Статья на тему Использование инновационных технологий на уроках татарского языка и литературы.


Что такое “Инновационное обучение»? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
усвоением максимального объема знаний;
максимальной творческой активностью;
широким спектром практических навыков и умений.
В настоящее время школа повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни. Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.
Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных универсально-учебных действий по предмету. Для этого в своей работе использую такие педагогические технологии как - групповые, здоровье сберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные, проектные технологии.
Задачи групповой технологии включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, т.е. разрабатывается такое задание, и такая методика при котором ученик обязательно справляется с работой. Класс разбивается на 2-3 группы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает слабому ученику.
Внедрение на уроках здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учеников. На уроках провожу физкультминутки, зарядки, подвижные игры. Так же ученики с удовольствием изучают рифмовки песни с движениями.
Игровую технологию использую при объяснении нового материала и закреплении, при обучении устным видам речевой деятельности. Задачи игровой технологии: активизация коммуникативной деятельности учащихся; правильное распределение ролей между детьми, поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки.
Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
Для решения образовательных задач на уроке применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка задают уроку необходимый темп.
Компьютерные интерактивные технологии успешно использую при подготовке учащихся к ЕРТ и тестированию учеников 4 класса. Задача учителя – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов.
Неоспорима польза электронных учебных изданий, цифровых образовательных ресурсов, интерактивной мультимедийной библиотеки ”bala.ru”.
Для учебных проектов важно определить цель исследовательской деятельности; обозначить проблему; выдвинуть гипотезу; сформулировать задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых данных; составить четкий план проекта; осуществить практическое выполнение плана проекта; подготовить отчет по результатам.
При использовании в своей практике личностно-ориентированные технологий, главной задачей ставлю развитие у детей интерес к учению, творческой работе и стремление использовать полученные знания самостоятельно.
Использование инновационных подходов в обучении и воспитании на уроках татарского языка формируют интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся.
Учащиеся с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и фестивалях: “Без-Тукай оныклары”, “Көз сылуы-Сөмбелә”, “Мин бит татар малае”, “Казан сандугачы”, “Казан-йорт”, “Җырчы сандугач”, “Дулкыннар”.
Для повышения интереса учащихся к изучению языка стараюсь на уроках применять музыку и песни. Песня не только развлекательный момент, но она является средством усвоения и расширения лексических запасов, лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции, содействует эстетическому восприятию, сплочению коллектива.
Основная цель работы - создание условий для выявления и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также создание возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях.
Результативность работы - активное участие учащихся в конференциях, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней (“Зирәк тиен”, “Йомшак керпе”); повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
В заключение хочется сказать, что главное в работе учителя – это стремление к творческому поиску. Такие уроки позволяют учащимся видеть пользу от изучения предмета, следствием чего является повышенный интерес и качество образования по изучаемому предмету.