Итоговая работа по теме Использование фитнес-технологий на уроке физической культуры в школе


Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования
Итоговая работа
На тему: « Использование фитнес-технологий на уроке физической культуры в школе»
Курсы повышения квалификации по направлению
«Современные педагогические технологии
в сфере физической культуры и спорта»
Выполнил:Филипенко Артем Викторович учитель МБОУ СОШ №6 г.о Самара.
Проверил: сотрудник кафедры МФК и ОПР
Самара 2014
Содержание:
Введение.
Актуальность разработки фитнес –технологий в школе.
Применение фитнес-технологий.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
В связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения в физкультурном образовании особую актуальность приобретает разработка здоровье сберегающих технологий для детей и подростков, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Вместе с тем здоровье сберегающие технологии в физической культуре, по своей сути, входят в более широкое понятие «оздоровительные технологии», уже существовавшие ранее в оздоровительной физической культуре и предназначенные для жизнеобеспечения функциональных систем организма человека. Однако большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – фитнес-технологии, который встречается и в научных исследованиях, и в методических разработках,
и в образовательных программах. Рассматривая появление термина «фитнес-технологии» и его специфику, следует отметить, что данные технологии разработаны для решения задач фитнеса в соответствии с его принципами, особенностями мотивации занимающихся и т.п.
Фитнес-технологии – это, прежде всего технологии обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Более точно их можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый определённым образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования . Так, грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков , является
в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ . Внешним импульсом для создания фитнес-технологий является изменившийся социокультурный запрос – потребность современного общества в красивых и здоровых людях, изменение аксиологических ориентаций самих членов общества и появление в ответ на это инноваций в различных видах физической культуры. Именно они вместе с традиционным наследием отечественной и зарубежной физической культуры под воздействием социокультурных факторов активно воспринимаются фитнес-индустрией, творчески перерабатываются и составляют идеологическую основу фитнес-технологий.
Факторы, определяющие актуальность:
Снижение уровня здоровья и физической подготовленности учащихся.
Снижение интереса в средних и старших классах к традиционным формам и системам физического воспитания.
Недостаточная образованность учащихся и их родителей в сфере физической культуры, что ограничивает их возможности перейти к целенаправленному улучшению своего здоровья, организации здорового образа жизни.
Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома.
Педагогическая идея: создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеи модернизации образовательного процесса с использованием новых модных направлений в сфере физической культуры.
Цель: Формирование положительной мотивации учащихся для осознанных самостоятельных занятий по физической культуре, формирование у учащихся теоретических знаний в области фитнеса, умений и навыков к способности направленного использования разнообразных средств фитнеса для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни, а также содействие самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.Задачи:
В соответствии с целью сформулированы задачи и компетенции, решаемые в процессе реализации программы:
формирование знаний об оздоровительных фитнес-технологиях, отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы;совершенствование навыков отдельных элементов и технологий фитнеса, их вариативного использования в самостоятельных и учебных занятиях;
расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
формирование навыков и умений в выполнении отдельных элементов фитнеса различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движений;
формирование практических умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;
расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
воспитание морально-волевых, эстетических качеств;
формирование музыкально-двигательных навыков и умений.
В число компетенций, формирующихся в школе в процессе освоения учащимися предмета физическая культура в разделе «оздоровительные фитнес-технологии», входят:
учащийся владеет психологическими и медико-педагогическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств;
учащийся способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, в частности фитнесом;
учащийся готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных и гигиенических задач.
Основные задачи, решаемые на уроках:
воспитывать устойчивый интерес к предмету;
формировать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья;
формировать адекватную самооценку состояния своего здоровья;
совершенствовать функциональные возможности основных систем организма; развивать двигательные способности;
содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
Разработка «фитнес - программ» — системы укрепления здоровья.
Составление индивидуальных программ учащихся для самостоятельных занятий.
Овладение нетрадиционными системами физического воспитания, использование новых танцевальных направлений, разновидностей аэробики.
Введение самоконтроля — системы наблюдений за своим здоровьем, ведение тетрадей, дневников самоконтроля.
В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо -метрах значительно больше, когда выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой. Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг находят отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию используемых средств в подготовительной, основной и заключительной частей урока.
Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.
В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют джаз-аэробика, фанк и т.д.
На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг.
На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ - аэробики на гимнастической скамейке.
На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводятся упражнения силовой аэробики: с
резиновыми бинтами под музыку, терра - аэробика, с набивными мячами, упражнения степ - аэробики на скамейках, скип - аэробика, классическая аэробика, фолк-аэробика. Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей.
В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес - технологии: стретчинг, йога-аэробика.
Также фитнес - технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы. Как показывает практика внедрение фитнес - технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. Привлекают школьников силовые упражнения под музыку. Включение в уроки фитнес - технологий – это и новизна, и повышение плотности самого урока.
Таким образом, можно сделать вывод, что фитнес - технологии содействуют изменению негативного отношения к урокам физической культуры; способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, являются действенным средством повышения уровня физической активности.
Содержание инновационных физкультурно-спортивных методик. Фитнес- технологии - это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.), Применение элементов фитнес-технологиий способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.

Заключение:
Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей школьного возраста. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что настало время не только активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, в которых важным направлением будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий. Главное - необходимо более глубокое осмысление и более активное использование инновационных методик и форм организации занятий в общеобразовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, делать выводы и отбирать то лучшее, которое может составить содержание последующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в теории и практике физической культуры новых терминов: «инновационные технологии» «здоровьесберегающие технологии», «фитнес-технологии» и др.
литература:
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст]: учебное пособие для студентов физической культуры / Под ред. Е. Б. Мякинченко и М. П. Шестакова. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.
2. Борисова В. В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Борисова. - М., 2002.
3. Крючек Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий [Текст]: учеб.- метод. пос. / Е. С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001. - 64 с.
4. Лисицкая Т. С., Сиднева, Л. В. Аэробика [Текст]: В 2 т. Т. II. Частные методики / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
Примерный план урока с использованием
Фитнес-технологийВводная часть
1. Построение, сообщить задачи урока 20-30 сек. «Равняйсь!», «Смирно!».
2. Ходьба:
-на носках, руки вверх
-на пятках, руки за спиной
-перекатом с пятки на носок, руки на поясе «Подойти к степам» Включить музыку. Спина прямая, напряжена.
3. Медленный бег:
-с захлёстом голени
-с подъёмом бедра 1-2 мин. 4. Ходьба на месте 30 сек. 5. Basic-step. И. п. - о. с, лицом к платформе, руки на бёдрах; 1 — шаг правой ногой в стойку на скамейке; 2 - приставить левую ногу; 3 - шаг правой ногой назад; 4-и. п.; 5-8 - то же с левой ноги. 8 раза с правой, 8 раза с левой. Следить за осанкой, стопу ставить полностью на платформу; осуществлять спуск с носка на пятку; сходить на шаг от платформы.
6. Knee up. (мах согнутой). И. п. - о. с; 1- шаг правой; 2 — мах согнутой левой ногой (между голенью и бедром угол 90°); 3 - шаг левой назад в и. п.; 4 - шаг правой назад, приставляя к левой. 8 раза с правой, 8 раза с левой. 7. Захлёст. И. п.-о. с; 1 - шаг правой на степ; 2-стоика на правой, левая согнута назад; 3 - шаг левой назад в и.п.; 4 - шаг правой назад в и.п. 8 раза с правой, 8 раза с левой. 8. Kick (мах в вперед). И. п. - о. с;
1 - шаг правой вперед;
2 — мах прямо левой прямой ногой;
3 — шаг левой назад в и. п.;
4 - шаг правой назад в и. п. 8 раза с правой, 8 раза с левой. 9. Тар up (касание). И. п. - о. с; 1 - шаг правой на степ; 2 - касание левой степа; 3 - шаг левой назад в и. п.; 4-шаг правой назад в и. п. 8 раза с правой, 8 раза с левой. 10.Mamba. И. п.-о. с; 1 - шаг левой вперёд ; 2 — шаг правой вперед на степ; 3-шаг левой назад, 4 - шаг правой назад. 8 раза с правой, 8 раза с левой. 11.Растяжка (верхней части спины) И.п. -полуприсед, вытянуть руки вперед, сцепив пальцы в замок; потянуться 15 сек. Спину округлить, подбородок на грудь.
12.. Растяжка (задней части голени). И. п. - стойка, правая нога на степе;
1-3- пружиня наклониться вперед,
поднять носок правой ноги на себя; 4-И. п. 2-3 раза на правую и левую ногу. 13.Растяжка (передней части бедра).
И. п. - выпад, правая нога на степе, колено левой ноги согнуто под углом 90°; 1-3 - пружиня, опустить колено левой ноги ниже к полу; 4 -и. п. Осанка, бедро левой ноги перпендикулярно полу.
Основная часть
14.Basic-step
15.Mamba, лицом к степ-платформе. 8 раза с правой, 8 раза с левой. Следить за осанкой, стопу ставить полностью на платформу; осуществлять спуск с16.Basic-step
17.Mamba, лицом к степ-платформе.
18.Knee up, правым боком к степ-
платформе. 8 раза с правой, 8 раза с левой. С носка на пятку; сходить на шаг от платформы.
19.Basic-step 8 раза с правой, 8 раза с левой 20.Mamba, лицом к степ-платформе. 21.Knee up, правым боком к степ- платформе 22.Chas.se, правым боком к степ- платформе
1-2шаг галопа правым боком через степ;
3-4 шаг галопа левым боком через степ в и.п. 23.Basic-step
24.Mamba, лицом к степ-платформе.
25.Knee up, правым боком к степ- платформе.
26.Chasse
27. Тар up (касание) 8 раза с правой, 8 раза с левой. 28. Basic-step 8раза с правой, 8 раза с левой. 29.Mamba, лицом к степ-платформе. 30.Кпее up, правым боком к степ- платформе. 31.Chasse 32. Тар up (касание) ЗЗ.Рап(веер),правым боком к степ- платформе; 1-шаг правой на степ; 2-шаг левой на степ, за правой ногой; 3-шаг правой вниз за степ; 4-шаг левой вниз за степ; 5-8 обратно с другой ноги в и.п. 34.Basic-step 8 раза с правой, 8 раза с левой. 35.Mamba, лицом к степ-платформе36. Knее up, правым боком к степ-платформе. 37.Chasse 38. Тар up (касание) 39. Fan(eeep) 40.Mamba-tempo, лицом к степ-платформе;
1-3 три напрыгивания на степ; 4-и.п. 41. Растяжка (задней части голени). И. п. - стойка, правая нога на степе; 1-3 - пружиня наклониться вперед, поднять носок правой ноги на себя; 4 - И. п. 2-3 раза на правую и левую ногу. 42.Растяжка (передней части бедра). И. п. - выпад, правая нога на степе, колено левой ноги согнуто под углом 90°; 1-3 - пружиня, опустить колено левой ноги ниже к полу; 4 - и. п. Осанка, бедро левой ноги
Перпендикулярно полу.
43.Растяжка (задней части бедра). И. п. - полуприсед, положить правую ногу на левое бедро; 1-3-пружинить, туловище наклонить вперед, руки вперед. Сохранять
равновесие.
Упражнения на коврике рядом со степом. 44.И.п.- лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты и поставлены на степ; 1- поднять плечи; 2-й.п. 8-16 раз Смотреть вверх,
локти в стороны.
45.И.п. -лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты и поставлены на степ;1- поднять плечи, положить левую ладонь на правое колено; 2-й.п.; 3- поднять
плечи, положить правую ладонь на левое колено;4- и.п. 8-16 раз Смотреть вверх,
локти в стороны.
46.И.п.-сед, упор сзади с согнутыми руками, ноги прямые над степом «велосипед».1-согнуть правую ногу, левая прямая;2-выпрямить правую и согнуть левую До 30 раз Ноги на степ не опускать, стараться ноги полностью выпрямлять.
47. И. .п.- сед, упор сзади;1-7-левая согнута перед степом, правая прямая над степом, пружиня поднимается вверх; 8-смена и.п. 4*8 раз Рабочая нога
прямая.
48. Растяжка для мышц брюшного пресса. И.п.- упор на коленях, руки на степе; прогнуться назад, поднять подбородок; попружинить. 15 сек. В спине сильно не
выгибаться.
49.И.п. - упор на коленях, руки на степ; 1- поднять правую ногу и левую руку; 2- и.п.; 3- поднять левую ногу и правую руку; 4-и.п. 10-15 раз Смотреть на руку,
рука прямая.
50.И.п.-упор на коленях, руки на степ; 1 - 3 поднять пружиня согнутую правую ногу; 4- и.п.; 5-7-тоже левой ногой, 8-и.п. 2*8 раза В спине не
прогибаться.
51.И.п.- упор на коленях, руки на степ;1- 4 согнуть и разогнуть 2 раза руки; правую поставить на пол, 5-8- согнуть и разогнуть 2 раза руки; 1-8- повторить влево. 2 раза Спина прямая.
Заключительная часть
52.Растяжка для мышц рук. 10 сек. Резких движений не делать
53. И.п.- сед, ноги врозь на степ; наклон вперед, захватить голень и притягивать голову к коленям. 10-15 сек. 54. И.п.- широкий сед, ноги врозь; наклон к ноге, захватив голень; коснуться локтями пола. 10-15 сек. 55. И.п.- широкий сед, ноги врозь; наклон вправо, правая прижата к полу, левая рука вверх, пружиня коснуться левой рукой правого носка. Тоже в другую сторону. 15 сек. Построиться около степ-платформ. Подведение итогов урока. Убрать снаряды. 30 сек.