Конспект урока по географии Реки. Части реки


Тема: Реки. Элементы речной системы.
Цели урока:
- сформировать представление о реке и речной системе;
-научить показывать и обозначать реки на карте, определять правые и левые притоки;
- расширять кругозор учащихся.
Оборудование:
Физическая карта мира, карта России,таблица «Речная долина», магнитофон, карточки с терминами: «исток», «устье», « приток правый», « приток левый», « речная система».
Ход урока.
I.Изучение нового материала. 1.Целеполагание.. Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Из далека долга течет река Волга…»-Тема нашего сегодняшнего урока – РЕКА И ЕЁ ЧАСТИ. (запись темы в рабочие тетради)
-Как бы вы объяснили маленькому ребенку, что такое река? (дети дают разные определения)2. Работа с учебником
- Давайте сравним ваши определения с тем, которое даётся в учебнике (стр.87)
-Откуда может брать начало река? Давайте изобразим это схематически в тетрадях.
горы
озеро

болото
Море, озеро,
океан
Расставим цифры:
Исток
Устье
Приток левый
Приток правый
-Учащиеся расставляют цифры последовательно, исходя из определения терминов.(учебник стр.87-88)
ИСТОК- это начало реки.
УСТЬЕ – это место впадения реки в другую реку, море или озеро.
РУСЛО – это углубление, по которому течет река.
ДЕЛЬТА – это форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.
ЭСТУАРИЙ- это воронкообразная форма устья реки, расширяющееся в сторону моря.3. Работа с картами атласа.
-Откройте карту полушарий и найдите реки, имеющие разную форму устья.
( дельта-Нил, Лена, Волга; эстуарий- Енисей, Конго)
ПРИТОК – это река, впадающая в другую реку.
Для того, чтобы определить положение притока необходимо двигаться по течению реки от истока к устью. Тот приток, который впадает справа – правый, тот, который впадает слева – левый.
-Откройте карту России и определите левые и правые притоки р.Лена.
РЕЧНАЯ СИСТЕМА – это река со всеми её притоками.
РЕЧНОЙ БАССЕЙН – это площадь, с которой река собирает воду.4.Самостояятельная работа.
-Давайте поработаем с картами и определим местоположение крупнейших рек мира. ( показ на карте учителем у доски - поиск реки учащимися в атласе – подпись в к\к синей пастой)
Список крупнейших рек мира:
Амазонка – самая полноводная, имеющая самый большой бассейн.
(7180 тыс.кв.км)
Амазонка и Нил – самые длинные
Миссисипи с притоком Миссури (приток длиннее)
Янцзы .Обь с притоком Иртыш (приток длиннее) – самая длинная в России
Хуанхэ (желтая река)
Меконг
Амур
Лена имеет самый большой бассейн в России.
Енисей – самая полноводная река России.
Волга5.Применение новых знаний на практике
- Давайте попробуем дать характеристику р.Волга по плану (план на доске):
1. Название реки. 4. В каком направлении течет река.
2. Исток реки. 5.Назовите правые притоки
3. Устье, форма устья. 6. Назовите левые притоки.
II.Рефлексия.- Учитель дает определение части реки, а учащийся выбирает карточку с термином и прикрепляет ее к пустой схеме.
III.Домашнее задание. & 38, уметь показывать обозначенные на уроке реки, сообщение о водопаде Анхель.