Доклад на тему: ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЮНОГО ПИАНИСТА, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА


Ю.С. Муханова
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЮНОГО ПИАНИСТА, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА
"В минуты наслаждения музыкой ребёнок чувствует,
что он настоящий человек".
В. Сухомлинский.
Главное назначение искусства не в том, чтобы развлекать, а в том, чтобы развивать и удовлетворять духовные запросы, которые у человека тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает в искусстве. И если в наше время подростковый возраст, восприимчивый ко всему новому, необычному, будоражащему чувство и воображение, - период возникающего интереса к лёгкой музыке, то и столь же благоприятное время для приобщения к серьёзному искусству.
Слушание, восприятие и воспроизведение музыкальных произведений - основа формирования музыкально-эстетической культуры детей. Слушание музыки, ее восприятие, анализ и воспроизведение - основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкально-эстетического воспитания лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию. Опыт прошлого говорит о том, что восприимчивость к музыке и умение слушать воспитуемы, они приходят в результате определённого жизненного опыта, влияния окружающей среды и целенаправленного музыкально- эстетического воспитания.
На пробуждение художественных эмоций у учащегося всегда будет иметь воздействие его собственная живая и непосредственная реакция на музыку, на художественную красоту произведений, которые звучат и разбираются с педагогом на уроках фортепиано. Прослушивание учеником музыкального произведения на начальном этапе знакомства с ним - дело совместное, и эмоциональное предисловие (биография композитора, жанр и т.д.) к музыкальному произведению и эмоциональное исполнение преподавателем будет хорошим ориентиром для учащихся, иначе музыка становится только учебным материалом. Удовлетворение музыкальным процессом, музыкальной деятельностью на уроке фортепиано будет полным, если ученик с увлечением станет не только слушать музыку и исполнять, но и размышлять о ней, рисовать рисунки, воплощая образы музыкальных произведений, разбирая произведения.
Степень развития образного мышление ребёнка, очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки.
К сожалению, очень редко детская игра бывает интересна в эмоционально-образном отношении, чаще всего можно услышать сухой, академический набор звуков и слушать такую игру невероятно скучно. Но чтобы она, эта реакция, появилась, нужна очень искренняя заинтересованность ребёнка тем, что он делает за роялем. В этом вопросе главная задача – добиться яркой эмоциональной реакции на музыку. А для этого крайне важно, чтобы ребенок эти образы в музыке услышал.
У детей начинающих обучение музыке, ещё недостаточно развито абстрактное мышление, поэтому звучащая музыка не всегда вызывает у них ассоциативный ряд образов, близких к тем, с которыми они уже знакомы из своей детской жизни.
В связи с этим чрезвычайно важно подтолкнуть ребёнка к сознательному налаживанию мостов между эмоциональным содержанием музыки, которую он играет и теми образами, эмоциями, впечатлениями, которые он получает из своего жизненного опыта и от соприкосновения с другими, смежными видами искусств.
Одним из таких смежных и очень близких музыке видов искусств является литература. В музыке есть термины: «предложение», «фраза». Ещё мы используем понятия: «знаки препинания», «цезуры». Но самое главное, что роднит музыку с выразительной речью и что является одной из главных основ выразительного исполнения музыки на фортепиано – это интонация.
Поскольку музыка – язык эмоций, то и речь, с которой «снимаются», копируются интонации, должна быть обязательно эмоциональной. Таким образом, для того, чтобы игра музыканта была выразительной, он должен научиться выразительной, эмоциональной декламации. Если ребёнок умеет произносить слова эмоционально, с выразительной интонацией, то привнести эту интонацию в музыку будет намного проще, да и сам смысл музыки станет значительно ближе и понятнее.
ВЫВОД: Развитие образного мышления музыканта - пианиста, является неотъемлемым аспектом художественно-эстетического воспитания музыканта в классе фортепиано.
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Именно поэтому развитие образного мышления на уроках фортепиано необходимо как для достижения музыкального образа так и в общем для художественно-эстетического воспитания ученика в процессе работы на фортепианным произведением.
Список литературы
1. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ". Издательство "Музыка". Москва, 2003
2. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003
3. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002
4. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М., «Пресс-соло», 1998
5. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006