Статья Применение новых образовательных технологий и использования ИКТ в условиях реализации ФГОС


Автор Белоусова Лариса Геннадьевна, учитель ИЗО и черчения МОУ «Гуранская СОШ»
Применение новых образовательных технологий и использования ИКТ в условиях реализации ФГОС в МОУ « Гуранская СОШ»
Механизм реализации работы школы по применению интерактивных технологий на
основе ИКТ:
I. Повышение эффективности образовательного процесса:
1.1. Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:
1.1.1. Презентация:
- наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;
- быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул,
схем, выводов;
- решение задач и просмотр результата;
- коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах,
оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т.д. Обсуждение этих
искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации,
шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление. 85% учителей школы с 1 по 11 класс систематически используют презентации к урокам и во внеурочной деятельности. В методической копилке школы собран большой объём мультимедийных материалов по изучаемым предметам. На уроках используются презентации, найденные в Интернете, а также созданные учителями школы. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, на уроке экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Педагог не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. К тому же учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
1.1.2. Видеофрагмент:
- позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.
Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный
эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать
последовательность рассуждений и т.д.
1.1.3. Анимация:
- реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.
1.1.4. Тест на компьютере (разработанные учителями и онлайн тесты TestEdu.ru Интернет):
- даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;
- позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;
- сразу же сделать работу над ошибками.
Данный вид контроля позволяет объективно сравнить достижения учащихся с последующей
статистической обработкой результатов.
1.1.5. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий (уроки информатики, физики).
1.1.6. Исследовательская проектная работа учащихся.
Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проектов проходит в форме презентации. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.
Школа на протяжении четырех лет ежегодно разрабатывает общешкольные проекты по единой тематике. Так, 2015 год – проект «Школа – территория культуры», 2016 год - проект « Прикладное искусство». 2017 год проект «Экологическая тропа», По итогам работы над проектами на научно-практических конференциях отмечаются лучшие проекты. Так, победитель школьной НПК по проекту «Прикладное искусство» Сорокин Всеволод стал призёром районной муниципальной НПК и призёром XI зональной НПК в г. Тулуне (2015-2016 гг). Романова Ксения, ученица 2 класса, стала победителем районной муниципальной НПК и победителем XII зональной НПК в г. Тулуне (2016-2017г.г.)
1.1.7. Использование Интернет-ресурсов.
Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется.
В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом самообразования и саморазвития. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими. В процессе подготовки к урокам учителя учат школьников как правильно и быстро находить нужную информацию. Например, к докладу, либо реферату по окружающему миру ребята ищут материал в различных энциклопедиях: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Энциклопедия животных», «Природа России», учатся работать с толковыми и орфографическими словарями, с помощью родителей ищут материал на других сайтах. Найденный материал содержит не только текстовую информацию, но и фотографии, видео, анимацию, карты, схемы, викторины. На уроках, кроме сведений из статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников и Интернета.
1.2. Без использования ИКТ уже сложно представить выступления на педагогических
советах, родительских собраниях, когда наглядно можно преподнести материал, сопроводив его
диаграммами, схемами, таблицами.
Системная работа по использованию ИКТ в образовательном процессе приводит к тому, что
успеваемость составляет 100%. Обучающиеся принимают активное участие в предметных неделях,
в олимпиадах, научно-практических конференциях.
4. Управляемость процесса обучения при использовании выбранной технологии
Введение ИКТ помогает управлять учебным процессом - расширяет возможности
преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать проблемы,
например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения
(максимум работы с каждым обучающимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего
того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса
обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Уроки изобразительного искусства с заданиями из мультимедийного пособия «Узнай-ка!»
расширяют и учитывают разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти,
мышления, внимания. Учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень
готовности обучающихся. В результате большая часть ребят достаточно активно работает на уроке.
Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо
низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из
способов успешного обучения этих категорий обучающихся может быть применение
компьютерных обучающих систем на уроке. Обучающиеся с высоким уровнем мыслительной
деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые
сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Обучающиеся
с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в
индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие
занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во
внеурочное время.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной
работы средствами ИКТ, добиваемся высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих
интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и
творческих способностей обучающихся.
Таким образом, при активном использовании ИКТ, в том числе, мультимедийного пособия
по предметам в школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
II. Результаты обучения
Сравнив результаты участия учащихся по предмету, можно сделать вывод об эффективности применения технологии на уроках в школе.
1.Материально-техническое обеспечение процесса обучения в условиях применения
образовательной технологии.
Для обеспечения условий реализации ИКТ в начальной школе кабинеты оборудованы
различными электронными средствами обучения: персональный компьютер, мультимедийный
проектов. Это дает возможность на уроках и во внеурочное время использовать задания практического характера - работа с мультимедийным пособием по предметам, работа с интернет-ресурсами, электронные тренажеры, поиск информации (словари), различные творческие задания для индивидуальной деятельности. Это позволяет построить работу с учетом индивидуальных особенностей учеников, по разной сложности выполнения и оформления заданий (карточки, тренажеры, тесты, устные ответы), а также дает
возможность формированию положительной мотивации к обучению, самостоятельности обучения,
активности в образовательной деятельности на уроках.
2.Электронная информационная среда образовательной организации
Основными средствами планирования, контроля, оценки, помощи в организации
педагогического процесса, используемые для обучения являются следующие: стандартные технологии — компьютеры;
наличие доступа к сети Интернет.
3. Комфортность образовательной среды
Комфортность образовательной среды на уроках достигается за счет:
активизации познавательной деятельности обучающихся;
повышения мотивации к изучаемому предмету;
экономии времени на объяснение материала;
выхода за рамки школьных учебников, дополнения и углубления их содержания;
дифференциации и индивидуализации работы обучающихся;
возможности увеличить накопляемость оценок;
создания комфортности на уроках.
Учет индивидуальных особенностей достигается за счёт:
высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке;
дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;
более высокого темпа работы обучающихся.
Повышение возможности создания специальных условий для сохранения физического здоровья обучающихся к изучаемому предмету происходит благодаря:
посильности заданий для каждого обучающегося;
возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения;
внедрению диалоговой формы работы при выполнении задания;
одновременному слуховому и зрительному восприятию материала;
привлечению личного опыта обучающихся при работе над заданиями.
При выполнении заданий отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья обучающихся Проектная деятельность способствует включению ученика в поисковую и
исследовательскую деятельность; позволяет Белоусовой Л.Г. систематически отслеживать
результаты формирования УУД, в том числе метапредметные.