А мы страшно рады, что скрывать?
Рванули в город погулять,
Гуляем, шагаем, дивится народ:
Что за отряд такой клёвый идёт?
Ходили долго еле ноги несём,
Но фарами глазки, грудь колесом.
9
Теперь нам можно доверять
Границу нашу охранять.
И вот и в снег, и в дождь, и в зной
Звучит: «Кто там? Стреляю! Стой!»
10
Пока на страже Родины стояли,
Пока границы зорко охраняли,
Конкурсы незаметно пролетели,
И мы про дембель радостно запели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Использованная литература:
1. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». Центр «Педагогический поиск» № 2, 2008г.
2. Дик Н.Ф. «Начальная школа от А до Я»: Практическое руководство для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
3. Троицкая Н.В. Сценарии школьных праздников. Методическое пособие. Москва: Дрофа, 2003г.
4. Праздники в начальной школе. Составитель С.В. Савинова Изд. «Учитель» Волгоград, 2001 г.
5. День защитника Отечества Синицына А.В. Учитель начальных классов
МОУ «Миасская СОШ №2» Красноармейский район
Челябинская область (презентация)7.С. Титов. Игры, праздники, викторины. Ярославль. Академия развития 2002 г.