Использование современных образовательных технологий в рамках внедрения ФГОС


Исаева Екатерина Игоревна
учитель начальных классов
МКОУ Краснозерская СОШ № 2 имени Ф.И. АнисичкинаНовосибирская область
Использование современных образовательных технологий
в рамках внедрения ФГОС
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Необходимо внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Вашему вниманию предлагаю образовательные технологии, которые применяю я на своей практике: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; проектные технологии; личностно– ориентированное обучение; технология проблемного обучения, технология «портфолио».
Самыми распространенными, необходимыми, часто используемыми технологиями с учетом физиологических возрастных особенностей в работе любого учителя начальной школы, в том числе и в моей, являются игровые и здоровьесберегающие технологии.
Игры применяю разные: сюжетно– ролевые, дидактические, логические, подвижные.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально– ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно– речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение – гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Проекты в начальной школе разнообразны по всем предметам: «Моя родословная», «Времена года», «Рассказ о слове», «Тайна моего имени» и т.д. Результат проекта может быть представлен в виде презентации, выпуска информационного листа, буклета, и т.д.
Технология проблемного обучения. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:
– проблемные вопросы по природоведению:
Что случится, если растения исчезнут?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
– проблемные вопросы по русскому языку:
Что объединяет записанные слова? Какое из них «лишнее»?
Очки, каникулы, ножницы, санки.
– постановка проблемных задач:
По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Предлагаю задачи, в которых нет вопроса.
Широко использую задачи с заведомо допущенными ошибками: помоги какому– либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
– рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения:
Данный приём использую на уроках чтения и развития речи. Предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, эксперта-консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий. Также использую работу в парах.
Применяю игры в парах, в группах, коллективно:
«Защита проекта» – ученик готовит материал, затем выступает в роли учителя, используя при этом наглядность, доску.
«Любознательный» – назначается ребенок, который должен задать как можно больше четких и вразумительных вопросов.
Далее хотелось бы остановиться на технологии «Портфолио».
Школьный портфолио учеников моего класса состоит из нескольких разделов. Первый раздел представляет знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве созданы рубрики: «Мое имя», «Мой портрет», «Моя семья», «Мои друзья».
Следующий раздел «Общественная жизнь» включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.
Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, что также отражается в портфелях достижений в разделе «Мир моих увлечений».
В разделе «Мои достижения» занимают результаты олимпиад, конкурсов; помещаются грамоты, благодарности, дипломы.
Также важно помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», тесты, анкеты.
Применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.