Доклад Применение новых технологий в работе по развитию слухового восприятия и произношения в коррекционной школе II вида


ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ II ВИДА
Использование развивающих упражнений В развитии слухового восприятия
Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии.
Развивающий характер упражнений в РСВ понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, направленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. В авторской программе JI. П. Назаровой предусматривается включение развивающих упражнений в процесс развития слухового восприятия. Пятилетний опыт применения таких упражнений показал повышенный интерес учащихся к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом.
Названные упражнения были включены в учебный процесс по РСВ начиная с первого класса и в последующие годы обучения. В этой работе участвовали учителя-дефектологи школы глухих №31 Санкт-Петербурга. По результатам работы учителями опубликован ряд статей. При изложении этого материала можно воспользоваться ими и собственными разработками, наблюдениями за работой учителей. В процессе занятий по РСВ использовались упражнения из пособий для родителей и педагогов по развитию психических операций и мышления следующих авторов: JI. Ф. Тихомировой, А. В. Басова (1995), JI. Ф. Тихомировой (1996), А. Э. Симановского (1996), JI. В. Черемошкина (1996) и др.
Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими, является осязание.
Роль осязания для глухих детей имеет важное значение, т. к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окружающими его предметами, осязание оказывает влияние на процесс овладения устной речью. Мы связали развитие названной функции с РСВ.
Детям предлагались игры “Волшебный мешочек”, “Чудесный ящик” и др., куда помещались предметы или их муляжи по темам “Овощи”, “Фрукты”, “Игрушки”, “Школьные вещи”, “Мебель” и др. Учащемуся предлагалось на слух задание: “Что тут?”, “Назови предмет”, “Выбери яблоко (грушу и т. п.)”.
Ученик воспринимал вопрос, задание на слух, выполнял задание, на ощупь находил предмет и оформлял ответ речью: “Вот яблоко”.
Эта работа проводилась с учащимися первых классов. Во втором классе предлагалось более сложное задание: выбрать на ощупь предмет среди похожих, например яблоко в соседстве со сливой, персиком, нектарином и др.
Развитие слухового восприятия можно связать с таким психическим процессом, как внимание. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, как считает ряд психологов. Они полагают, что внимание включается в любой вид психической деятельности. Отсюда в авторской программе внимание связано с такими психическими процессами, как зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Сначала предлагаются упражнения на выявление непроизвольного внимания: перед ребенком лежат две картинки, на которых нарисованы две девочки, у одной бант красный, у другой — синий. Предлагается посмотреть на картинки, затем учитель переворачивает их и задает на слух часть вопроса: [Что различного] в одежде девочек?
Можно предложить занимательную картинку зеленого леса, где в ветвях замаскированы фигурки животных, птиц. На слух задается вопрос: [Что (кто) нарисовано на картинке?]
Учитель предлагает ребенку закрыть глаза, отстукивает ритм, взяв его ладоши в свои, предлагает воспроизвести этот ритм. На слух дается задание: [Сделай так же.] [Отстучи этот ритм.] [Повтори.]
Эти и другие упражнения предлагаются для выявления непроизвольного внимания у учащихся 1-го класса.
Часть вопроса (в квадратных скобках) задается на слух, а часть вопроса — слухо-зрительно. Объясняется это тем, что не накоплен слуховой словарь, объем словарного запаса тоже небольшой, поэтому та часть вопроса, которая знакома детям, часто встречается в общении на общеобразовательных уроках, предлагается на слух. Причем учащиеся и эту часть вопроса сначала воспринимают слухо-зрительно, а затем на слух.
После упражнения по восприятию речи в связи с выявлением на слух состояния непроизвольного внимания можно переходить к упражнениям по восприятию речи на слух в сочетании с развитием произвольного внимания. С этой целью можно рекомендовать следующие упражнения.
Восприятие речи в сочетании с развитием зрительного внимания:
Обведи карандашом, назови число: 113 7.
Посмотри на цифры 2, 1, 7, 9, 10.
Отвернись (убрать одну из них): [Какой не хватает?]
Посмотри на картинки: волк, медведь, лиса, заяц, тигр, лев. Отвернись (переставить 1—2 картинки). [Что изменилось?]
На развитие слухового внимания:
Буду называть части тела человека. Слушай: голова, ноги, туловище, руки. Послушай второй раз: голова, туловище, руки. [Чего я не назвала?]
Отгадай, кого я нарисовала: [длинные ушки, короткий хвост, красные глазки, прыгает].
На развитие тактильного восприятия, связанного с вниманием:
104267067310д
00д
[Угадай, что я нарисовала] на ладошке:

(кружок, треугольник, прямоугольник)
[Какие буквы я написала] на ладошке:
а,к, з, ш, о
В упражнениях на развитие внимания можно предложить упражнения на нахождение изменений в объектах, определение предметов, частей этих предметов, лишних деталей, составление по образцу, нахождение ошибок, несоответствий, выбор одинаковых объектов по цвету, величине, форме и др.
Однако развитие психических функций ребенка не является самоцелью, т. к. основная цель индивидуальных занятий — это развитие слухового восприятия и формирование произношения. Включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи — развивает, совершенствует психическиепроцессы ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ: пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.
Вначале учащимся предъявляется на слух часть задания, вопросов, которая ранее опознавалась, остальная часть вопроса, менее знакомая детям, предлагается слухо-зрительно. Затем на слух предлагаются вопросы и задания полностью, а слухо-зрительно воспринимаются задания и вопросы, ранее не воспринимаемые на слух.
В связи с восприятием речи на слух и развитием непроизвольного и произвольного внимания можно рекомендовать упражнения, которые использовали в работе учителя школы глухих № 31 Санкт-Петербурга Т. А. Букато, H. Н. Красикова, Г. А. Слесарева, И. А. Тоноян, JI. Г. Цветкова.
Дается рисунок ушей зайца и лисы. Задается вопрос на слух: Отгадай, чьи это уши.
Предлагается рисунок с двумя табличками. Одна табличка заполнена цифрами. Каждая цифра первой таблички соединена с пустой клеткой второй таблички. В задачу учащегося входит — вписать в каждую клетку второй таблички соответствующую цифру.На слух предлагается задание: [Впиши число в свою клетку]. Дается занимательный квадрат, куда вписаны числа от единицы до десяти. На слух дается задание: “Назови и покажи числа по порядку от пяти до десяти; от десяти до пяти”.
Даются таблички с цифрами от единицы до десяти в беспорядке. Учитель называет цифры, складывает их лицевой стороной вниз. При этом предлагается на слух задание: Послушай и повтори цифры так, как сказала я. Для проверки карточки с цифрами перевертываются, чтобы ученик контролировал себя.
Предлагается карточка, на которой простыми карандашами изображены геометрические фигуры, наложенные друг на друга (квадрат, круг, треугольник, ромб, овал). На слух дается задание: Начерти красным карандашом овал, синим — круг...
Обведи красным карандашом треугольник и т. д. Ученик оформляет ответ речью: Я обвел красным карандашом треугольник.
Предлагается найти похожую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник и др.) среди окружающих предметов: прямоугольник — шкаф, доска; квадрат — окно, стол; круг — зеркало. При этом дается на слух задание: [Покажи прямоугольник. Найди похожую фигуру] из окружающей обстановки. Можно предложить задание, когда отправным объектом будут фрукты, овощи, к которым нужно подобрать геометрическую фигуру.
Дается на слух, слухо-зрительно 10 знакомых слов по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Посуда”, “Школьные вещи” и др. На слух предлагается задание: Послушай и повтори. Ученик может назвать слова в любом порядке.
Прямоугольник произвольно делится прямыми линиями так, чтобы внутри него образовались треугольники, квадраты, прямоугольники меньшего размера. На слух дается задание: Сосчитай, сколько треугольников. Ученик очерчивает указкой фигуру, называет ее и ведет счет этих фигур.
Предлагается прослушать названия животных и из их числа выделить названия со звуком [р]. На слух дается задание: Послушай слова, выбери со звуком [р]. Слова: коза, тигр, лев, зебра, свинья, слон, корова, лошадь, кенгуру.
Предлагается две картинки с изображением клоунов. У одного есть на колпаке кисточка, у другого — нет. На слух дается задание: Чего не хватает у второго клоуна?
Дается изображение на рисунках овощей. Предлагается найти среди них одинаковые. На слух дается задание: Найди одинаковые морковки.
Эти и другие упражнения можно использовать при восприятии речи на слух в связи с развитием внимания.
В жизни неслышащего и слабослышащего ребенка важная роль принадлежит памяти. Благодаря памяти совершается мышление, интеллектуальная, познавательная деятельность, овладение речью и произношением, а это в свою очередь положительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением слуха в среде слышащих людей. Психологи отмечают существование специфических особенностей в развитии памяти. В частности, у неслышащих в отличие от слышащих отмечают трудности длительного запоминания, точности, объема памяти и другие особенности. Включая в индивидуальные занятия упражнения по развитию памяти, мы преследовали две задачи — развитие слухового восприятия в ходе восприятия речи, сопровождающей упражнения по развитию памяти, и сам процесс развития памяти. Эти две задачи направлены на реализацию единой цели — развитие личности неслышащего ребенка.
Упражнения были ориентированы на восприятие на слух речи в связи с развитием точности, объема и длительности запоминания.
При развитии точности запоминания предлагались следующие упражнения:
[Повтори предложение], не изменяй порядок слов: [Дети купили большой, полосатый, красный, сладкий арбуз]; Запомни и воспроизведи порядок табличек:
При развитии объема памяти предлагались следующие упражнения и восприятие речи на слух в связи с ними:
[Посмотри на рисунок, запомни и нарисуй] такой же:
[Послушай, запомни и назови] слова парами: [стол — стул, мыло — мочалка, волосы — расческа, руки — ноги, простыня — подушка, одеяло — пододеяльник, нож — вилка, ложка — тарелка, масло — сыр, чай — сахар].
[Запомни слова и узнай их] среди других: [списать, написать, выписать, записать, расписать, дописать].
Затем дается табличка, где эти слова включены в беспорядке среди других: нарисовать, списать, срисовать, записать,разрисовать, вписать, зарисовать, дописать, выписать, дорисовать.
Для развития длительности запоминания можно использовать стихотворения, ранее выученные наизусть, загадки, пословицы. Учитель читает за экраном начало, а ученик продолжает по памяти эти строчки.
При работе по восприятию речи в связи с развитием памяти можно использовать следующие упражнения.
Учитель называет картинки, на которых изображены животные (овощи, фрукты, мебель, школьные вещи, одежда, обувь и т. д.), показывает их ученику, складывает стопкой лицевой стороной вниз (кошка, зебра, рысь, собака, коза, жираф, волк, корова, тигр, лиса). На слух дает задание: Запомни слова и повтори в том же порядке. Затем переворачивает стопку и, не показывая их ребенку, раскладывает картинки в ряд, вслед за называнием их учеником. Последнее действие учителя служит проверкой правильности запоминания порядка слов учеником.
Ученику предлагаются палочки, геометрические фигуры, спички и образец объекта, сделанного из этого материала учителем: дом, многоугольник и др. Образец убирается. На слух дается задание: Запомни. Сделай как у меня. Сделай так же. Повтори как было.
Из геометрических фигур можно составить фигуры Петрушки, Снегурочки, зайца. Из палочек можно построить человечка, дом, дерево и другие фигуры.
Предъявляются пары слов слухо-зрительно: тапки — шапка, дождь — туча, ложка — кошка, мышка — мишка, стол — скатерть. Затем на слух дается задание: [Послушай. Запомни ]. Я буду называть первое слово, а ты. назови второе.
Ученику предлагается рисунок шкафа с набором посуды на полках. Предъявляется на слух задание: Посмотри и запомни. Ученик рассматривает картинку 15—20 с. Затем учитель задает вопросы на слух: Что стоит на первой (второй, третьей ) полке? Где стоят тарелки (чашки, чайник, масленка)? Назови предметы, которые стоят в шкафу. Какого цвета чашки, блюдца? Сколько тарелок (чашек) в шкафу?
Можно предложить конструктивную картинку, чтобы ученик соответственно расставил посуду по полкам, сопровождая свои действия речью: На первой полке стояли три чашки.
Ученику предлагаются различные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), различные по цвету и величине. Ученик рассматривает их 15—20 с. Затем учитель задает вопросы на слух: Сколько больших (маленьких) квадратов? Сколько красных (зеленых) фигур? Сколько всего фигур?
Дается картинка, разрезанная на несколько частей, например изображение рыбки, лошади. Предлагается ее собрать, а затем нарисовать по памяти. При этом даются следующие задания на слух:
Собери картинку.
Что изображено на картинке?
Какого цвета рыбка (лошадь), рисунок?
Ученику предлагаются для слухо-зрительного восприятия рифмованные строки.
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом — в пруду,
Домик пеночки — в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
В качестве упражнений по развитию логического мышления можно рекомендовать следующие упражнения.
Поиск общих свойств среди пар предметов: карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и др. Система вопросов и заданий отражена ранее.
Подбор предметов, обладающих сходными свойствами, к словам: стрекоза, поезд, самолет, душ. Например, к слову стрекоза можно подобрать предметы: муха, комар, бабочка, птица, самолет, вертолет. Работа может быть проведена следующим образом.
Я дам тебе табличку [стрекоза]. [Найди к ней картинку.]
— Посмотри на картинки [муха, комар, бабочка, птица]. [Что общего] между этими предметами? (Они летают.)
[Подбери еще картинки к ним.] Самолет, вертолет.
[Что общего между этими предметами?] (У них есть крылья.)
Для слабослышащих I отделения можно выделить такую группу слов, как муха, комар, бабочка, птица, и выяснить, что еще есть среди них общего. Подвести к ответу, что все они издают звуки.
После ряда упражнений можно предложить подобрать похожие предметы к таким, как поезд, солнце, дом, игра, душ, ветер и др.
Занимательные задачи:
Что тяжелее — 1 кг пуха или 1 кг песка?
Мальчик едет в школу один час. Сколько ему нужно времени, если он поедет с сестрой?
На столе стояло три стакана с ягодами. Лена съела один стакан. Сколько стаканов осталось?
Что тяжелее — 1 кг ваты или полкилограмма железа?
Сложи из пяти палочек два треугольника. ( 0 )
По улице шли два отца, два сына да дедушка с внуком. Сколько человек шли по улице?
У папы спросили, сколько у него детей. Он ответил: “У меня четыре сына, и у каждого из них есть родная сестра”. Сколько детей у папы?
Двое мальчиков играли в хоккей два часа. Сколько часов играл каждый из них?
Когда об воду можно порезать руку?
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?
Чтобы сварить 1 кг мяса, нужно 1 час. Сколько времени нужно для 2 кг мяса?
Меня зовут Дима. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
Термометр показывает два градуса мороза. Сколько градусов покажут два термометра?
Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров красного цвета купила мама?
Какая буква лишняя: Р, А, Б, М, Ж, Щ? (А, т. к. она гласная.)
Какое число лишнее: 9, 7, 4, 1, 3, 7? (4, т. к. оно четное).
Благодаря вышеуказанным упражнениям, постепенному овладению словами разной меры общности, словосочетанию и грамматическому оформлению речи неслышащие дети приобретают возможность усваивать систему знаний, у них формируется словарный запас.