Технологическая карта урока по музыке во 2 классе на тему Музыка в православном храме. Жанр молитвы.


Технологическая карта урока Музыки во 2 классе
Тема урока: Музыка в православном храме. Жанр молитвы. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока Раскрыть понятия хоровой музыки; развивать умение отличать музыку светскую от духовной

Задачи урока Образовательные: прикосновение к высоким темам духовной жизни людей
Развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
Воспитательные: формирование уважения к традициям своего народа.
Планируемые результаты Предметные Дать представление о духовной музыке. Расширение музыкального кругозора.
Личностные Исполнение песни, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Мета
пред
метныеКоммуникативные Участвовать в вокально-хоровой работе, выполнять музыкально-ритмические движения.
Регулятивные Узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.
Познавательные Выполнение группового исследовательского проекта.
Межпредметные связи История, литература, изобразительное искусство.
Ресурсы урока Изображение храма, диски с музыкой П.И.Чайковского из «Детского альбома», учебники.
Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
УМК Школа 2100 Музыка. 2 кл.: Л.В.Школяр, В.О.Усачева 2015г.
Ход урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегосяПланируемые результаты
1 Организационный этап Вход под музыку «Вальс» П.И.Чайковский.
Музыкальное приветствие. Приветствие. Самоорганизация, способность регулировать свои действия.
2 Мотивация учебной деятельности учащихся -Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну Музыки. Но страна эта большая! Поэтому именно эти звуки дадут нам определиться, куда именно мы хотим попасть! (Звучит колокол учитель читает стих)
О, музыка!
Твое небесное звучанье,
Как нежный ветер в облаках,
Как голубых небес сиянье!
-Кому посвящены эти строки?
-Что несет с собой муза? Какие чувства?
(Нежность, красоту, свет, чистоту, добро)
-Представьте, что вы пришли в большое помещение и не знает, что сейчас произойдёт, и вдруг……….
Звучит «Сладкая греза» П.И.Чайковский
-Созвучна ли музыка словам, что мы прочитали?
-Что хочется делать под музыку?
-Может кто-то вспомнил это произведение?
(да) Cлушают стих и размышляют;
Слушают муз. произведение
И сопоставляют с прочитанным стихотворением.
Поиск и выделение необходимой информации
Определять тему и задачи конкретного урока.
3 Актуализация опорных знаний и умений. -C какими еще пьесами П.И.Чайковского вы знакомы?
-Куда вошли все эти пьесы?
-Кому посвятил «Детский альбом» Петр Ильич Называют ранее пройденный произведения, композитора.
Строить понятные для партнёра высказывания.
планировать деятельность с учётом поставленной цели
4 Постановка учебной проблемы Сочинения Чайковского любят во всех уголках необъятной нашей земли, и сегодня музыка Чайковского вновь звучит для нас! Откроем первую страничку «Детского альбома»она несет нам наступления нового дня.
-А что такое начало дня?
Сегодня мы узнаем, с чего же начиналось утро каждого человека, да и самого П.Ильича тогда, в 19 веке.
Слушание«Утренняя молитва».
-Слушая музыку, попробуйте создать свою видимую картину.
-Какая музыка по характеру?
-Где можно услышать эту музыку?
-Музыка народная или духовная?
-Что вы представили?
-Чайковский в этом произведении обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.
-Как вы думаете о чем будем говорить?
Размышляют о начале дня.
Слушают произведение и анализируют.
Дают предположения о теме урока. 5 Открытие новых знаний -Тема нашего урока «Музыка в храме»
-Как вы понимаете слово «Храм»
-Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами обращаются к Богу. В центре нашего города находится Церковь Василия Великого.
Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы, но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.
В церкви проводят службы- а служба в храме это молитва.
-Кому обращена молитва?
-Какая музыка может звучать в самом храме?
-Многие композиторы писали церковную музыку:
Слушание «В церкви» П.И.Чайковский.
-Куда нас перенесла музыка? (в церковь)
-Что делал наш музыкальный герой?(молился)
-Какая музыка может звучать в церкви?
Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В хоре раскрываются красота и богатство человеческого голоса.
-Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.
(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)
А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?
Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.
Первое сочинение «Утренняя молитва», передает какие чувства?(Светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. )
Учитель: А последнее - «В церкви», какие передаёт чувства? (Чувство успокоения, смирения, законченности дел. )Ответы на вопросы.
Слушание и анализирование муз. произведения.
Знакомятся с новым понятием a cappella. Формулировать собственное мнение и позиции
Выделение необходимой информации.
6 Физ.минутка Повторяйте движения Дети повторяют движения 7 Вокально-хоровая работа Чайковский как будто обращается к каждому:
«Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби... Мир тебе».
-А какую песню мы разучивали о доброте?
-Давайте мы ее сейчас исполним.
«Искусство пения – это, прежде всего, искусство вдоха и выдоха».
1.Упражнение на дыхание.
-Что зажигают в церкви перед иконой? (свечу)
-Подуем на неё так, что бы она не погасла, а лишь чуть откланялась вправо, влево, тихонько, не поднимая плеч, вдохнём носиком.(4 раза)
-А теперь резким выдохом её задуем, ( 4 раза)
-Ну а теперь поработаем над выработкой чистого унисона, округлого, собранного звука, исполним упражнение по трезвучиям вниз (Динь-динь-динь)
-А теперь позвоним в разные колокола.(по схеме)
-Красивым звук исполним попевки «Снег»
Кружится, кружится медленно снег,
Теплою шубкой укутал он всех»
-Какой свет получился у попевки?
Белый цвет – это цвет чистоты, свежести, лёгкости.
-Исполним так же чисто, легко.
Исполнение «Дорогою добра»
-Сейчас отдохнём, прочитаем ритмично стихотворение
«Ели»
Ели на опушке,
До небес макушки,
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат,
А внучата – ёлочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот, водят хоровод.
Ну а тепе -А на каком празднике мы водим хоровод?
Исполнение песни «Праздник Новогодний» Отвечают на вопросы;
Выполняют упражнение на дыхание;
Распеваются;
Исполняют 1 куп.песни.
Выполняют ритмические упражнения. Выполняют гимнастику
Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии. Самооценка своих возможностей и способностей.
8 Первичная проверка знаний. С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч. Скажите, а сегодня нужна ли людям молитва?
Я предлагаю вам прослушать исполнение современных певцов молитвы «Отче наш».
Слушают молитву
-Кто исполняет эту молитву?(муж.хор)
-Эту молитву исполнил замечательный хор Турецкого, я думаю, вы слышали о нём.
-Какие разновидности хора вам известны? (муж., жен., смеш., дет.)
-Вспомним, как называется исполнение без инструментального сопровождения? Слушают муз.произведение;
Анализируют.
9 Применение новых знаний. -Слушаем русскую народную песню «Ах, ты степь широкая».
-Чем отличается народная от духовной музыки? Подберите к каждому определению нужные предложения. Обучение правилам групповой деятельности;
10 Рефлексия Какой момент урока задел вашу душу наиболее глубоко?
Что вы можете сказать о музыке, которая сегодня прозвучала на уроке?
Как вы думаете, это музыка в храме может нас изменить в лучшую сторону?
В закючении нашего урока хочу что бы вы поняли, что хор сплачивает людей, хотелось чтобы вы всегда были дружными , сплочёнными . И чтобы вы шли по жизни «Дорогой добра» Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании
11 Дом. задание. Выполнить рисунок к прослушанному. Фиксирование д/з в дневниках.
Поиск и выделение необходимой информации.