Выступление на педсовете Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества образования2


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-АланияМониторинг знаний учащихся по предмету
как один из способов повышения качества образования
учитель математики Агузарова Л.Д.
Мизур2016
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества образования
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной индивидуальной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики;
реализация индивидуальных возможностей учащихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
Определение уровня учебных достижений учащихся.
Определение задач по коррекции ЗУН.
Проведение коррекционной работы.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг административный, тематический и мониторинг «одного урока».

Мониторинг административный состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
Я хочу остановиться на промежуточном мониторинге т.е. на анализе полугодовой контрольной работы в 8а классе.
    Изображение промежутков построение графика функции построение графика функции Решение уравнения общего вида решение неполного уравнения решение неполного уравнения Сравнение корней       оценка     
Список обучающихся1 Басиев Марат 1 1 1 1 1 1 1        5 7 100
2 Бесолов Алан 1 0 1 0 1 0 1       3  4 57
3 Дряев Леван 0 1 0 0 1 1 1        3 4 57
4 Дудуев Эдуард 0 0 1 0 0 0 1       2  2 28
5 Засеев Алан 1 1 1 1 1 1 1        5 7 100
6 Илаев Давид 1 1 1 0 0 0 1       3  4 57
7 Кадзаев Сослан 1 1 1 1 1 1 1        5 7 100
8 Казиева Ариана1 1 1 0 1 1 1       4  6 85
9 Каирова Милена1 1 1 1 1 1 1       5  7 100
10 Кайтукова Серафима 1 1 1 0 1 1 1       4  6 85
11 Марзоева Виктория 1 1 1 0 1 1 1        4 6 85
12 Ревазов Роберт 1 0 1 0 1 1 1       3  5 71
13 Токов Арсен1 1 0 0 1 0 1        3 4 57
14 Толпаров Батраз1 0 1 1 1 1 1       4  6 85
15 Цгоев Станислав 1 0 1 0 1 0 1        3 4 57
16 Цибирова Милена1 1 1 1 1 1 1        5 7 100
На основе приведенной таблицы провожу индивидуальный анализ ошибок каждого обучающегося. А так же общий анализ ошибок класса.
Анализ ошибок
Тема Количество ошибок % ошибок
1 Решение уравнения общего вида 10 62
2 Решение неполного квадратного уравнения 5 31
3 Построение графика функции 5 31
4 Изображение промежутков 2 12
5 Вычисление значения выражения 2 12
Из таблицы видно, что 10 обучающихся допустили ошибки в решение квадратного уравнения общего вида. Провожу анализ ошибок: не приступили-2, допустили вычислительные ошибки в нахождение дискриминанта-3, в нахождении корней уравнения – 3, не верно записали формулу корней-2. Теперь видно с кем и над чем предстоит работать.
Результаты контроля
№ Фамилия, имя входной промежуточный итоговый вывод
1 Басиев Марат 3 5 2 Бесолов Алан 2 3 3 Дряев Леван 3 3 4 Дудуев Эдуард 3 2 5 Засеев Алан 5 5 6 Илаев Давид 3 3 7 Кадзаев Сослан 5 5 8 Казиева Ариана3 4 9 Каирова Милена3 5 10 Кайтукова Серафима 5 4 11 Марзоева Виктория 3 4 12 Ревазов Роберт 3 3 13 Токов Арсен3 3 14 Толпаров Батраз4 4 15 Цгоев Станислав 2 3 16 Цибирова Милена3 5 В первом полугодии были проведены два базовых мониторинга: входной и промежуточный и еще будет итоговый. Все это отмечается в таблице.
Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся 8а класса
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Хочу остановиться на организации коррекционной работы. Базовый мониторинг опирается на тематический мониторинг. После проведения тематического мониторинга, я провожу анализ ошибок, и в контрольных тетрадях обучающиеся проводят работу над ошибками. Время на уроке до 15 минут, не все обучающиеся за это время могут понять и исправить все свои ошибки. На занятиях ИГЗ эта работа продолжается. Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мною намеченный, после каждой контрольной работы определяю уровень ЗУН, планирую коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся.
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.
Для примера приведу мониторинг урока алгебры по теме: «Решение квадратных уравнений общего вида», 8 класс.
№ Ф.И. Находить коэффициенты Задать формулу дискриминанта Видеть ошибку Аргументировать Привести пример Вычислять дискриминант по формуле
1. Басиев
Марат + + + + + +
2 Бесолов
Алан + + + - - -
Мониторинг одного урока опирается на выполнение домашних заданий. Поэтому строго веду проверку домашних заданий. Если у некоторых обучающихся есть затруднения с домашним заданием, то они выполняются на занятиях ИГЗ или на индивидуальных занятиях на дому. Домашние задания должны выполняться к каждому уроку. Не выполнение домашнего задания предыдущего урока ведет к тому, что не усваивается тема последующего урока. Обязательно должна проводится работа с родителями. В 8 классах неаудиторная занятость составляет 3 часа в неделю.
Результаты повышения качества.
№ Фамилия, имя Класс 1 четверть 2 четверть 3
четверть 4
четверть год
1 Басиев Марат 8а 3 4 4 4 4
2 Каирова Милена8а 3 4 4 4 4
3 Марзоева Валерия 8а 3 4 4 4 4
4 Цибирова Милена8а 3 4 4 4 4
5 Бекузаров Таймураз8б 4 5 4 4 4
6 Босиев Алан 8б 4 4 5 5 5
7 Гагиева Карина8б 4 5 5 5 5
8 Худжиева Фатима 8б 4 5 5 5 5
Что еще мне помогло добиться таких результатов? Мотивация. Все темы которые изучались во второй четверти есть в заданиях ОГЭ. Некоторые обучающиеся приобрели сборники для подготовки к ОГЭ-2016, в кабинете математики в наличии 10 сборников. Решаем задания из сборников на уроках.
Данный мониторинг позволяет мне получить:
объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения
возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Главная цель мониторинга – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.