Открытый урок в 4 класс Музыка в Храме


Музыка святых храмов
Музыка очищает душу человека.
А. ВивальдиТип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:  детские рисунки, иллюстрация иконостаса магнитофон, фортепиано
Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, передать свои впечатления в устной и творческой форме.
Цели:  : знакомство с музыкой православной церкви как части художественной культуры.
Задачи: -образовательная: прикосновение к высоким темам духовной жизни людей;
-развивающая: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания;
-воспитательная: формирование уважения к традициям своего народа;
Ход урока
Оргмомент. Музприветствие «Ну, здравствуйте, ребята»
Актуализация полученных знаний по теме
Новый материал.
Беседа по теме урока
Учитель: Мы продолжаем знакомство с музыкой великого композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.
Тема нашего урока необычная - «Музыка в храме». Как вы понимаете слово «храм»?
(Дети объясняют значение этого слова.)
Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней
Но, есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, внешней картины природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет ее. Такая музыка звучит в церкви
Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.
Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.
А теперь послушаем ее  (дети слушают «Утреннюю молитву»).
Какая музыка по характеру, темпу?
Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.
Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.
Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.
(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)
Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло.
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.
Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?
Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.
Учитель. Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)
Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления православных храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески - образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду - в храме, в доме, в дороге...
(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)
Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.
(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.) Светлая, нежная, печальная, минорная, благородная, тихая, простая, величавая, мирная, радостнаяУчитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.
А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?
Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.
ОБОБЩЕНИЕ
Учитель. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее - «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:
«Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби... Мир тебе».
С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.
Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.
Учитель. Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?
Дети. Свечу.
Упражнение «Свеча»
(на дыхание)
Учитель.
-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)
-Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).
Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».
Упражнение на гласные звуки
(выработка чистого унисона, округлости звука)
Учитель. А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).
Дети. Куполом.
Учитель. Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примерного звучания голосового аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз).Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Игра «У оленя дом большой»
(на дикцию, координацию движений)
Учитель. Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?
Дети. Перерыв в звучании.
Учитель. Правильно, мы сейчас вначале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе текст игры,  а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?
Дети. Скорость исполнения произведения.
Учитель. Да, все дружно и весело играем
У оленя дом большойОн глядит в своё окошкоЗаяц по лесу бежитВ дверь к нему стучится:
«Стук-стук, дверь откройТам в лесу охотник злой!»«Заяц, заяц, забегай!Лапу мне давай»
На каждую фразу стиха выполняется своё движение:
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)Дом большой (руки над головой «домиком»)Он глядит (правую руку над глазами)В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)Заяц (ладони к голове, как уши зайца)по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)«Стук-стукДверь открой (изобразить, как открывается дверь)Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)Охотник злой!» (сердитое лицо)«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)Лапу мне давай!» (подать руку)
А какие праздники встречают зимой?
Дети. Новый год, Рождество.
Учитель. А когда у нас в стране отмечают Рождество?
Дети. В январе, после Нового года.
Учитель. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сын Божий - Иисус Христос. Для нас праздник Рождества - это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и елки, это звездные ночи и рождественские напевы

Учитель. Давайте вспомним песню : «Легенда о розах» с которой познакомились и исполним ее но прежде скажите, как должна звучать эта песня?
Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.
(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.  Музыка христианского храма подарила людям — верующим и неверующим –замечательные образцы музыкального искусства. Для церкви писали музыку лучшие композиторы
Я вам предлагаю послушать прекрасное произведение Шуберта «Аве Мария»
Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?
Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.
(Отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома.)
ИТОГ УРОКА
 Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.
В конце урока дети рассказывают что нового узнали, с каким настроением уходят.
Антрацитовская
общеобразовательная школа I-IIIст. №3
Отрытый урок в 4-А классе
тема:
«Музыка святых храмов»
Составила и провела
Учитель музыки
Цибань И.М.
2016г.

.        


.
 
.