Разработка внеклассного мероприятия по экологииСохраним нашу Землю голубой и зелёной

Экологический устный журнал

Тема: Сохраним нашу Землю голубой и зеленой

Цель: Воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к ней, осознание того, что им жить в 21 веке, и поэтому обязанностью юного поколения является не допустить экологической катастрофы; спасти прекрасный мир окружения, пополнить запас экологических знаний. Развивать умения логически мыслить; применять знания на практике.

Задачи:
- развивать экологическое мышление;
- формировать экологическую совесть;
- учиться принимать правильные решения;
- помочь учащимся осознать свое положение в природе.
Оборудование:
Высказывания на плакате «Природа – источник здоровья и творчества»,
«Чем больше окружающей среды, тем меньше окружающей природы»,
«Как аукнется, так и откликнется», «Бережливость лучше богатства»,
«Мыслить глобально, действовать локально», «Зеленый свет зеленым насаждениям», «Будущее Земли в опасности», «Бросим природе спасательный круг», «Завтра начинается сегодня», «Сохраним Землю голубой и зеленой».

Сценарий мероприятия
(На фоне легкой музыки слова звучат слова учителя)
Учитель: Уважаемые гости! Друзья! Здравствуйте! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию устный журнал «Экологический набат» (слайд)
Еще вчера самым страшным словом считалась «война», а сегодня – «экологическая катастрофа». Вы видите в зале плакаты с высказываниями, предостережениями, призывами. Но все они так и останутся благими намерениями, если мы не осознаем главного. Человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания. И страницы нашего журнала призваны помочь это понять.

Страница 1. «История Земли», «Как мы дошли до жизни такой»
(слайд)

Ведущий 1.: Земля! Какая она?
Ведущий 2: Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам быстроногих зверей. Земля качает на себе города и села. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Здесь, на Земле, за каждым селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей. На всех великих пространствах - тронь эту землю и коснется железа, шлема, ржавой солдатской каски.
Учитель: Вечная память погибшим и воскресшим в памяти. Почтим память минутой молчания(метроном).
Право возложить венки к памятнику предоставляется учащимся школы..
Ведущий 1 : Человека Земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось только взглянуть: что же там за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь по топям, по тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к стопам заморскую водоросль. Стоял человек на краю земли. Седой состарившийся в странствиях, опираясь на кремневую пищаль с растрескавшейся рукоятью, и огромной казалась ему Земля. И слаб ,и мал был человек перед силами природы.
Ученик ( читает первую часть стихотворения Тарковского) :
Еще в скорлупе висим на хвощах,
Мы ранняя проба природы.
У нас еще кровь не красна, и в хрящах
Шумят силурийские воды
Еще мы в пещере костра не зажгли
И мамонтов не рисовали.
Ни белого неба, ни черной Земли
Богами еще не назвали.
Ведущий 2 : Что же видим далее?(слайд)
Ведущий 1 : Кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки. И леса, леса, леса Видим человека-охотника, со своим примитивным оружием. Он сам был частью природы и не отделял себя от нее. С развитием скотоводства и земледелия начинается новый этап в развитии человечества. Голод перестал быть постоянным спутником людей. Их становится все больше и больше. Соответственно возрастает давление человека на природу: выжигаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под натиском человека все глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем!
Ведущий 2 : С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками все чаще находят свою жертву. Вот уже качаются каравеллы, и чудом вернувшиеся из плавания моряки утверждают «Океан безбрежен, земля необъятна» ( на фоне музыки «Профессионал»)стихотворение «Остров» :

В далеком, далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок
Кругом волновалось безбрежное море –
На север, на запад, на юг, на восток.
А остров был голый и очень печальный
На нем никогда нечего не росло,
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.

Расти семенам ничего не мешало
Не редкость такие еще острова
И солнце светило, и влаги хватало,
И стала на нем пробиваться трава.

И стал этот остров красивым, зеленым,
И стали к нему подходить корабли.
Не часто встречается в море соленом
Такой вот уютный кусочек земли.

Однажды был ветер, и море штормило,
И брызги летели до самых небес,
И к берегу старое судно прибило,
Везущее мыло, пшеницу и лес.

Итог – шесть пробоин. Команда на шлюпках
Спаслась неизвестно куда.
И не было словно минут этих жутких,
Утихла вода, миновала беда.

Про остров мы все рассказали подробно,
И здесь оборвать бы истории нить,
Но мышки из трюма приплыли на бревнах,
Приплыли и стали на острове жить.

Да кроликов пара из клетки разбитой,
Которая тоже на судне была,
Во время крушенья залезла в корыто
И тоже до острова в нем доплыла.

Так новая экосистема сложилась
Живут-поживают и травку жуют
Недолго спокойствие это продлилось,
Где жертва, там хищник всегда тут как тут.

Лисички и ласки на остров попали
И как и на чем не хотим объяснять.
Хотим чтоб вы сами причину искали
А как же без этого можно играть ?!

На опыте знаем мы все аксиому
( Любой, даже кролик ее подтвердит)
Где есть один хищник, там долго ль другому –
Придет, приползет, прибежит, прилетит!

И вот уже беркут туда прилетает
Лиса или ласка, ему все равно,
А коль не поймает, так мышку задавит:
Иного природой ему не дано.

Порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы
Великий, могучий и злой человек.

И вот он наводит другие порядки –
Он начал мышек и ласок ловить,
Вспахивать землю под поле и грядки
И ставить капканы и кроликов бить.

Что сделает он? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках,
На этом кусочке оторванным суши?
Решайте! Решайте, он в ваших руках.

Н. Епишева.

Ведущий 1 : И вместе с появление человека – сильного и злого – рождается лозунг «Покоряй природу!»( слайд)
Ведущий 1 :
Стали люди сильными, как боги,
И судьба земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли человек?
Ведущий 2 :
Моя планета - человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы
Ведущий 1 : Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама Земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон - беспомощные дети. Эти места называются свалками, имя этих врагов - «отходы»(слайд).
Учитель: И так, вы догадались : следующая страница нашего журнала посвящена отходам и называется : «Выносить ли сор из избы?» А перелистнуть ее нам поможете вы. Уважаемые друзья. Нужно выполнить задание, которое заключается вот в чем. Я зачитываю по 5 высказываний на каждый вид отходов. Вам необходимо как можно быстрее догадаться, о каком виде говорится и поднять руку. (Работа с залом)
Высказывания:
1. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
2. Этого почти не видно.
3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
4. В городе, где этого очень много не растут лишайники.
5. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
( Газовые отходы)
1. Это получается тогда, когда становится старым или ломается
2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Из этого можно сделать что-то новое.
4. Это можно сдать и получить деньги.
5. Это бывает цветным
(металлолом)
1. Этого много в городе, особенно там, где есть заводы и фабрики.
2. Это очень вредно.
3. Всегда черного цвета.
4. У человека вызывает болезни, а одежда от этого становится грязной.
5. Этого много при горении.
( сажа)
1. Это то, без чего мы уже не можем обходиться.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
4. Когда это попадает в воду, образуется много пены
5. С помощью этого все становится чище.
( стиральный порошок)
1. Это мешает дышать рыбам.
2. Это плавает по воде и не тонет
3. Это нужно удалять с поверхности воды
4. Это легче воды
5. В речке этого много, когда в ней моют машины
( машинное масло)


1. В небольших количествах он очень полезен
2. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
3. При попадании в водоемы, он разрушается, рыба и другие животные начинают задыхаться
4. Его необходимо компостировать
5. Его производить обыкновенная корова
( навоз)
1. Предметы из нее очень мало весят
2. Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается
3. Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать
4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет
5. У меня много игрушек сделано из нее
( пластмасса)
1. Ее изобрели китайцы
2. Из нее получается очень много мусора
3. Она легко горит
4. У нас ее получают из древесины
5. На ней обычно рисуют и пишут
( бумага)
1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне
2. Особенно много этого в промышленных районах, где много заводов и фабрик
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше
4. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды. Если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик
5. Его издают разные приборы и машины.
( шум)
Ведущий 2: Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10 лет он покроет всю нашу планету слоем, толщиной в 5 метров. Но отходы и мусор далеко не единственная проблема . ( учащийся читает вторую половину стихотворения Тарковского):
Мы уже в горле у мира стоим,
И бомбою мстим водородной
Еще не рожденным потомкам своим
За собственный грех первородный.
Ну что ж, златоверхие башни смахнем,
Развеем число Галлея,
И Моцарта флейту продуем огнем,
От первого тлена хмелея,
Нам снится немая, как камень земля
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.
Учитель: Следующая страница «Беды планеты Земля» ( слайд).
Ведущий 1 : Основной проблемой являются кислотные дожди.
Ведущий 2 : Появление и дальнейшее развитие «парникового эффекта».
Ведущий 1 : Следующей экологической проблемой является разрушение тонкой пленки озонового экрана.
Ведущий 2 : Не менее опасной стала проблема загрязнения водной среды. Приблизительно 500 млн человек страдают от недостатка питьевой воды.
Ведущий 1 : Загрязнение атмосферы, водной среды непосредственно связана с ухудшением качества грунта.
Ведущий 2 : Проблема уменьшения биологического разнообразия – одна из самых страшных для будущего человечества, т.к. исчезнувший вид возобновить практически невозможно.
Ведущий 1 : В процессе производства ежегодно в мире в реки, озера, моря в среднем выбрасывается до 6,5 кубических метров загрязненной воды, а это десятки тонн вредных веществ.
( сценка « Из жизни Азовского моря, из жизни Черного моря или из жизни Присивашского царства» в сказочном варианте по теме загрязнения вод).
Ведущий 2:
Сказка ложь, да в ней намек
О том мы в детстве и не знали
Нам сказки Пушкина читали,
Оберегая от тревог
Но время не стоит на месте
Мы все вступили в 21 век
И облик сказки изменился,
Но все же в центре человек.
В связи с промышленной деятельностью человека вырисовываются такие данные.
Ведущий 1 : Выбросы в атмосферу составляют в год :

- более 200 млн тонн оксида углерода;
- около 46 млн тонн двуокиси серы;
- около 53 млн тонн оксида азота.
В связи с этим, по подсчетам ученых, за 350 лет на планете исчезли 46 видов млекопитающих и 94 вида птиц.
Ведущий 2: Бездумное отношение к окружающей среде приведет к тому, что до наступления 22 века мы потеряем около 20% всех видов ныне существующих на Земле организмов. ( Целесообразно показать слайды с р рисунками, фотографиями вымерших видов).

Учитель : Как вы поняли мы переходим к следующей странице нашего журнала ( слайд). Давайте взглянем на карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению : на сушу приходится около 1/3 территории, а все остальное – вода. Правильнее было бы назвать планета Вода. Так мы назвали следующую страничку и заслушаем реферат о воде « Удивительное вещество» ( задание даю заранее учащимся 10 класса).

Заключительное слово учителя: Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля - красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода. Древние цивилизации представляли себе землю в виде божества, материнского и плодородного, а людей - детьми, которых она питала. Время мифов прошло. Да и отношения человека к своей родной планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатства планеты - воздух, воду, почву. Мы должны это сделать, если хотим выжить. Сделано много, но предстоит сделать еще больше. Слово за нами, дорогие друзья! Хочу закончить наш журнал призывом ( под музыку):
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

После проведенного мероприятия планируется дать задание отдельным группам учащихся очистить определенный участок территории села. После этого каждая группа должна составить отчет о проделанной работе и проанализировать ее . Какие экологические бедствия (проблемы) они предотвратили. Это развивает у учащихся умение работать в коллективе и выше указанное мероприятие является переходным звеном к другой воспитательной работе, а именно : « Вместе весело шагать по просторам».
(Экологический субботник).


















15